Что такое аппарат государства. Государственный аппарат. Государственный орган: понятие, признаки, виды

Содержание
  1. Государственный аппарат и механизм государства: соотношение понятий
  2. Государство – общие понятия
  3. Основные признаки государства
  4. Понятие аппарата государства
  5. Чем отличается механизм государства от государственного аппарата?
  6. Признаки механизма государства
  7. Особенности аппарата
  8. Структура механизма страны
  9. Система аппарата страны
  10. Принципы, на которых категории основаны
  11. Соотношение категорий с другими институтами
  12. Заключение
  13. Механизм государства: понятие, признаки, структура
  14. Структура механизма
  15. Понятие, признаки и элементы механизма государства
  16. Государственный орган: понятие, признаки, виды
  17. Признаки государственного органа:
  18. Виды государственных органов
  19. Понятие государственного аппарата
  20. Значение государственного аппарата. Ценностный смысл государственного аппарата состоит в следующем:
  21. Признаки государственного аппарата. Характерные черты государственного аппарата следующие:
  22. Соотношение государственного аппарата и механизма государства. Оно представлено двумя позициями:
  23. Механизм государства включает:
  24. Государственное учреждение – это аппарат государственного органа, оказывающий содействие его деятельности, но не обладающий властными полномочиями. Учреждения отличаются от органов государства следующим:
  25. Модели государственного аппарата. С точки зрения господствующей идеологии различают три основных модели систем государственного аппарата:
  26. Централизованно-сегментарная модель. Ее отличия состоят в следующем:
  27. Моноцефальная система государственных органов характеризуется следующим:
  28. Монотеократическая модель. Для данной модели системы государственных органов характерно следующее:
  29. Виды правовых форм деятельности государственного аппарата. К правовым формам относятся:
  30. Система государственного аппарата. Аппарат государства подразделяется на следующие крупные подсистемы:
  31. Наиболее распространенным является деление государственного аппарата по принципу разделения властей:
  32. Некоторые авторы подразделяют аппарат (механизм) государства на две подсистемы (в зависимости от места органа в государстве):
  33. Факторы функционирования аппарата государственного управления
  34. Характеристика структуры государственного аппарата

Государственный аппарат и механизм государства: соотношение понятий

Что такое аппарат государства. Государственный аппарат. Государственный орган: понятие, признаки, виды

Государство – это особая форма социальной организации больших людских масс. Но оно существовало далеко не всегда. Изначально люди представляли собой разрозненную биологическую совокупность. Объединения были ограничены лишь небольшими родовыми общинами или же семьями.

Однако, в силу своей социальной природы, каждый человек стремится к существованию в обществе. Именно этот факт повлек создание стран, которые представляют собой сложную форму организации населения определенной территории.

Ключевым аспектом подобных структур является не только момент их создания, но еще и процесс регулирования внутренней и внешней деятельности. Долгое время люди не моги создать систему управления государством. Это во многих случаях приводило к потере эффективности организации, другими словами, полной анархии.

Но с течением времени положение дел существенно изменилось. Внутри государств стали появляться органы власти и уполномоченные лица. На сегодняшний день во всех странах действует институт механизма государства. Именно он отвечает за эффективную координацию внутренних отношений в подобных организациях.

Однако помимо механизма существует также государственный аппарат. Суть этих понятий является достаточно близкой, что во многих случаях приводит к путанице. Поэтому в данной статье мы попытаемся разъяснить особенности каждой категории.

Государство – общие понятия

Чтобы наиболее полно и грамотно рассмотреть категории «государственный аппарат» и «механизм государства», необходимо назвать ключевые особенности страны. На протяжении многих лет ученые-теоретики спорили об особенностях держав и дефиниции этой категории.

Сегодня, конечно же, уже сформировалось доктринальное понятие государств.

Согласно положениям наиболее классической теории, страна – это социально-правовая организация людей, которая управляется властью политического характера, реализует в своей деятельности метод принуждения, а также обладает суверенитетом.

Помимо этого, любая страна имеет ограниченные территориальные рамки, а также собственное население. Государственный аппарат и механизм государства – это уже сфера управления державой, которая берет свое начало непосредственно от населения. Ведь именно оно осуществляет регулирование внутренних процессов в стране.

Основные признаки государства

Все без исключения страны на сегодняшний день формируются по единому образу. Это свидетельствует о наличие общих теоретических и практических основ построения государств. Примером тому является существование признаков державы, которые в науке признаются всеми теоретиками. Таким образом, в число основных признаков государственной организации входят:

  • наличие единой всеобщей силы политического характера;
  • возможность создавать новые правила поведения и менять уже существующие;
  • наличие государственного имущества (собственности);
  • существование единого языка, в зависимости от количества этнических структур;
  • наличие суверенитета и государственного аппарата (механизма).

Как мы видим, государственный аппарат – это не просто институт в отдельно взятой стране, но еще и ключевой признак её непосредственного существования. Таким образом, данная категория наделена массой интересных моментов, рассмотрение которых позволяет выделить специфические особенности различных стран.

В современной науке существует множество терминов, которые в большинстве случаев ошибочно отождествляются. Например, понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» соотносятся как абсолютно идентичные категории.

Конечно, такой подход является ошибочным, так как суть обеих категорий является совершенно разной. Возьмем, к примеру, механизм государства.

Что собой представляет данная категория? Механизмом государства в классическом варианте признается иерархическая, целостная система органов государственной власти и других официальных учреждений, которые непосредственно реализуют в своей деятельности наиболее важные функции державы.

То есть механизм – это высшая сфера управления страной. Он является неотъемлемой частью любой политико-правовой структуры на сегодняшний день. Механизм характеризуется определенными признаками, которые будут представлены далее в статье.

Понятие аппарата государства

В теории об аппарате страны существует множество научных взглядов. Практически все они основываются на том, что данная категория является системным элементом механизма государства. Подобная трактовка имеет множество приверженцев. При этом её сложно признать неправильной, если исходить из понятия государственного аппарата.

Согласно ему, представленная категория – это система государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными, контролирующими и управленческими полномочиями. Именно при помощи данных ведомств государство реализует свои ключевые функции.

На официальные органы, непосредственно входящие в аппарат, возлагаются полномочия использования наиболее важных общественных ресурсов для достижения ими поставленных целей.

Таким образом, обе категории являются достаточно необычными. При этом в высших учебных заведениях отводится большое количество времени на то, чтобы будущие юристы детально разобрали механизм государства и государственный аппарат. Шпаргалка в данном случае невозможна на экзаменах, так как категории эти крайне сложные и необычные.

Чем отличается механизм государства от государственного аппарата?

Представленные выше понятия двух категорий дают возможность разобраться в сути их взаимосвязи. Тот факт, что государственный аппарат и механизм не являются идентичными, не оставляет сомнений. Однако многим людям непонятно, на основе чего представленные категории между собой разнятся.

Необходимо начать с того, что механизм государства – это система официальных органов и учреждений. В данном случае говорится обо всех без исключения субъектах управленческого процесса. Государственный аппарат несколько отличается.

Данная категория характеризует исключительно органы, которые хоть и наделены уникальными полномочиями, но значимых для страны решений не принимают, а сфера их деятельности ограничена рамками отраслевых нормативных актов. Иными словами, государственный аппарат – это часть механизма страны.

Но дабы более детально разобраться в сути этих своеобразных категорий, нужно проанализировать их признаки.

Признаки механизма государства

Каждая научная категория имеет ряд специфических моментов, на основе которых её можно изучить и вообще выявить. Понятие и признаки механизма государства, государственного аппарата являются подобными идентификационными элементами. Что касается первой категории, то её на сегодняшний день характеризуются следующие моменты:

1) целостность системы, в которой все без исключения органы и учреждения взаимосвязаны между собой;

2) наличие единых функциональных задач у всех входящих в структуру механизма органов;

3) базисом механизма государства являются официальные учреждения о ведомства, которые имеют уникальные по своей сути полномочия;

4) механизм страны – это функциональный рычаг, который отвечает за развитие державы и общества.

Как мы видим, представленная категория имеет множество интересных критериев, которые её наиболее полно характеризуют.

Особенности аппарата

Признаки характеризуют не только механизм страны. Их можно выделить при анализе любой научной категории. Государственный аппарат и механизм государства тесно связаны друг с другом. Поэтому их особенности в какой-то мере буду схожи, однако ключевые признаки категорий разные. Государственный аппарат характеризуется следующими моментами:

1) все входящие в структуру органы имеют официальный статус;

2) в процессе своей деятельности они реализуют управленческие, контролирующие и исполнительно-распорядительные функции;

3) аппарат имеет право распоряжаться, а также пользоваться общественной собственностью и другими необходимыми ресурсами;

4) система органов власти является строго иерархичной;

5) в структуру входят все без исключения государственные ведомства.

Отсюда следует, что все без исключения особенности аппарата страны связаны с объектами, которые входят в его непосредственную систему.

Структура механизма страны

Государственный механизм и аппарат государства, книги о которых все чаще публикуются на сегодняшний день, являются структурированными категориями. В каждой из них существуют собственные системные элементы, выполняющие определенные функции. Механизма государства состоит из пяти элементов.

1. Первой составляющей, конечно же, является аппарат державы, то есть система официальных органов власти. Данные ведомства являются фактической силой государства.

2. Второй элемент состоит из официальных организаций. Подобные структуры выполняют по большей части охранную деятельность, связанную с обороной непосредственно страны и её населения.

3. Что касается государственных учреждений, то на них распространяются функции культурного, научного, здравоохранительного и иных видов обеспечения населения страны. К числу таких структур можно отнести школы, больницы, высшие учебные заведения и т. п.

4. Государственными предприятиями признаются структуры, которые управленческими полномочиями не обладают, но на них возлагается задача осуществления хозяйственной деятельности, основанной на изготовлении продукции, выполнении работ и т. п.

В структуру механизма государства входят такие специфические элементы, как финансовые, организационные средства, рабочая сила и т. п.

Система аппарата страны

Тот факт, что государственный аппарат является частью механизма державы, не означает отсутствие в нем собственной системы. Его структура также состоит из нескольких взаимосвязанных элементов. В их числе:

  • органы законодательной ветви управления;
  • исполнительные ведомства державы;
  • органы судебной власти;
  • надзорные и контролирующие ведомства разной целевой направленности.

Следует отметить, что в процессе деятельности перечисленных органов фактически реализуется государственная власть. Механизм, аппарат государства, в свою очередь, являются лишь её формальным обрамлением.

Принципы, на которых категории основаны

Любой существующий на сегодняшний день научный или практический институт строится на каких-либо исходных положениях.

Механизм государства и государственный аппарат, кратко рассмотренные в статье, не являются исключением. Существуют принципы, на которых эти категории строятся.

Их роль достаточно велика, так как они дают возможность конкретным институтам государственной власти действовать. Можно выделить шесть ключевых принципов.

1. Исходное положение гласности говорит об открытости управления государством.

2. Демократизм позволяет гражданам участвовать в координации деятельности страны и её отдельных структур.

3. Принцип законности – это фактическое исполнение всеми официальными органами и учреждениями нормативных правил, установленных державой.

4. Огромное значение имеет принцип федерализма, ведь наше государство представляет собой достаточно большую политико-правовую структуру.

5. Принцип профессионализма говорит о наличии специальных методов и форм реализации функций страны, основанных на квалифицированной деятельности специалистов.

6. Механизм государства и государственный аппарат действуют на основе принципа разделения властей. Это придает большей эффективности всему процессу управления страной.

Соотношение категорий с другими институтами

Конечно, механизм государства и государственный аппарат, кратко рассмотренные в этой статье, тесно сочетаются с иными явлениями державы.

К примеру, демократический институт президентства непосредственно не входит в состав упомянутых систем.

Однако данное лицо уполномочено принимать акты, которые влияют на деятельность учреждений, органов и других ведомств как механизма страны в целом, так и аппарата.

Заключение

Итак, в статье мы раскрыли особенности нескольких важных категорий, например государственного аппарата. Государственный аппарат, механизм государства, система этих явлений и другие особенности показали, что каждая держава, в том числе РФ, представляет собой структурированный «организм», функционирование которого зависит от большого количества факторов.

Источник: https://FB.ru/article/279292/gosudarstvennyiy-apparat-i-mehanizm-gosudarstva-sootnoshenie-ponyatiy

Механизм государства: понятие, признаки, структура

Что такое аппарат государства. Государственный аппарат. Государственный орган: понятие, признаки, виды

Для осуществления задач и функций государства существует ряд специальных учреждений и органов, а также особый штат лиц, профессионально выполняющих работу, направленную на выполнение полномочий государственных органов.

Все эти государственные служащие, учреждения и государственные органы представляют собой механизм государства. С помощью данного механизма государство обеспечивает правопорядок и законность, гарантирует свободы и права рядовых граждан, занимается урегулированием спорных ситуациях при несовпадении интересов различных групп населения.

Способность государства удовлетворять различные виды насущных потребностей граждан и своевременно реагировать на появляющиеся проблемы в большей мере зависит от того, насколько грамотно организована работа государственных учреждений и органов. Одна из основных особенностей таких органов заключается в том, что их деятельность опирается на возможность государственного принуждения и носит властный характер.

Замечание 1

Данная особенность реализуется с помощью законов и специальных органов: полиция, тюрьмы, армия, суд.

Естественно, в демократическом государстве политическая власть может осуществляться непосредственно самими гражданами, посредством выборов, референдумов и т. д. Это также является одной из составных частей механизма государства.

Однако главное место в механизме государства все-таки занимает государственный аппарат, который представлен совокупностью связанных между собой государственных органов и работающих в них государственных служащих, которые занимаются осуществлением государственной власти.

Отсюда можно сделать вывод, что признаком каждого государства является наличие механизма государства, который представляет собой систему учреждений и органов государства, которые наделяются властными полномочиями и создаются для осуществления государственных задач и функций.

Замечание 2

Само государство не может существовать без государственного механизма, так как его олицетворяют именно государственные органы, через которые производится руководство обществом и осуществляется государственная власть.

Опиши задание

Структура механизма

Понятие «механизм государства» допускается использовать в узком и широком смысле.

В узком понимании «механизм государства» тождественен понятию «государственный аппарат».

В широком смысле в данное понятие включается вся система государственных органов, с помощью которых осуществляются функции и задачи государства. В таком рассмотрении механизм государства состоит из государственных предприятий, государственных учреждений и государственного аппарата.

Государственные предприятия являются неотъемлемой частью структуры государственного механизма и существуют для ведения хозяйственной деятельности, например, для осуществления различных услуг населению или изготовления товаров (предметов) первой необходимости.

Деятельность государственных учреждений направлена, в первую очередь, на выполнения функций государства в сфере здравоохранения, образования (школы, институты), в сфере науки, экономики и т. д.

Определение 1

Государственный аппарат – это система государственных органов, которая занимается осуществлением государственной власти и наделяется для этого властными полномочиями.

Понятие, признаки и элементы механизма государства

Отличить механизм государства от прочих политических институтов возможно по его характерным чертам, которые влияют на государственную власть или участвуют в ее осуществлении.

Признаки механизма государства:

  • наличие необходимых средств для осуществления функций и задач государства (возможность государственного принуждения, материальные, организационные и информационные средства);
  • обособленность и самостоятельность каждого органа (элемента) механизма государства (создается государством, наделен правами и властными полномочиями, осуществляет конкретную функцию);
  • присутствие особой группы людей, которые подготовлены к управлению обществом, выделены из него, осуществляют свою деятельность на постоянной основе, профессионально;
  • строгая иерархия – все государственные органы, входящие в механизм взаимодействуют как составные части одного целого, руководствуясь подчинением нижестоящих органов вышестоящим;
  • целостность – система органов государства основывается на единстве принципов его деятельности и организации.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/pravovedenie/mehanizm-gosudarstva/

Государственный орган: понятие, признаки, виды

Что такое аппарат государства. Государственный аппарат. Государственный орган: понятие, признаки, виды

Анализ государства с позиций его механизма позволяет выявить место и роль каждого элемента в системе государственного властвования, определить его оптимальную структуру, иерархические связи с иными элементами и т.п.

В то же время каждый элемент, рассматриваемый как составляющая единого механизма, выступает в виде органической и достаточно самостоятельной части целого, т.е.

явления, обладающего определенными интегративными и автономными качествами и свойствами, что позволяет полнее выявить его природу и назначение.

Первичным элементом механизма государства выступает государственный орган.

Орган государства — это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.

Признаки государственного органа:

    1. представляет собой самостоятельный элемент механизма государства;
    2. действует от имени государства и по его поручению;
    3. образован и функционирует на основе нормативных правовых документов (Конституции, законов и подзаконных актов; на государственные органы не распространяется правовой принцип «разрешено все, что не запрещено законом»);
    4. выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы (наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения);
    5. имеет соответствующую компетенцию (круг ведения);
    6. состоит из государственных служащих и подразделений (отделы, управления, аппарат, канцелярии и пр.), скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы;
    7. имеет необходимую материальную базу (здание, транспорт, оргтехнику и пр.) и финансовые средства (расчетный счет в банке, необходимые денежные ресурсы), которые требуются для осуществления его целей и задач;
    8. обладает определенным правовым статусом, в котором отражаются положение данного государственного органа и его конкретное социальное содержание;
    9. в процессе реализации имущественных прав выступает в качестве юридического лица, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным ему имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;
    10. действует на определенной территории (имеет территориальный масштаб деятельности).

Под компетенцией (кругом ведения) государственного органа понимается совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга государственных или общественно значимых задач и осуществления соответствующих функций; компетенция выступает неотъемлемым элементом правового статуса государственного органа.

Орган государства осуществляет свою компетенцию тремя способами:

    • принятием нормативных актов (предписаний общего характера);
    • принятием правоприменительных актов (предписаний индивидуального характера);
    • конкретно-организационной деятельностью;

Виды государственных органов

Государственные органы многообразны. Они могут подразделяться в зависимости от следующих критериев:

1) по порядку образования:

    • избираемые непосредственно народом (Президент РФ, Государственная Дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации);
    • формируемые другими государственными органами (Правительство РФ, Конституционный Суд РФ и пр.).

2) по форме реализации государственной деятельности:

    • на законодательные (представительные);
    • исполнительно-распорядительные;
    • судебные;
    • контрольно-надзорные органы.

3) по принципу разделения властей:

    • законодательные;
    • исполнительные;
    • судебные;

4) по иерархии:

    • центральные;
    • республиканские;
    • местные;

5) по характеру подчиненности:

    • исключительно «вертикального» подчинения (прокуратура, суд и т.п.);
    • «двойного», или «вертикально-горизонтального», подчинения (полиция, государственные банки и т.д.);

6) по срокам полномочий:

    • постоянные, которые создаются без ограничения срока действия (прокуратура, полиция, суд);
    • временные, которые создаются для достижения краткосрочных целей (временная администрация в условиях режима чрезвычайного положения);

7) по порядку осуществления компетенции:

    • коллегиальные;
    • единоначальные;

8) по правовым формам деятельности:

    • правотворческие;
    • правоприменительные;
    • правоохранительные;

9) по характеру компетенции:

    • органы общей компетенции, которые в пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам (правительство);
    • органы специальной компетенции, осуществляющие деятельность в какой-либо одной сфере общественной жизни (министерства).

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/gosudarstvenniy-organ-ponyatie-priznaki-vidi

Понятие государственного аппарата

Что такое аппарат государства. Государственный аппарат. Государственный орган: понятие, признаки, виды

ТЕМА 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ

1. Понятие государственного аппарата.

2. Органы государства: понятие и виды.

3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Определение. Государственный аппарат – это система связанных между собой общими принципами государственных органов, с помощью которых государство выполняет свои задачи и функции.

Значение государственного аппарата. Ценностный смысл государственного аппарата состоит в следующем:

1) он представляет собой организованную материальную силу, располагая которой государство осуществляет власть;

2) выступает формой существования государства;

3) через него реализуются функции государства, это функционирующее выражение государства.

Признаки государственного аппарата. Характерные черты государственного аппарата следующие:

1) он представляет собой целостную систему государственных органов и учреждений;

2) его структурным первичным элементом являются государственные органы и учреждения;

3) он выражен, олицетворен в государственных служащих, чиновниках;

4) имеет непосредственные орудия принуждения (учреждения);

5) через него осуществляется государственная власть и выполняются функции государства.

В учебной и научной литературе предлагаются и другие признаки, а именно: сложная структура аппарата, единство принципов его организации и деятельности, наличие материальных средств, властные полномочия его органов.

Соотношение государственного аппарата и механизма государства. Оно представлено двумя позициями:

– механизм государства равен, однозначен государственному аппарату;

– механизм государства более широкое понятие, чем государственный аппарат.

Механизм государства включает:

1) или органы государства (государственный аппарат) и государственные организации (учреждения). Данная позиция наиболее распространена;

2) или органы государства, государственные учреждения и плюс государственные предприятия (С.А. Комаров, Г.В. Назаренко);

3) или органы государства, государственные учреждения и материальные придатки (армия, полиция, исправительные учреждения) (С.В. Липень).

Государственное учреждение – это аппарат государственного органа, оказывающий содействие его деятельности, но не обладающий властными полномочиями. Учреждения отличаются от органов государства следующим:

– результаты их деятельности выражаются не в принятии управленческих решений, а в непосредственном создании материальных или духовных благ;

– они оказывают содействие деятельности государственного органа, но не обладают властными полномочиями.

К учреждениям относят: либо вспомогательный аппарат, который участвует в подготовке государственных решений – канцелярии, управления делами и т. п.; либо организации, выполняющие те или иные функции государства – почты, телеграфы, вокзалы, учреждения связи и транспорта.

Сущность госаппарата состоит в закреплении интереса государства.

Модели государственного аппарата. С точки зрения господствующей идеологии различают три основных модели систем государственного аппарата:

– централизованно-сегментарную,

– моноцефальную,

– монотеократическую (В.Е. Чиркин).

Централизованно-сегментарная модель. Ее отличия состоят в следующем:

1) она строится на концепции разделения властей;

2) относит к органам государства только центральные основные органы, действующие в масштабе всего государства (глава государства, парламент, правительство и др.);

3) выборные органы на местах рассматриваются лишь как органы самоуправления;

4) данная система может существовать только в условиях граж­данских режимов плюрализма, высокого уровня политической культуры.

Моноцефальная система государственных органов характеризуется следующим:

1) строится на концепции единства государственной власти, отрицания принципа разделения властей;

2) органы соподчинены по вертикали;

3) роль государства, которое «сверху» наделяет граждан правами, преувеличивается;

4) преобладает назначаемость при формировании органов государства, как правило, единоличным, а не коллегиальным решением вопроса;

5) парламент во многих случаях носит декоративный характер;

6) характеризуется однопартийностью или ограниченной многопартийностью.

Монотеократическая модель. Для данной модели системы государственных органов характерно следующее:

1) строится на принципе единовластия – духовно-государствен­ного единовластия: совмещением в одном лице поста главы государства и имама (высшего духовного лица страны) или особой роли президента, который выступает как официальный представитель официальной религии (Пакистан, Бангладеш и др.);

2) сочетает два элемента: единовластие, основанное прежде всего на догмах религии, и сохранение некоторых пережиточных общинных порядков;

3) парламент имеет консультативный характер, и нередко он распущен;

4) монарх может быть высшим судьей;

5) наиболее важные должности занимают члены правящей семьи, принадлежащие к одному и тому же «благородному» племени;

6) роль монарха на практике может ограничить лишь семья.

Формы деятельности государственного аппарата. Различают непосредственно-управленческие и правовые формы деятельности государственного аппарата.

– непосредственно-управленческие формы не имеют юридического характера, а состоят в выработке научных рекомендаций, передаче опыта и т. п.;

– правовые формы имеют юридический характер, т. е. являются общеобязательными для всех субъектов и вызывают государственно-обязательные последствия.

Виды правовых форм деятельности государственного аппарата. К правовым формам относятся:

1) правотворческая – деятельность по подготовке проектов нормативных правовых актов, их принятию и изданию;

2) правоисполнительная – деятельность по реализации юридических норм;

3) правоохранительная – деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных к юридической ответственности.

Система государственного аппарата. Аппарат государства подразделяется на следующие крупные подсистемы:

В зависимости от властных полномочий выделяют две части:

– специфическую – ее органы обладают властными полномочиями;

– неспецифическую – ее органы властными полномочиями не обладают (С.С. Алексеев).

В зависимости от содержания деятельности органов государства различают:

– политическую часть аппарата государства, она формирует или реализует политику общества (парламентские или президентские структуры);

– неполитизированная часть аппарата государства (административная часть). Она занимается повседневным управлением делами общества на основе норм административного права (В.В. Лазарев).

Наиболее распространенным является деление государственного аппарата по принципу разделения властей:

– система законодательных органов,

– система исполнительных органов,

– система судебных органов.

Некоторые авторы подразделяют аппарат (механизм) государства на две подсистемы (в зависимости от места органа в государстве):

– подсистему высших органов государства (представительные органы, глава государства, правительство и т. д.);

– подсистему органов правопорядка (суд, прокуратура), а также силовые структуры (армия, милиция, разведка). Они выполняют решения высших органов государства (В.М. Корельский).

По мнению А.В. Малько, структура механизма государства включает в себя: государственные органы, государственные учреждения и предприятия, государственных служащих (чиновников), организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Наиболее широко структура государственного аппарата представляется В.М. Сырых. Он выделяет шесть частей: глава государства, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, суды, органы государственного принуждения, вооруженные силы.

Источник: https://studopedia.ru/1_71833_ponyatie-gosudarstvennogo-apparata.html

Факторы функционирования аппарата государственного управления

Функционирование и развитие аппарата государства находятся под воздействием ряда факторов, способных оказывать значительное влияние на него. В число таких факторов включаются следующие:

  • во-первых, наличие общей экономической основы функционирования разных органов государственного управления и организаций в виде системы хозяйствования и форм собственности;
  • во-вторых, наличие единой политической основы органов государственного управления, учреждений, организаций, а в некоторых случаях и официальной идеологии;
  • в-третьих, наличие морально-политического и идейного единства отдельных частей общества;
  • в-четвертых, совокупность принципов функционирования и построения органов государственного управления, выступающих в качестве составных элементов государственного аппарата;
  • в-пятых, наличие общих целей и задач функционирования, стоящих перед органами государственного управления и организациями.

Характеристика структуры государственного аппарата

Государственный аппарат формируется системой органов государственного управления.

Органы государственного управления выступают в качестве относительно самостоятельных, обособленных со структурной точки зрения звеньев государственного аппарата, которые создаются государством для осуществления определенных видов государственной деятельности, наделяются конкретной компетенцией и опираются на силу государства организационного, материального и принудительного характера.

Органы государственного управления характеризуются отличительными специфическими признаками, к числу которых относятся следующие:

  1. наличие воли государства как причины формирования данных органов;
  2. предназначение данных органов к выполнению определенных функций от имени государства;
  3. формирование органов государственного управления для осуществления четко обозначенных форм и видов деятельности;
  4. каждый орган государственного управления имеет юридически закрепленную организационную структуру, территориальный масштаб деятельности, специальные положения, которые определяют его роль и место в системе государственного аппарата, а также порядок взаимодействия с прочими органами государственного управления;
  5. наличие у органов государственного управления полномочий государственно-властного характера.

Именно наличие полномочий государственно-властного характера выступает в качестве существенного признака государственного органа, входящего в систему государственного аппарата. Этот признак является важнейшей отличительной чертой органа государственного управления от негосударственных органов и организаций.

Структура государственного аппарата – это его внутреннее строение, специфика расположения и соотношения составных элементов.

Государственный аппарат является единой целостной общей системой, включающей в себя различные частные системы. К числу последних систем относят выступающие в качестве однородных по ряду признаков различных государственных органов. К числу этих признаков относят внутреннее строение, функции, непосредственные цели, виды выполняемой деятельности.

В структуру государственного аппарата включается несколько систем государственных органов:

  • во-первых, государственной власти;
  • во-вторых, государственного управления;
  • в-третьих, судебные и прокурорские органы.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/ponyatie_gosudarstvennogo_apparata/

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: