Что такое авторский стиль в литературе. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Содержание
  1. Индивидуальный авторский стиль. Стиль писателя
  2. Стиль писателя
  3. Индивидуальный авторский стиль
  4. Художественный стиль: понятие, черты и примеры
  5. Как сформировать авторский стиль
  6. Что такое авторский стиль
  7. Что нужно делать, чтобы сформировать индивидуальный литературный стиль
  8. Читайте хорошие книги
  9. Развивайте чувство текста и литературный вкус
  10. Конструирование текста
  11. Несколько слов в заключение
  12. Художественный стиль — отличительные особенности
  13. Художественный стиль: понятие, черты
  14. Отличительные черты художественного стиля
  15. Основные признаки художественной стилистики
  16. Функции художественного стиля
  17. Область использования стиля
  18. Языковые особенности художественного стиля речи
  19. Элементы художественного стиля
  20. Детализация в художественном тексте
  21. Передача чувств и эмоций автора
  22. Эпитеты
  23. Сравнения
  24. Аллегория
  25. Использование элементов других стилей
  26. Инверсия
  27. Художественный стиль разбор примера

Индивидуальный авторский стиль. Стиль писателя

Что такое авторский стиль в литературе. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Здравствуйте, уважаемые читатели Liter-RM. Мы уже много говорили о литературных жанрах и ещё в дальнейшем будем писать статьи о них. Но сегодня поговорим о писательском стиле. Индивидуальный авторский стиль – это важная составляющая литературного ремесла! Итак, слово Ирине Смирновой, постоянному автору рубрики “В помощь начинающему писателю”.

Стиль писателя

Развитие литературного стиля

Итак, вы решились писать. Вы уже явно обладаете писательским талантом, можете долго и усердно сидеть на одном месте, владеете всеми нормами русского языка и научились отличать один жанр от другого. Вы постоянно развиваете свой словарный запас, ищите новые пути решения банальных конфликтов и находитесь в вечном поиске себя.

Кажется, что осталось немного, и всё состоится. Вы сможете вырваться за грани собственного воображения и напишите то, чего ещё не видывал весь белый свет. Похвальная и благородная мечта. Осталось только наладить струны своей души и обрести уникальный и непревзойдённый стиль письма – авторский стиль. Об этом и пойдёт речь в данной статье.

Сначала давайте разберёмся, для чего вообще нужен этот индивидуальный авторский стиль, если можно пойти путём подражания. Но кому это надо? Будет ли это интересно широкой публике? У каждого писателя постепенно (именно постепенно) формируется своя манера письма, свой стиль литературного языка.

Он выбирает обстановку, в которой ему приятно работать, окружает себя теми вещами, которые вызывают вдохновение. Ему заранее известно, с чего он начнёт свой новый шедевр, как будет развивать свой сюжет, и какими отличительными особенностями будут обладать герои. Писатель уверенно чувствует себя во время творческого процесса, потому что знает, в какую форму облечёт свои слова.

В его голове уже тысячи новых идей и маленьких изюминок, из которых он испечёт вкусный пирог для читателей-гурманов.

Безусловно, очень приятно, когда открываешь книгу и узнаёшь писателя по первым строчкам, по оформлению эпиграфов, по каким-то художественным приёмам и индивидуальной манере выстраивания интриги. Это и есть индивидуальный авторский стиль писателя.

Из последних авторов, чьи книги я держала в руках были Бернар Вербер, Буало-Нарсежак (два французских детективщика) и Джоджо Мойес. Каждый из них стал для меня предсказуем (в хорошем значении слова) и бесконечно дорог.

От них веет индивидуальностью, их фамилии врезаются в память, а не остаются безликими тенями на задворках памяти, читая их, чувствуешь стиль писателя. У Вербера мне нравятся занимательные заметки из «Энциклопедии относительного и абсолютного знания».

У Буало и Нарсежака – потрясающая и изысканная манера повествования, а также притягательная тайна, которая скрывается в недрах текста и раскрывается только в последней главе. Джоджо Мойес удивила своей искренностью и глубиной чувств героев.

Интересен ей приём параллельного рассказа, чьи нити переплетаются самым трепетным образом.

И вот встаёт, наконец, правомерный вопрос, как стать личностью в литературе? Как сделать, чтобы твой почерк узнавали (пусть и не всегда любили)? Как найти свою тропу и свою манеру письма, от которой веет уникальным и новаторским? Вы уже могли убедиться, что в литературе нет ничего невозможного. И если чего – то нет, то это что-то можно обязательно найти или создать. Главное, понять, что вам это действительно нужно. Не стоит обретать индивидуальность ради индивидуальности. Не стоит носить одежду, которая вам слишком велика, мала или не подходит по цвету. Не стоит пафосно удивлять и громко кричать, что вы не такой, как остальные. Ведь мастера просто молча делают своё дело, потому что уверены в своём мастерстве и непревзойдённости. Давайте же присоединяться к числу достойных, накапливая свой опыт и упражняясь в малом.

Индивидуальный авторский стиль

Правила, которые вам помогут стать самим собой

  1.   Много-много читать! И пусть вас не пугает плагиат, подражание и что-либо другое в подобном духе. Попробуйте не просто читать, но анализировать произведения с точки зрения литературного стиля. Попытайте понять, как было создано произведение, какие киты его поддерживают, какие приёмы интригуют. Выделите для себя достоинства и недостатки отличительных черт. Примерьте их на себя. Если вам что-то очень понравилось, не стоит этого бояться. Постепенно то, что вы выбрали, трансформируется под вас и ваш писательский талант. Не забывайте, что именно изучение того, что есть, помогает создать новое. Дорабатывайте, изменяйте, совершенствуйте. Литературное творчество нуждается в постоянной эволюции, а прошлые сокровища являются отличным материалом для того, чтобы предложить что-то новое.
  2.   Много-много писать! Творите везде и всегда. Пишите в вагонах метро, в ресторанах, на рабочем столе или во сне. Главное, никогда не останавливайтесь на достигнутом. Ищите ту обстановку, которая больше всего вас вдохновляет. Проводите эксперименты с уже известными текстами, учитесь писать в разных жанрах. Со времён колледжа я запомнила один интересный приём, который предлагался детям на уроках литературы. Брали всем известную сказку «Колобок» и делали из неё триллер, репортаж, комикс или мелодраму. Получалось не только смешно и увлекательно, но и весьма познавательно. Такой приём позволяет прочувствовать тот или иной жанр, понять его отличительные особенности и научиться писать в нужном направлении. Подобную работу давали и нам, студентам. Когда мы изучали стили русского языка, то один и тот же текст переписывали в художественной манере, в научной и публицистической. Когда же вы работаете не ради отметки, а ради собственного совершенства, дело становится ещё более продуктивным и полезным. Возьмите кусочек текста и подгоните его под разные жанры. Пусть басня «Ворона и лисица» на время станет пьесой или рассказом. Сделайте из неё очерк или напишите эссе. Вот так методом перебора вы сможете наметить свои ориентиры и понять, что именно вам ближе, что удаётся лучше, а чего пока лучше не касаться.
  3.   Много-много придумывать! Заведите себе блокнотик интересных вещей. Создали что-нибудь необычное и новенькое, обязательно впишите туда. Случайно открыли для себя крутую фишку? Сохраните на память, вдруг пригодится. Возможно, ваши мысли будут поражать своей хаотичностью. Не переживайте. Постепенно вы сможете выбрать из этого океана мыслей несколько отборных капель, которые и составят ваш первый писательский портрет. В этот же блокнот можете вписывать уже известные приёмы, которые увидели у других. Может быть, что-то вам подскажут единомышленники. Стоит  активно поддерживать связь с себе подобными, делиться хитростями, мнениями и ощущениями. Кстати, именно для этого существуют литературные сайты, форумы и блоги.
  4.   Много-много переделывать! О, вы, наверное, уже испробовали на себе, что писательский труд – это не только бесконечная божественная эйфория, аритмичные удары сердца и кипа исписанных листков. Это долгие часы поиска одного-единственного слова, одной-единственной фразы. Отрекитесь навеки от шаблонов и клише, которыми обычно снабжают учителя нерадивых учеников, неспособных написать сочинение. Погрузитесь в пучину литературной страсти, открывая для себя и других, всё новые течения и возможности. Уничтожайте привычные обороты, перестаньте рифмовать «любовь-кровь», «всегда-никогда» и говорить, что главную героиню «прошиб холодный пот». Нет, оно, конечно, сказать можно. Вопрос: как? Мне почему-то всегда нравились изящные и нетривиальные рифмы. Для этого я даже просматривала новые для себя слова и копила их с целью дальнейшего использования. Конечно, порой сложно выйти за рамки привычного и придумать что-то новое к слову «любовь». Сама тонула в волнах типичности и не чувствовала себя виноватой. Однако сейчас, когда прошло несколько лет, мне постоянно хочется полностью отойти от убогости речи. Хочется, чтобы стихи переливались всеми цветами нашего широкого спектра цветов (несколько секунд боролась со словом «радуги»), а проза удивляла своей утончённостью и искусностью. Недавно услышала по радио песню, где была рифма «Вовочка-футболочка». Для развлекательной песенки это может быть и подойдёт, но слух как-то навязчиво режет. А уж для серьёзной литературы не годится точно. Помните о важности иметь свой стиль писателя.
  5.   Много-много близкого! Да, старайтесь писать только о том, что затрагивает вас и не оставляет равнодушным. Только так вы сможете изложить именно свой взгляд в непосредственной манере изложения. Если вы чего-то не знаете, то потратьте время на изучение необходимого материала. Все слова и все мысли не должны быть натянутыми. Литературное произведение – это песня души. Читатель не должен догадываться, что вы вымученно подбирали рифму или подходящее слово. У читателя не должно быть ощущения вашей неосведомлённости о чём-либо. Предположим такое: вас навещают  гости, вы показываете им свою квартиру и сами не знаете, где и что у вас лежит. Аргументы: «Мы недавно переехали» или «Я редко бываю дома» явно вам не зачтутся, ведь вы могли устроить экскурсию тогда, когда сами обживётесь. Пожалуй, это то самое явление. В своей теме, в своём произведении вам надо именно обжиться. Пронести через себя каждый звук, каждую деталь, каждую грань. Только тогда вы имеете право приглашать читателя в свой мир и рассчитывать на взаимное уважение.
  6.   Много-много индивидуального! У нас у всех есть индивидуальные особенности, которые определяют нашу деятельность. Мы обладаем особым типом темперамента, у нас есть выделяющиеся черты характера и постоянные привычки. Если вы являетесь юмористом по жизни и не можете прожить и дня без шуток, то вполне возможно, что вам нужно сделать акцент на юморе: продумать ярких и интересных персонажей, комичный сюжет, лёгкую манеру повествования. Если же вам ближе меланхолия и флегматизм, то не удивляйтесь, если лёгкие комедийные рассказы вам окажутся не по плечу. Конечно, бывают и весьма интересные случаи, когда отсутствие чего-то в жизни компенсируется наличием этого в литературе. Комики по жизни создают величайшие трагедии, а трагики пробуют себя в искромётных комедиях. Так или иначе, только вам известно, что у вас получается лучше и к чему лежит душа в реальности. Не стоит ломать себя, перестраивать и лепить заново. Лучше зацепиться за лучшие стороны в себе и воплотить их в писательском мастерстве. Поверьте, каждый из нас обладает многими достоинствами и многими недостатками. Но зачем искать последние, если можно просто проявить то, что вам дано матушкой-природой?
  7.   Много-много жить! О, это, друзья мои, самое главное и самое насущное. Жизнь – это само по себе уникальное и непревзойдённое явление. На свете нет идентичных людей, а на других планетах нет подобной формы жизни, которая есть на Земле. По-моему, есть чему поучиться. Присматривайтесь к тому, что вас окружает. Найдите себе место под палящим солнцем или в приятной тени (в зависимости от того, что вам подходит), не бойтесь раскрывать свои способности, свой потенциал. Я уверена, что литература очень тесно связана с жизнью. Если вы являетесь потерянным человеком и живёте не своей жизнью, повинуясь зову толпы, то вам вряд ли удастся пробить свою дорогу в литературе. Вы всегда будете оглядываться по сторонам и невольно искать одобрения большинства. А разве новаторство (пусть и самое гениальное) всегда вызывает улыбки и восхищение? Отнюдь нет. Не бойтесь быть тем, кем вас задумала природа. Вырабатывайте индивидуальный авторский стиль. Наслаждайтесь тем, что вас окружает. Ищите добро и свет там, куда уже давно не заглядывали от нехватки времени. Вдохновение разлито повсюду. Когда вы уверуете в то, что в мире нет одинаковых снежинок, вы сможете стать тем писателем, чья звезда загорится на широком небосклоне литературы и озарит собой чью-то жизнь. Удачи вам, друзья!

Теперь мы знаем, что такое стиль писателя, для чего важен индивидуальный авторский стиль. Конечно, об этом можно говорить много и много, впрочем ещё обсудим этот вопрос в следующих статьях. Не забудьте подписаться! С уважением, Liter-RM.

Источник: http://liter-rm.ru/individualnyj-avtorskij-stil-stil-pisatelya.html

Художественный стиль: понятие, черты и примеры

Что такое авторский стиль в литературе. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Художественный стиль речи – это язык литературы и искусства. Он используется для передачи эмоций и чувств, художественных образов и явлений.

Примеры художественного стиля: пример 1, пример 2.

Художественный стиль – это способ самовыражения писателей, поэтому, как правило, он используется в письменной речи. Устно же (например – в пьесах) зачитываются написанные заранее тексты. Исторически художественный стиль функционирует в трех родах литературы – лирике (стихотворениях, поэмах), драме (пьесах) и эпосе (рассказы, повести, романы).

Статья обо всех стилях речи – здесь.

Черты художественного стиля таковы:

  1. Совпадение автора и рассказчика, яркое и свободное выражение авторского «я».
  2. Языковые средства являются способом передачи художественного образа, эмоционального состояния и настроения рассказчика.
  3. Использование стилистических фигур – метафор, сравнений, метонимий и др., эмоционально-экспрессивной лексики, фразеологизмов.
  4. Многостильность. Применение языковых средств иных стилей (разговорного, публицистического) подчинено выполнению творческого замысла. Из этих сочетаний постепенно складывается то, что называют авторским стилем.
  5. Использование речевой многозначности – слова побираются так, чтобы и их помощью не только образы «рисовать», но и вкладывать в них скрытый смысл.
  6. Функция передачи информации часто скрыта. Цель художественного стиля – передать эмоции автора, создать у читателя настроение, эмоциональный настрой.

Испытай свою удачу и может быть тебе повезет именно сегодня. Только представь, как изменится твоя жизнь, если вы сорвешь джек-пот

Источник: https://school-of-inspiration.ru/xudozhestvennyj-stil-ponyatie-cherty-i-primery

Как сформировать авторский стиль

Что такое авторский стиль в литературе. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Доброго весеннего всем дня. Среди предлагаемых читателями тем попалась одна, которая заставила меня серьезно задуматься. Это вопрос: «Как сформировать индивидуальный авторский стиль». Вопрос интересный, тем более, авторский стиль – это как визитная карточка или личная печать писателя.

Что такое авторский стиль

Буквально в нескольких словах скажу об этом понятии, так как, думаю, многие и так догадываются, что это такое. Под авторским стилем понимаются оригинальные особенности текста, которые позволяют узнавать писателя и придают его произведением неповторимую индивидуальную окраску.

Это относится не только к художественной литературе, но и, вообще, к любым текстам. Поэтому речь пойдёт не о предпочитаемом жанре, сюжете, образах героя, а именно о стилистике, то есть построении предложений, использовании каких-то оборотов, фигур речи, о выразительных средствах и т. д.

Индивидуальный стиль должен быть рассчитан на определённую целевую аудиторию, соответствовать выбранному жанру и привлекать читателей. Иначе смысла в нём нет. Это я к тому, что встречаются среди начинающих авторов личности, которые разнообразные ошибки, в первую очередь, речевые и синтаксические, называют авторским стилем.

Нет, ошибки, они и есть ошибки, и читателей никогда не привлекут. Неискушённые люди могут с ними смириться ради увлекательного сюжета, но уважения к автору стилистические ляпы не прибавят. Наоборот, они, как увеличительное стекло, высвечивают и неопытность, и непрофессионализм.

Уж лучше не иметь индивидуального стиля, чем такой, например:

«Я присмотрелась и увидела там свое заспанное, но от того еще более прекрастное отражение. Длинные черные волосы, чуть просвечиваясь на солнце, неспадающими прядями стурились по моим щекам, лбу и фиалковым глазам цвета сердолика, щеки немного припухли после сна, но оттого лишь более оттеняли тонкий римский нос, как будто перечеркивающий лицо на верхнюю и нижнюю половины». (Орфография авторская, так же как и стиль. Припухшие щёки, оттенявшие тонкий римский нос – это шедевр, я считаю).

Что нужно делать, чтобы сформировать индивидуальный литературный стиль

Чаще всего такой стиль формируется спонтанно и неосознанно в процессе усердной практики, когда автор много пишет и постоянно работает над своим текстом, избавляясь от ошибок, лишних слов, используя разнообразные приёмы. При этом что-то неудачное отсеивается, а какие-то выразительные средства, напротив, закрепляются в тексте и в опыте автора. Но всё же есть несколько моментов, на которые следует обратить внимание.

Читайте хорошие книги

Это советуют всем авторам, особенно начинающим. Читая книги, мы формируем и свой вкус, и свой писательский стиль. Однако здесь не всё однозначно.

Понятно, что читать надо книги с хорошим стилем, читая фанфики и неотредактированные черновики сетевых авторов, хорошего стиля не сформируешь, потому что при чтении срабатывает психологический механизм неосознанного подражания. Какие-то формулировки, клише, речевые обороты буквально застревают в мозгах, а потом оказываются в собственном тексте.

Однако и при чтении классиков, которых обычно рекомендуют, тоже всё непросто. Во-первых, читая Чехова, Чеховым не станешь. Потому что стиль – это отражение индивидуальности: души писателя, его восприятия мира, его опыта. Чтобы писать как Чехов, надо им быть.

Во-вторых, стиль классиков не соответствует менталитету и восприятию наших современников. Что гармонично воспринимается в текстах Пушкина и Гоголя, будет казаться даже не подражанием, а пародией в произведении современного автора.

Но читать хороших стилистов всё же надо, причём читать, как писатель, то есть анализировать приёмы, выявлять какие-то фишки, примерять на себя, что-то принимать, что-то отвергать.

Николай Ге. Портрет Льва Николаевича Толстого.

Развивайте чувство текста и литературный вкус

Чувство текста, умение ощущать гармонию и дисгармонию соединённых в предложения слов, на мой взгляд, частично врождённое и связано с индивидуальными особенностями восприятия, также как музыкальный слух. Но нет никакого сомнения в том, что это чувство можно развить, как и звуковысотный слух или чувство ритма.

Что же касается литературного вкуса, то я имею в виду не оценку сюжета или жанровых особенностей, а именно текста, стилистики. Понятно, когда автор пишет, он старается, чтобы текст нравился, прежде всего, ему самому. Но не факт, что стиль произведения также будет нравиться читателям.

Например, многие начинающие авторы буквально упиваются процессом построения сложных предложений, красочными оборотами, метафорами. В результате получаются длинные предложения-«гусеницы», которые не только сложны для восприятия, но ещё и собирают в себе многочисленные синтаксические ошибки, как собаки репьи.

Чувство текста можно развить не только читая качественные книги, но и редактируя, только не свои, а чужие произведения. Столкнувшись с проблемой восприятия чужого текста с ошибками, поневоле будешь внимательнее относиться к своему.

Конструирование текста

Авторский стиль может отличаться особым типом построения предложений. Например, использование большого количества глаголов придаёт тексту динамику и силу. Этим отличается «мужской» стиль.

А многочисленные прилагательные и причастия делают текст объёмнее, вычурнее, но снижают его динамичность, что более характерно для «женских» текстов.

Короткие, рубленые предложения и увлечение парцелляцией также накладывают отпечаток на стиль.

В выборе индивидуальных особенностей синтаксиса автор тоже полагается на свой вкус. Поэтому женские тексты с их словесными кружевами редко нравятся мужчинам, а динамичный и в то же время лаконичный стиль не всегда устраивает женщин, которым он кажется бедным и неэмоциональным.

Писатель за работой. Фото Айзека Азимова.

Несколько слов в заключение

Стиль – это отражение индивидуальности самого человека, неважно о чём идет речь – об одежде, литературе, общении. Яркие интересные личности создают такой же яркий индивидуальный стиль. Чтобы его изменить, необходимо измениться самому человеку – стать жёстче или эмоциональнее, подвижнее или задумчивее.

Отсутствие авторского стиля – это, прежде всего, отсутствие творческой индивидуальности, стремление (часто неосознанное) подражать любимым писателям. Таких подражательных текстов много. В них стандартные обороты, набившие оскомину клише и повторяющиеся стилистические приёмы.

Избежать этого можно, экспериментируя со стилем, намеренно меняя манеру изложения, используя разные типы предложений и т. д. Такие эксперименты лучше проводить на небольших рассказах и эссе. Их можно быстро прочитать, легко сравнить и оценить преимущества и недостатки стиля.

На этом я с вами ненадолго расстанусь. Ниже можно посмотреть ссылки на статьи по этой теме. Думаю, вам будет интересно.

«Архитектура сложноподчинённого предложения»

«Как избавиться от «гусениц» в тексте»

«В погоне за синонимами»

«Зачем парцелляция в тексте»

«Его Величество Глагол»

Источник: https://zen.yandex.ru/media/liteditor59/kak-sformirovat-avtorskii-stil-5ea08566dd625f3a39c03c76

Художественный стиль — отличительные особенности

Что такое авторский стиль в литературе. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Характер произведения напрямую зависит от стиля, который использует автор во время написания. Классики русской и зарубежной литературы реализовывали в своих текстах художественный стиль. Он является одним из противоречивых и запутанных жанров.

Художественный стиль: понятие, черты

Автор пишет рассказ или роман в целях открытия читателю своих внутренних переживаний.

Художественный стиль используется в литературных произведениях. Примеры художественного текста должны рассказывать о жизненной ситуации, открывать простые истины в понимании автора.

Художественный стиль встречается в таких жанрах, как поэма, стихотворение, пьеса, рассказ, роман и повесть.

Чтобы максимально полно выразить эмоции и точнее объяснить точку зрения, автор использует различные языковые средства в художественном стиле из других речевых жанров.

Эстетическое мнение рассказчика должно вызвать у аудитории не только положительную, но и отрицательную реакцию. Без ответного слова сложно понять, вник ли читатель в прочитанные строки. Это является одной из проблем художественного текста. Не каждый автор умеет правильно использовать выразительные средства в тексте.

Поэтому читатель может не вникнуть в мысль автора, не убедиться в ней и поставить под сомнение прочитанное. Если после прочтения у человека возникают вопросы или желание выразить мнение, то это считается откликом на произведение. Но не является гарантией полного понимания смысла.

Получив ответы на вопросы, послушав мнение других читателей, он может убедиться в точности и правильности мыслей рассказчика.

Отличительные черты художественного стиля

  1. Автор выражает собственную позицию посредством различных инструментов литературного языка. Предложение в художественном стиле содержит тропы – эпитеты, метафоры, прямая речь, метафоры, сравнения и т.д.
  2. Текста в жанре художественного стиля наполнены эмоциями.
  3. Персонажи художественной литературы описаны ярко и живо с помощью языковых средств.
  4. Присутствие автора в некоторых произведениях наблюдается постоянно.

задача художественного стиля – донести до читателя мнение автора таким образом, чтобы на это мнение шел ответный призыв (критика).

Разнообразные стили художественной литературы позволяют подать любую информацию интересно и необычно.

Например, феномены науки описываются в произведениях научно-художественным стилем. В газетах и журналах может использоваться художественно-публицистический стиль.

Основные признаки художественной стилистики

Чтобы понять, что текст художественный, необходимо найти определенные признаки. Черты, описанные выше, являются характерными для художественного стиля. К ним можно добавить и другие характеристики.

  1. Речевая многозадачность. В правильно написанном тексте художественного стиля каждое слово будет иметь значение. Слова вызовут у читателя различные мысли относительно дальнейших событий в истории.
  2. Не всегда понятно, какое именно языковое средство использовал автор. Суть текста – не объяснить языковые формы самовыражения, а показать точку зрения, чувства, мысли.
  3. Рассказчик может рассказать о своей позиции разными способами. Можно это сделать плавно, или же ярко и спокойно. В любом случае, текст художественного стиля подразумевает самовыражение автора.
  4. У каждого рассказчика создан собственный стиль. Автор берет из другого жанра русского языка какие-либо средства. По этой причине произведения отличаются друг от друга. Другими словами, создается «авторский слог».
  5. Упорядоченный текст. Произведение имеет четкую структуру глав.
  6. Одно слово может иметь несколько значений.
  7. Шаблонные фразы не употребляются.

Функции художественного стиля

Различаются три функции художественного стиля.

  1. Первая – эстетическая. Художественный текст не только доносит читателю определенный смысл, но и вызывает эстетические чувства. Через идейное восприятие аудитория должна понять смысл всего произведения.
  2. Вторая функция – воздействующая. Через эмоции автор воздействует на читателя и одновременно доносит то него информацию о мире. В виде информации может выступать простая житейская мудрость, мнение автора по какому-либо вопросу.
  3. И третья функция – коммуникативная. Читатель отвечает на мысли и идеи, описанные в произведении. Если текст выполнил первые две задачи неправильно, то не будет отклика от аудитории. А это означает, что произведение не выполнило ни одну задачу и мировоззрение рассказчика понято неправильно.

Область использования стиля

Художественный жанр используется в литературе. Разделяются подстили: художественно-публицистический и научно-художественный.

Благодаря синтаксическим и морфологическим характеристикам, стиль используется в таких подстилях, как: эпос, лирика, драма.

Эпос разделяется на эпопею, роман, рассказ и повесть. Так же эпосом считаются былины, баллады, легенды, мифы и притчи.

  1. В эпопее большую роль занимают исторические события.
  2. Сюжетная линия романа строится на жизни героев.
  3. В рассказе речь идет об одном случае.
  4. Повесть вмещает в себя характеристики рассказа и романа.
  5. Лирика, то есть стихотворная форма, разделяется на оду, эпиграмму, элегию, сонет. Данный жанр хорошо используется Шекспиром.
  6. Ода – восхваление события или человека, эпиграмма — сатирическое стихотворение.
  7. Элегия – лирическое стихотворение.
  8. Сонет – особая стихотворная форма со строгим построением.
  9. В драме разделяются такие жанры, как комедия, драма, трагедия.
  10. В комедии автор высмеивает социальные проблемы или пороки с помощью сатирических приемов.
  11. Трагедия рассказывает о сломанных судьбах героев.
  12. В драме очень хорошо используют такое средство, как диалог в художественном стиле.
  13. Через диалог описывает острый и интересный сюжет, отношения персонажей друг с другом и обществом.

Языковые особенности художественного стиля речи

В художественном стиле применяются различные языковые средства. Некоторые заимствованы из других жанров. Главной особенностью художественного стиля является обилие морфологических и синтаксических свойств.

Большую роль отводят глаголам, местоимениям, прилагательным и причастиям. Они делают текст динамичным, искренним. Текст художественного стиля использует весь обширный ассортимент синтаксиса – знаки препинания, причастные обороты, прямая речь, цитаты.

Авторы текстов художественного стиля используют методы словообразования. В частности, изменяются суффиксы слов для придания эмоциональности. Это можно заметить при анализе текста художественного стиля.

Элементы художественного стиля

Для стиля характерны различные языковые средства для самовыражения. Другими словами – тропы. Среди них:

  • Эпитеты.
  • Метафоры.
  • Сравнения.
  • Аллегория.
  • Инверсия.

Помимо передачи эмоций и мнения автора, характерно использование языковых средств из других стилей. Чтобы обнаружить текст художественного назначения, нужно хорошо знать значение и применение этих элементов.

Детализация в художественном тексте

В тексте уточняется каждая деталь. Даже если она не будет влиять на дальнейший сюжет. Например, в романе «Поющие в терновнике» рассказ о птице сначала кажется непонятным.

Однако, есть намек на обычную историю любви. Уже в конце книги читателю открывается полный смысл цитаты священника. На первый взгляд, этот рассказ о птице, поющей раз в жизни, ничего не значит. Но прочитав далее, станет понятно, что автор имеет в виду.

Детализация в рассказе может означать что-то важное. Это, своего рода, намек или подготовка читателя к важному событию или открытию.

Передача чувств и эмоций автора

Собственное мнение автор дополняет чувствами и эмоциями. Этот прием выполняет задачу формирования отношения аудитории к описываемой ситуации.

Эпитеты

Эпитет (от греч. ἐπίθετον – «приложенное») – троп, выражающийся в форме прилагательного, реже наречия, существительного, числительного.

При появлении эпитета в тексте появляется другой смысл, новый оттенок. У слова, «приложенного» к этому элементу, появляется красочность и насыщенность. Например, «деревянное лицо».

Эпитет дополняет мнение автора, делает его более развернутым, описывает характер предмета и создает нужную атмосферу. Есть тавтологические и фольклорные эпитеты.

Метафора (др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение»). С древнего греческого языка это слово означает «перенос».

В тексте метафора имеет такое же значение – то есть, свойства одного предмета переносятся на другой. Автор сравнивает явления с помощью слов, заменяя смысл. Читатель практически сразу разгадывает тайну.

Пример: «Когда Варя увидела цену сумки, ее «задушила жаба». Увидев цену, Варя пожалела на нее денег. Если бы автор описал прямыми фразами происходящее, предложение вряд ли обладало тайной, интересом.

Сравнения

Сравнение – распространенный троп. Его смысл – сравнить два предмета или явления по отношению к одному явлению (или предмету). Целью данного действия является обнаружение новых, важных для рассказчика свойств.

Аллегория

Аллегория – это объяснение автором абстрактных идей с помощью субъективного образа. Так же может выражаться в форме диалога. То есть, автор объясняет какой-либо стереотип с помощью конкретного случая.

Использование элементов других стилей

Главным элементов, заимствованным из других стилей, в художественном тексте – прямая речь. Вообще, встречается довольно много иных стилевых элементов в художественном стиле. Прямая речь взята из разговорного стиля.

Инверсия

В инверсии значимая часть предложения выделяется среди других слов. Это влияет и на дальнейший смысл всего сюжета. Выделяется она посредством перестановки слова.

Художественный стиль разбор примера

Любой художественный текст можно определить по его признакам. Возьмем отрывок из произведения Бунина:

Черты, присущие художественному произведению:

  1. Детали описываются тщательно.
  2. Множество эпитетов.
  3. Текст вызывают эмоции.

Источник: https://logoprav.ru/o-rechi/hudozhestvennyj-stil

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: