Безопасности объектов могут стать основной. Угрозы и защищенность объектов системами комплексной безопасности. Оптимизация построения СОБ

Содержание
  1. Гост р 53704-2009 системы безопасности комплексные и интегрированные. общие технические требования, гост р от 15 декабря 2009 года №53704-2009
  2. Предисловие
  3. Введение
  4. 1 Область применения
  5. 2 Нормативные ссылки
  6. Комплексная безопасность предприятия
  7. Зоны риска
  8. Субъекты деятельности по безопасности
  9. Управление безопасностью
  10. Принципы построения системы безопасности
  11. Организация и функционирование системы безопасности компании должны осуществляться на основе следующих принципов:
  12. Виды угроз для бизнеса
  13. В соответствии с общей теорией безопасности выделяют пять базовых угроз:
  14. Угрозы предпринимательской деятельности также имеют свою классификацию:
  15. По степени вероятности угроза оценивается как:
  16. Процесс борьбы с угрозами можно разделить на три этапа:
  17. Построение системы безопасности компании
  18. Системы комплексной безопасности критически важных объектов | Официальный сайт АО
  19. Критерии эффективности
  20. Общие требования и задачи
  21. Принципы построения и функционирования
  22. Состав и структура построения
  23. Организационно-технические принципы создания систем

Гост р 53704-2009 системы безопасности комплексные и интегрированные. общие технические требования, гост р от 15 декабря 2009 года №53704-2009

Безопасности объектов могут стать основной. Угрозы и защищенность объектов системами комплексной безопасности. Оптимизация построения СОБ

ГОСТ Р 53704-2009

Группа У07

ОКС 13.100, 13.220, 13.310, 13.320, 33.040.20

ОКП 43 7100, 43 7200, 43 8900

Дата введения 2010-09-01

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Международной Ассоциацией (МА) «Системсервис», ОАО «Концерн Росбезопасность», Федеральным государственным учреждением «Научно-исследовательский центр «Охрана»» МВД России (ФГУ «НИЦ «Охрана»» МВД России), Научно-внедренческим предприятием (НВП) «Болид», Государственным учреждением «Научно-производственное объединение «Специальная техника и связь»» МВД России (ГУ НПО «Специальная техника и связь» МВД России), кафедрой пожарной автоматики Академии ГПС МЧС России, Московским представительством ЗАО «Аргус-Спектр», комитетом по отраслевым нормативам и стандартам Ассоциации индустрии безопасности

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 439 «Средства автоматизации и системы управления»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. N 1140-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты».

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты».

Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 2, 2013 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

Введение

Настоящий стандарт разработан в следующих целях:

— определения необходимых условий и ресурсов для объединения в сложную систему (в дальнейшем по тексту настоящего стандарта — интеграции) технических средств, применяемых в комплексном обеспечении безопасности защищаемых объектов (в дальнейшем по тексту настоящего стандарта — объектов) с учетом их назначения и значимости от техногенных, антропогенных и природно-климатических угроз;

— определения возможности и целесообразности последующей интеграции вновь создаваемой для защиты объекта сложной системы с другими сложными системами подобного функционального назначения вне объекта, а также определения необходимых для этого средств;

— определения и регламентации основных технических требований к комплексным и интегрированным системам безопасности объектов, а также к условиям их самостоятельного применения или совместного использования с едиными дежурно-диспетчерскими службами (ЕДДС) и системами мониторинга состояния территорий в пределах административно-территориальных образований в регионах или в субъектах Российской Федерации по ГОСТ Р 22.1.12.

При разработке настоящего стандарта учтены материалы «Основ государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов» [7], Директивы 73/23/ЕЕС/23* — 1988 стран-членов ЕС [8], положения международных стандартов МЭК 60839-1-1*, МЭК 60839-1-4*, МЭК 61160*, ИСО 10006**, ИСО 7240-19*, ИСО 9000*, ИСО 9001*.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает назначение, общие принципы и технические требования по построению, применению и эксплуатации комплексных и интегрированных систем безопасности, предназначенных для защиты объектов: административных, производства продукции, жизнеобеспечения населения, оказания услуг населению, общественных, жилых, для защиты окружающей объекты природной среды в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации [1-5].

Настоящий стандарт не распространяется на системы, применяемые для обеспечения безопасности объектов по [6]: военного и оборонного значения; федеральной государственной власти и управления; экологически опасных производств и промыслов; ядерных и радиационно-опасных объектов; стратегического (мобилизационного) резерва и жизнеобеспечения; объектов тепловой и гидроэнергетики, подлежащих охране и обороне, а также на технические системы обеспечения безопасности объектов федерального, регионального и муниципального значения, созданные (создаваемые) и эксплуатируемые во исполнение целевых указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации, выполненные на основе специальных ведомственных кодексов, сводов правил и норм.

2 Нормативные ссылки

Источник: http://docs.cntd.ru/document/1200080466

Комплексная безопасность предприятия

Безопасности объектов могут стать основной. Угрозы и защищенность объектов системами комплексной безопасности. Оптимизация построения СОБ

В нынешних реалиях ни одна компания не застрахована от различного вида опасностей и угроз, которые способны нанести бизнесу существенный урон.

Система безопасности предприятия – это система выявления, предупреждения и пресечения посягательств на законные права предприятия, его имущество, интеллектуальную собственность, производственную дисциплину, технологическое лидерство, научные достижения и охраняемую информацию.

Зоны риска

Не является верным утверждение, что безопасность – это в первую очередь физическая защищенность предприятия, так как для бизнеса угрозами также могут являться не только имеющие физическую природу грабеж, порча или уничтожение имущества, но и целый ряд факторов некриминального характера: некомпетентность собственного персонала, недобросовестность конкурентов или партнеров, информационные войны, изменение экономической ситуации и многое другое. Основной целью комплексной системы безопасности является обеспечение для предприятия возможности успешно осуществлять свою деятельность в условиях нестабильности (как внутренней, так и внешней), своевременно распознавать и предотвращать все потенциальные угрозы, защищать всеми законными способами свои интересы, охранять здоровье и жизнь работников предприятия.

Субъекты деятельности по безопасности

Выделяют две группы субъектов, обеспечивающих безопасность предприятия: внешние субъекты и внутренние.

https://www.youtube.com/watch?v=6_FxMHrrgF8

К внешним субъектам относятся органы законодательной, исполнительной и судебной власти, призванные обеспечивать безопасность всех без исключения граждан в отдельно взятом государстве.

Деятельность этих органов не может контролироваться самими предприятиями.

Они формируют законодательную основу функционирования и защиты хозяйственной деятельности в различных ее аспектах и обеспечивают ее исполнение.

К внутренним субъектам относятся подразделения, ответственные лица либо привлеченные предприятием специалисты, непосредственно осуществляющие деятельность по защите безопасности данного конкретного субъекта хозяйственной деятельности.

Управление безопасностью

Эффективному построению системы защиты компании, как правило, мешает невысокий уровень знаний по этому вопросу, дефицит профессиональных кадров, способных эффективно построить систему безопасности компании, отсутствие практического опыта работы, должной литературы и учебных заведений, готовящих специалистов по безопасности коммерческого предприятия.

Из опыта известно, что компания начинает задумываться о своей безопасности только после того, как возникли проблемы и произошли финансовые потери. Этого можно и нужно избежать.

В первую очередь нужно сказать, что комплексная корпоративная безопасность невозможна без обеспечения руководителей компании информацией, необходимой для всесторонне взвешенного принятия управленческих решений, как стратегических, так и оперативных.

Если предприятие претендует на долгую жизнь и непрерывное развитие, необходима правильная обработка и анализ информации о внешней и внутренней среде компании, конкурентах, поставщиках, партнерах, сотрудниках, бизнес-процессах и тенденциях развития рынка.

Все это требуется для минимизации предпринимательских рисков. При этом оптимальная политика руководства предприятия в области создания действительно эффективной системы безопасности состоит в том, чтобы, исходя из имеющихся ресурсов и существующих приоритетов, проводить мероприятия, предусматривающие постепенное повышение эффективности всей системы безопасности.

Принципы построения системы безопасности

Каждая система безопасности – это уникальный продукт. Например, системы безопасности торгового предприятия, транспортной компании или производственной фирмы очень отличаются друг от друга. Тем не менее существуют общие принципы, основываться на которые можно при построении любой системы.

Все мероприятия по обеспечению безопасности можно разделить на 5 категорий:

– прогнозирование возможных угроз;

– организация деятельности по предупреждению возможных угроз (превентивные меры);

– выявление, анализ и оценка возникших реальных угроз безопасности;

– принятие решений и организация деятельности по реагированию на возникшие угрозы;

– постоянное совершенствование системы обеспечения безопасности предприятия.

Организация и функционирование системы безопасности компании должны осуществляться на основе следующих принципов:

  1. Комплексность. Руководство компании должно оценивать все возможные угрозы и, исходя из этого, строить систему безопасности.
  2. Своевременность.

    Все, что делается для обеспечения безопасности, должно быть направлено в первую очередь на упреждение возможных угроз, а также на разработку эффективных мер предупреждения посягательств на интересы компании.

  3. Непрерывность. Защитные меры должны применяться постоянно.

    Наиболее эффективным считается непрерывный цикл «планирование – реализация – проверка – совершенствование – планирование – …».

  4. Законность. Система безопасности должна опираться на действующее законодательство с применением всех дозволенных методов обнаружения и пресечения правонарушений.
  5. Плановость.

    Деятельность по обеспечению безопасности должна строиться на основе специально разработанных планов работы всех подразделений компании и ее отдельных

  6. сотрудников.
  7. Целесообразность. Руководству компании обязательно нужно сопоставлять размер возможного ущерба и затраты на обеспечение безопасности (критерий «эффективность – стоимость»).

  8. Дублирование. Средства защиты должны быть продублированы. Тогда при отказе одного звена системы всегда можно задействовать резервный вариант.
  9. Специализация. Не обязательно все вопросы безопасности решать силами штатного персонала.

    Для большинства предприятий экономически выгоднее привлекать к разработке и внедрению системы безопасности специализированные организации, сотрудники которых подготовлены к конкретному виду деятельности, имеют опыт практической работы и государственную лицензию на право оказания услуг.

  10. Совершенствование.

    Меры и средства защиты следует изменять и дополнять, основываясь на собственном ежедневном опыте, отслеживать появление новых технических средств и нормативно-технических требований.

  11. Централизация управления.

Система безопасности должна работать самостоятельно по единым утвержденным в компании принципам. А руководитель организации должен при любых условиях владеть ситуацией. И последнее слово в принятии решения остается неизменно за ним.

Виды угроз для бизнеса

Угрозой безопасности компании считается потенциально или реально возможное событие, действие, процесс или явление, которое способно нарушить ее деятельность. Чтобы предпринимать какие-либо действия для предотвращения нежелательных событий, нужно знать, что в принципе может угрожать предприятию.

Угрозы могут быть постоянными или временными, внешними или внутренними.

В соответствии с общей теорией безопасности выделяют пять базовых угроз:

  1. Угрозы, связанные с конкурентной борьбой.
  2. Угрозы, связанные с человеческим фактором.
  3. Угрозы, связанные с деятельностью государства (коррупция, несовершенство
  4. законодательства, административный ресурс, политика и т.д.).
  5. Угрозы, связанные с организованной преступностью.
  6. Угрозы, связанные с техногенными и природными факторами.

Угрозы предпринимательской деятельности также имеют свою классификацию:

  • преднамеренные (кражи, нападения, взломы, проникновения на территорию, недобросовестная конкуренция, демпинг, промышленный шпионаж, шантаж, заведомо неправильное оформление договоров, документов и т.д.);
  • непреднамеренные (природные и технические);
  • информационные (утечка конфиденциальной информации, уничтожение или несанкционированное изменение информации, порча технических средств приема, передачи, обработки и хранения информации и т. д.);
  • непреднамеренная некомпетентность (некомпетентность пользователя, ошибки при разработке программного обеспечения, халатность, и т. д.);
  • экономические (невозврат кредитов, мошенничество, хищение финансовых средств, подделка платежных документов, фальсификация финансовой или бухгалтерской отчетности и т. д.);
  • объективные (инфляция, конкуренция, экономические кризисы и т.д.);
  • юридические (незнание либо игнорирование права и юридической составляющей организации и ведения бизнеса).

По степени вероятности угроза оценивается как:

  • реальная, где вероятность может быть подсчитана, например, исходя из статистики, экспертным методом, методикой группового SWOT анализа и т. д.;
  • потенциальная.

По всем выявленным угрозам руководителю необходимо определить их уровень в материальном (денежном) выражении. Надо оценить возможные потери от реализации каждой угрозы.

В общем случае таковыми потерями можно считать произведение суммы возможного ущерба и вероятности его наступления.

Процесс борьбы с угрозами можно разделить на три этапа:

  • предотвращение угроз (меры профилактического характера, когда угроза еще не действует, но потенциально существует);
  • обнаружение угроз (меры, призванные выявить угрозу в момент ее появления);
  • ликвидация последствий угроз (меры, которые принимаются после прекращения действия угрозы).

Построение системы безопасности компании

Чтобы создать систему безопасности в компании, нужно для начала сформулировать, какие функции будут на нее возложены, определить потенциально опасные объекты, провести анализ степени их защищенности.

Затем следует рассчитать силы и средства, необходимые для обеспечения безопасности: количество людских ресурсов, материально-технических ресурсов, оптимальные затраты на их содержание.

Следующим шагом руководства предприятия является создание органов (субъектов) обеспечения безопасности, будь то подразделение внутри фирмы, назначение ответственных лиц либо заключение договоров со специализированными организациями. Далее, совместно с созданными субъектами, происходит разработка механизмов обеспечения безопасности, ввод в эксплуатацию технических средств, создаются структуры управления всей системой.

После того, как система безопасности начала функционировать, руководителю необходимо осуществлять постоянный контроль над выполнением положений концепции безопасности.

Любая, даже очень хорошо организованная система безопасности нуждается в постоянном развитии и постоянной адаптации к изменяющимся условиям, требует совершенствования форм и методов ее работы.

Источник: https://xn----7sbbdrdosbikpgckcek4ajcw4u6b.xn--p1ai/kompleksnaya-bezopasnost-predpriyatiya-statya/

Системы комплексной безопасности критически важных объектов | Официальный сайт АО

Безопасности объектов могут стать основной. Угрозы и защищенность объектов системами комплексной безопасности. Оптимизация построения СОБ

Повышение эффективности защиты критически важных государственных, промышленных и коммерческих объектов в условиях существующих и прогнозируемых угроз, включая природные, техногенные и антропогенные угрозы, является актуальной задачей, направленной на обеспечение комплексной безопасности объектов и минимизацию потенциального ущерба

Владимир
Пожидаев

Главный научный сотрудник НИИСБ АО «ФЦНИВТ «СНПО «Элерон»

Виктор
Паршенцев

Главный конструктор – директор НИИСБ АО «ФЦНИВТ «СНПО «Элерон»

Иван
Рева

Заместитель генерального директора АО «ФЦНИВТ «СНПО «Элерон»

Сергей
Игнатьев

Руководитель направления АО «ФЦНИВТ «СНПО «Элерон»

Исходя из спектра угроз, можно выделить важнейшие составляющие комплексной безопасности критически важных объектов (КВО):

  • антитеррористическая и противодиверсионная безопасность;
  • пожарная, информационная и технологическая безопасность (инженерных систем и конструкций);
  • взрывобезопасность;
  • радиоэлектронная, радиационная, химическая и бактериологическая безопасность;
  • навигационная и воздушная безопасность;
  • безопасность связи и передачи данных;
  • медицинская безопасность.

Согласно исследованиям, реализация указанных составляющих становится возможной в рамках создания системы комплексной безопасности КВО как интегрированного решения, обеспечивающего противодействие всем прогнозируемым угрозам на новом информационно-технологическом уровне.

Критерии эффективности

Система комплексной безопасности (СКБ) КВО является организационно-технической системой, предназначенной для предотвращения угроз безопасности критически важных объектов путем снижения рисков, обусловленных несколькими видами и/или источниками опасности, и включающей в себя совокупность объектовых средств и комплексов безопасности, а также средств и систем оснащения подразделений безопасности, объединенных системой сетевого компьютерного управления (ССКУ). В зависимости от типа объекта различаются стационарные и мобильные СКБ КВО.

Основными факторами, определяющими эффективность таких систем, являются:

  • полнота учета источников опасности;
  • уровень резервирования мер по упреждению угроз безопасности;
  • уровень совершенства применяемых технических средств безопасности;
  • полнота и достоверность оценки оперативной ситуации;
  • уровень информационной осведомленности лиц, принимающих решение (ЛПР);
  • способность систем адаптироваться к текущим условиям применения;
  • удобство и технологичность способов объединения средств безопасности в единую систему.

Общие требования и задачи

Анализ перечисленных факторов позволяет сформировать общие требования к СКБ КВО:

  • непрерывность и полнота контроля комплексной безопасности КВО;
  • структурно-параметрическая адаптивность к особенностям конкретного КВО;
  • оперативность контроля и адекватность реагирования на изменения диверсионной, техногенной и экологической обстановки на объекте;
  • согласованность, рациональность и целенаправленность управления в реальном масштабе времени силами и средствами комплексной безопасности;
  • возможность наращивания сил и средств комплексной безопасности при изменении угроз;
  • согласованность взаимодействия с внешними силами и средствами;
  • устойчивость функционирования составных частей СКБ КВО в сложных условиях;
  • защищенность персонала сил безопасности КВО при выполнении ими функций противодействия угрозам и ликвидации их последствий ;
  • полнота контроля функционирования СКБ КВО, состояния ее составных частей, действий персонала и постов управления комплексной безопасностью;
  • совместимость функционирования составных частей СКБ между собой и со всеми радиоэлектронными системами объекта.

Требования отражают функциональные возможности и свойства, которыми должна обладать создаваемая система, с учетом ее взаимодействия с внешними системами и органами.

Особенность представленных требований заключается в распространении их на все составляющие комплексной безопасности и направленности на обеспечение непрерывного контроля обстановки и оперативности адекватного реагирования на ее изменения в рамках выделяемых и наращиваемых ресурсов системы. Исходя из этого, основные задачи СКБ КВО включают в себя:

  • осуществление мероприятий по всем составляющим комплексной безопасности;
  • проведение действий по снижению рисков возникновения угроз различного характера, поддержание требуемого уровня безопасности КВО на основе сочетания обеспечения безопасности непосредственно в границах объекта с ведением в чрезвычайных ситуациях активных действий за его пределами;
  • мониторинг текущей (оперативной) обстановки;
  • контроль действий сил, обеспечивающих комплексную безопасность;
  • оценка текущего состояния сил и средств комплексной безопасности;
  • анализ уязвимости и оценка эффективности комплексной безопасности;
  • планирование и управление комплексной безопасностью КВО, включая управление силами и средствами СКБ КВО, координацию их действий по противодействию угрозам;
  • документирование событий, связанных с функционированием СКБ КВО, с формированием соответствующих баз данных.

Важно подчеркнуть, что решение таких задач, как оценка текущего состояния сил и средств, уровня уязвимости объекта и эффективности его комплексной безопасности, а также планирование и управление на основе полученных оценок придают процессу функционирования СКБ целенаправленность и рациональность.

Принципы построения и функционирования

Для эффективного решения сформулированных задач разработаны принципы построения и ункционирования СКБ КВО, к которым относятся:

  • совместимость СКБ КВО с другими системами объекта;
  • структурно-параметрическая адаптивность к объекту применения на основе модульности, масштабируемости и конфигурируемости СКБ КВО и сервисориентированной архитектуры ее специального программного обеспечения (СПО);
  • открытость в развитии системы и наращивании ее ресурсов в едином адресном пространстве в зависимости от обстановки;
  • централизованность и иерархичность управления на основе применения сетецентрических технологий;
  • своевременность и адекватность реагирования на возникающие угрозы на основе технологий поддержки принятия решения и вариативности в типе и уровне противодействия угрозе;
  • информационная совместимость с внешними системами и средствами на основе применения унифицированных интерфейсов и протоколов обмена;
  • эшелонированность защиты КВО на основе комплексности обеспечения безопасности и рациональном сочетании способов этого обеспечения;
  • зональность и секторность размещения средств безопасности на объекте;
  • унификация и стандартизация функциональных модулей системы.

Данные принципы ориентированы на обеспечение системой комплексной безопасности ее электромагнитной, конструктивной, технологической и информационной совместимости с другими системами КВО; адаптивности к особенностям построения и применения объекта за счет реализации процедур масштабирования и конфигурирования СКБ в сочетании с ее построением на основе унифицированных функционально завершенных модулей. Технологической базой предложенных принципов построения системы являются:

  • сетецентрические, нейросетевые и геоинформационные технологии;
  • сервис-ориентированная архитектура специального программного обеспечения;
  • технологии искусственного интеллекта, роботизации и поддержки принятия решений;
  • унифицированные протоколы и интерфейсы информационного обмена.

Система комплексной безопасности КВО как интегрированная система, построенная на данной технологической базе, приобретает новые функциональные возможности и свойства, отражающие синергетический эффект.

Ключевыми элементами этого эффекта являются полная информационная осведомленность лиц, принимающих решение при противодействии всему комплексу угроз, и, как следствие, оперативное формирование поддержки принятия ими решения по рациональному управлению силами и средствами безопасности, а значит – обеспечение целенаправленности, адекватности и эффективности их применения.

Состав и структура построения

Исходя из прогнозируемых угроз и принципов построения, в состав базового варианта СКБ КВО могут включаться:

  • система сетевого компьютерного управления;
  • унифицированная автоматизированная система охраны (АСО);
  • унифицированная автоматизированная система противопожарной защиты (АСПЗ);
  • комплекс контроля и защиты приземного пространства (КЗПП);
  • комплект средств инженерного мониторинга территории (СИМТ);
  • система мониторинга инженерных систем жизнеобеспечения и инженерных конструкций (СМИС);
  • комплект средств радиоэлектронного контроля (СРК);
  • комплект средств защиты информации (СЗИ);
  • комплект средств радиационной, химической и бактериологической защиты (РХБЗ);
  • комплект средств обеспечения медицинской безопасности (ОМБ);
  • комплект средств защиты систем связи и передачи данных (ЗСПД);
  • комплект средств защиты навигационных каналов (ЗНК);
  • комплекс средств оснащения (КСО) подразделений безопасности объекта.

ССКУ, представляющая собой совокупность комплексов средств навигации, средств сопряжения, связи и передачи данных, а также программно-аппаратного комплекса (ПАК), формирующего сеть и рабочие места, обеспечивает информационно-управляющее объединение как составных частей ССКУ, так и системы комплексной безопасности в целом. В результате структура СКБ КВО примет вид, приведенный на рисунке.

Структурная схема в базовом варианте СКБ КВО является наиболее полной, что позволяет охватить все множество существующих и прогнозируемых угроз.

Если для конкретного КВО часть угроз нехарактерна, то при конфигурировании системы соответствующие составные части могут быть исключены из представленной структуры и создан вариант исполнения СКБ КВО.

Аналогично может конфигурироваться любая из составных частей рассматриваемой системы.

В частности, комплекс средств оснащения подразделений безопасности объекта, включающий в себя мобильные средства поиска и обезвреживания источников опасности, после конфигурирования будет содержать лишь те средства, которые необходимы на конкретном объекте. К ним могут относиться средства поиска и задержания нарушителей, предотвращения аварии соответствующего типа и ликвидации ее последствий.

Организационно-технические принципы создания систем

Из изложенного следует, что СКБ КВО является сложной системой, создание и развитие которой целесообразно осуществлять согласно организационно-техническим принципам, к которым относятся:

  • безусловность повышения эффективности комплексной безопасности КВО при вводе в состав СКБ вновь разрабатываемых систем и средств;
  • программно-целевое планирование;
  • этапность развития;
  • принцип ресурсосбережения, позволяющий обеспечить безопасность КВО и снижение потерь от источников опасности в условиях ограниченности ресурсов;
  • принцип межведомственной концентрации бюджетных средств при создании новых видов средств безопасности, характеризующихся универсальностью применения и наиболее высоким уровнем сложности.

Представленные организационно-технические принципы направлены на обеспечение эффективности и целенаправленности процесса создания и развития СКБ. Основу целенаправленности здесь должно составлять программно-целевое планирование, а сложности финансовых и временных ограничений – разрешаться за счет этапности развития, применения ресурсосберегающих технических решений и технологий.

С учетом вышесказанного этапы развития СКБ будут отражать постепенность наращивания технико-технологических возможностей системы, начиная с ее построения на основе существующих серийно выпускаемых комплектующих средств безопасности с последующим переоснащением на вновь разработанные образцы. Общая направленность совершенствования при этом будет заключаться в переходе от современных серийных изделий к роботизированным составным частям СКБ с интеллектуальной сетецентрической системой управления.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Одним из ключевых направлений в области обеспечения безопасности КВО является создание систем комплексной безопасности, охватывающих весь спектр прогнозируемых угроз.
  2. Реализация сформулированных требований и принципов позволит расширить функциональные возможности СКБ КВО, существенно повысить их функциональную надежность, качество функционирования и обеспечить приведение структуры систем в соответствие с особенностями объектов.
  3. Применение прорывных информационных технологий для создания перспективной СКБ КВО обеспечит реализацию в ней новых свойств, включая самоорганизацию, адаптивность и открытость к развитию.

Источник: https://www.eleron.ru/publication/2018/11

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: