Что такое выборы в россии. Типы выборов и избирательных систем

Как в России в течение 20 лет уничтожали партийную систему, и что из этого вышло

Что такое выборы в россии. Типы выборов и избирательных систем
https://www.znak.com/2020-08-09/kak_v_rossii_v_techenie_20_let_unichtozhali_partiynuyu_sistemu_i_chto_iz_etogo_vyshlo

2020.08.09

Яромир Романов / Znak.

com

Избирательная кампания по региональным и местным выборам, назначенным на 13 сентября, продолжает тренд на дальнейшее системное ослабление политических партий, говорится в докладе фонда «Либеральная миссия».

Кроме того, эксперты обращают внимание на резкое ужесточение правил регистрации кандидатов, на новые ограничения пассивного избирательного права и на общее ухудшение качества электоральных процедур.

Доклад фонда «Либеральная миссия» называется «Продолжение новой департизации, авторитаризм в условиях пандемии. Общие политические и правовые особенности выборов 13 сентября 2020 года».

По мнению экспертов, власть в России понимает, что «партии вроде бы и нужны, но пытается всеми силами ослабить их и нивелировать их значение». Все это с годами привело к тому, что избиратели российским партиям почти не доверяют, считают эксперты.

Согласно последним опросам «Левада-центра», партиям в России доверяет только 16% граждан, в той или иной степени не доверяет 71% респондентов.

«Слабость партий — это прямое следствие изначальной персонификации системы власти, где партии зависят от чиновников, а не чиновники от партий.

Доминирование одной партии после событий 1991–1993 годов, согласно Конституции, заменилось доминированием одного политического института — президента», — говорят эксперты.

Они подчеркивают, что изначально создатели Конституции 1993 года хотели создать «и сильную президентскую систему, и развить политические партии, но получилось только первое, которое подавило все остальное», ведь с середины 90-х власть своими же руками шаг за шагом ужесточила правила допуска общественных организаций на выборы.

В 2001 году был принят закон «О политических партиях», вновь заставивший организации, желающие принимать участие в выборах, перерегистрироваться в новую юридическую форму.

По закону порог минимальной численности партий составил 10 тыс. членов при наличии филиалов не менее чем в половине регионов.

Фактически были запрещены региональные партии, а также партии, в которых люди объединялись бы по гендерным, этническим или религиозным основаниям.

В итоге к концу 2003 года в стране существовали лишь 44 партии, в 2004 году их стало 46.

По новому закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 2002 года регионы стали обязаны избирать не менее половины депутатов своих парламентов по пропорциональной системе. «Исполнительная власть зарезервировала за собой исключительное право решать, кого допускать (или не допускать) к выборам представительной власти», — говорят эксперты.

Лидеры партийных фракций в ГосдумеAlexei Druzhinin / Kremlin Pool / Global Look Press

Президентство Медведева

Следующим этапом реформы стало все более широкое использование полностью пропорциональной избирательной системы. Этим запомнилось президентство Дмитрия Медведева.

В 2009 году был принят закон о принудительном введении партийных списков на муниципальных выборах, на полностью пропорциональную систему выборов региональных парламентов к 2011 году перешли 11 регионов из 83.

Эксперты замечают, что проводимые реформы избирательного законодательства и некоторое усиление системной оппозиции наложились на изменения в обществе после кризиса 2009–2010 годов.

«Быстро выяснилось, что иметь мало партий при росте недовольства крайне опасно: слишком большие риски концентрации протеста вокруг немногих оставшихся», — сказано в докладе.

А итоги выборов депутатов Госдумы в 2011 году стали «ключевым политическим событием, которое подтолкнуло федеральный центр к новым изменениям партийной и избирательной системы».

Власти решили применять меры по смягчению партийного и избирательного законодательства, чтобы размывать протестные голоса между множеством партий. Однако руководство страны не намеревалось создавать реальные политические партии с реальными лидерами.

Ряд оппозиционных партий так и не были зарегистрированы — например, партия сторонников политика Алексея Навального.

«Одновременно притормозилось дальнейшее распространение пропорциональной системы — такие регионы, как Амурская, Калужская, Московская, Тульская области, Ненецкий АО вернулись от полностью пропорциональной системы к смешанной», — говорят авторы доклада.

При этом эксперты замечают, что наряду с откровенно фейковыми партиями все-таки стали появляться и реальные проекты, а к ним в свою очередь начали примыкать представители местных элит. «Та же „Гражданская платформа“ во главе с Михаилом Прохоровым во многом строилась из бывших единороссов и членов ЛДПР», — напоминают эксперты.

«Десятые»

Первой реакцией власти на появление реальных оппозиционных сил стало принятие в 2013 году «закона Клишаса», согласно которому снижались минимальные требования по применению на выборах пропорциональной избирательной системы.

Для выборов региональных парламентов минимальная доля депутатов, избираемых по партспискам, была снижена с 50% до 25%, для Москвы и Санкт-Петербурга минимальная доля была отменена.

В результате системные партии оказались под двойным ударом: с одной стороны, власть явно переусердствовала в 2012–2013 годах в их ослаблении и дискредитации, с другой стороны, отбирать голоса системных партий стали не только спойлеры, но и реальные новые политические проекты, считают эксперты.

Все это привело к возникновению «нового альянса власти и „старых партий“», а следом и закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 2014 года, который вновь обязал большинство партий и их кандидатов собирать подписи избирателей.

Алексею Навальному не дают зарегистрировать политическую партию, но он пытается повлиять на результаты выборов другими способамиZamir Usmanov / Global Look Press

Такой альянс прожил до 2018 года, когда под влиянием повышения пенсионного возраста, налогов и иных социально-экономических реформ началось новое массовое протестное ание, причем независимо от слабости системной оппозиции, сказано в докладе. Эксперты говорят, что в 2018 году «возник тот же самый феномен, что в 2008–2011 годах: когда не за кого ать, избиратели начинают ать „назло“». В результате на выборах заксобраний сентября 2018-го в трех регионах впервые с 2007 года первое место по партийным спискам заняла партия КПРФ, а не «Единая Россия», а в четырех регионах дело дошло до вторых туров выборов губернаторов. Одновременно доля побед кандидатов «Единой России» на выборах ЗС в мажоритарных округах снизилась c 90% до 70%. 

Выборы 2020 года

В докладе фонда «Либеральная миссия» сказано, что выборы 13 сентября 2020 года продолжают тренд на дальнейшее сокращение применения пропорциональной избирательной системы.

Только в 5 из 22 административных центров (Сыктывкар, Казань, Чебоксары, Оренбург, Тамбов) соотношение списочной и мажоритарной частей осталось равным или примерно равным. Кроме того, продолжается тенденция, когда губернаторы идут на выборы в качестве самовыдвиженцев.

За весь период 2012–2018 годов самовыдвижение допускалось только в пяти регионах (Кемеровская, Кировская, Омская, Тульская области и Москва), плюс оно было допущено в Приморском крае перед повторными выборами декабря 2018 года.

В 2019 году на выборах губернаторов самовыдвижение было уже введено в семи регионах из 16, где проходили выборы (Забайкальский край, Астраханская, Курганская, Мурманская, Сахалинская, Челябинская области и Санкт-Петербург).

В итоге в шести регионах из семи, где закон допустил самовыдвижение, врио глав воспользовались этим правом (исключением была лишь Мурманская область). На этот раз в 5 регионах из 18 (Республика Коми, Чувашская Республика, Камчатский край, Пермский край, Иркутская область) допущено самовыдвижение. Во всех пяти регионах, где закон допустил самовыдвижение, врио глав воспользовались этим правом. Все решения о допуске самовыдвижения были приняты в последние месяцы перед началом кампании.

Также авторы доклада обратили внимание на то, что после изменения в 2014 году порядка регистрации партийных списков и кандидатов от партий, большинство новых партий утратили льготы при регистрации.

«Неудивительно, что партии стали впадать в политический анабиоз», — считают эксперты.

В докладе фонда сказано, что из 59 партий, которые в 2019 году имели право на участие в выборах, такое право за собой сохранили лишь 36 партий.

«На фоне быстрого сокращения числа зарегистрированных партий и отсутствия регистрации новых, в начале 2020-го внезапно было создано сразу четыре новых партии („За правду“, „Зеленая альтернатива“, „Партия прямой демократии“ и „Новые люди“ — Прим. ред.) Причем к созданию всех 4 явно были причастны политики и политтехнологи, близкие к власти», — отмечают авторы доклада.

Карантин

Еще один важный факт — избирательная кампания по выборам 13 сентября 2020-го проходит в условиях сохранения особых ограничительных мер в условиях «режима повышенной готовности».

Действующие ограничения, в том числе на проведение публичных мероприятий, существенно затрудняют проведение партиями и кандидатами избирательной кампании, делают невозможной нормальную конкурентную борьбу, считают эксперты.

«Одновременно в ходе „режима повышенной готовности“, запрета публичных акций и отвлеченности общественного мнения пандемией COVID-19, введены дополнительные ограничения пассивного избирательного права и иные новые меры, еще больше ограничивающие избирательные права граждан и ухудшающие условия участия в выборах представителей оппозиции», — сказано в докладе фонда «Либеральная миссия».

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Источник: https://www.znak.com/2020-08-09/kak_v_rossii_v_techenie_20_let_unichtozhali_partiynuyu_sistemu_i_chto_iz_etogo_vyshlo

Мажоритарная и пропорциональная избирательная система — в чем разница

Что такое выборы в россии. Типы выборов и избирательных систем

Выборы — это избрание должностных лиц и депутатов в представительные органы власти при помощи ания.

Выборы — основной демократический механизм формирования власти. Это важнейшее средство обновления властных структур, которое придает им легитимность и выявляет реальные потребности народа.

Организация выборов в стране зависит от избирательной системы. Существует три основных вида избирательных систем — мажоритарная, пропорциональная и смешанная.

Мажоритарная и пропорциональная система простыми словами

При мажоритарной системе победа в избирательном округе достается кандидату, набравшему большинство . Например, в своем округе Иванов набирает больше , чем Петров. Депутатом становится Иванов, Петров не получает ничего.

При пропорциональной системе места в парламенте делятся между партиями в соответствии с процентом , который они набрали на выборах. Например, партия А набирает 20% , а партия Б — 10%. В результате партия А получает вдвое больше мест в парламенте, чем партия Б.

При смешанной системе часть депутатов избирается по партийным спискам, часть — по округам.

Закон Дюверже — связь избирательной и партийной системы

Избирательная система — не простая формальность, под ее влиянием в обществе складывается определенная партийная система. Три положения об этой взаимосвязи сформулировал французский политолог Морис Дюверже:

  1. Пропорциональная система ведет к многопартийной системе, где партии автономны и имеют жесткую структуру.

  2. Абсолютная мажоритарная система (в округе побеждает кандидат, набравший более 50% ) ведет к многопартийной системе, где партии занимают гибкие позиции и стремятся к компромиссу.

  3. Относительная мажоритарная система (в округе побеждает кандидат, набравший больше , чем конкуренты) порождает двухпартийную систему.

Что такое мажоритарная система выборов: признаки, преимущества и недостатки

При мажоритарной системе избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство в своем избирательном округе. Чаще всего это одномандартные округа — от одного округа в парламент проходит лишь один депутат.

Мажоритарная система обычно приводит к формированию двухпартийной системы в стране. Избиратели понимают, что победитель в округе будет только один и не хотят потратить свой голос впустую. Поэтому они голосуют не за ту партию, которая им нравится, а за одного из кандидатов-фаворитов от крупных партий, имеющих реальные шансы на победу.

В зависимости от законодательства, победу при мажоритарной системе обеспечивает абсолютное большинство (более 50%), относительное большинство (больше , чем у любого из соперников) или квалифицированное большинство (⅔, ¾ или иное значение). Возможно проведение второго тура, если первый не выявил победителя.

Пример: мажоритарная система используется в США при выборах членов Конгресса, в Великобритании — при выборах в Палату общин.

Преимущества мажоритарной системы:

  • Избранный депутат несет прямую ответственность перед избирателями и населением конкретного округа. Граждане знают, какой именно человек представляет их в парламенте.
  • Выборы в отдельном округе может выиграть независимый кандидат. Популярный, известный своими заслугами человек не нуждается в поддержке какой-либо политической партии.
  • Лидирующая партия побеждает во множестве округов и формирует в парламенте значительное большинство — это позволяет ей сформировать устойчивое правительство.

Недостатки мажоритарной системы

  • Наиболее мощные партии выигрывает в большинстве округов и получают в парламенте непропорционально больше мест. Мелкие партии рискуют вовсе не получить представительства в парламенте.
  • Большинство можно получить при незначительном перевесе , а при незначительном отставании — проиграть выборы.
  • При необходимости получить абсолютное большинство — частая нерезультативность выборов, их приходится проводить повторно.
  • Высокое искушение пойти на нарушения в избирательных округах, где борьба идет по принципу «все или ничего». Возможны подкуп избирателей, произвольная нарезка границ избирательных округов властями.

Что такое пропорциональная система выборов: признаки, преимущества и недостатки

При пропорциональной системе каждая партия получает в представительном органе власти число мандатов, пропорциональное количеству полученных . При этом вся страна либо представляет собой единый избирательный округ, либо делится на многомандатные округа.

Может действовать ограничение по процентному барьеру. Например, партии, набравшие менее 5% , не попадают в парламент, их мандаты достаются другим партиям.

Пропорциональная система обычно приводит к формированию в стране многопартийной системы: в парламент проходит множество партий, ни одна не получает подавляющего большинства и формируется коалиционное правительство из представителей разных партий.

Примеры: выборы в парламенты Бельгии, Финляндии, Швейцарии.

Преимущества пропорциональной системы

  • Количество депутатов в парламенте отражает процент избирателей, поддержавших конкретную партию. В этом смысле пропорциональная система справедливее мажоритарной.
  • В парламент проходит больше партий, в том числе мелких и средних. Учитывается мнение меньшинства.
  • Избиратели могут ать за мелкие партии, не опасаясь, что победу в округе «отберут» кандидаты от более крупных партий.
  • Подтасовать результаты выборов становится сложнее.

Недостатки пропорциональной системы

  • Избиратель голосует не за конкретного человека, а за партийный список. Гражданин не понимает, кто именно представляет его в парламенте.
  • Избранный депутат отвечает в первую очередь перед партией, которая включила его в список, а не перед избирателем.
  • В парламенте появляются мелкие фракции, способных мешать принятию решений. Партиям приходится договариваться о коалиционном правительстве, которое менее устойчиво, чем однопартийное.

Что такое смешанная система выборов

Смешанная система основана на том, что часть мест в парламенте распределяется по мажоритарной системе, часть — по пропорциональной.

Примеры: по смешанной системе проводятся выборы в парламенты Австралии, Германии, Японии. Выборы в российскую Госдуму проходят по смешанной системе с 2016 года.

Смешанная избирательная система сочетает преимущества и недостатки двух других — мажоритарной и пропорциональной. Она стимулирует политическую конкуренцию, позволяет попасть в парламент представителям мелких и средних партий.

В то же время она оставляет возможность для использования «паровозов» — популярных кандидатов во главе списков, которые проводят в парламент никому не известных людей; в одномандатных округах по-прежнему побеждают крупные партии.

Избирательная система России: пропорциональная или мажоритарная?

Выборы в Государственную Думу РФ в настоящее время проходят по смешанной системе. 225 депутатов избираются по партийным спискам (пропорциональная система), еще 225 — по одномандатным округам (мажоритарная система). Приходя на думские выборы, гражданин РФ получает два бюллетеня: в одном он ставит галочку за какую-то партию, в другом — за одного из кандидатов по своему округу.

Такая система действовала в России не всегда. С 2007 по 2011 год выборы по одномандатным округам не проводились, всех депутатов Госдумы избирали по пропорциональной системе, только по партийным спискам. А до 2007 года действовала также смешанная система.

Выборы президента РФ проходят по мажоритарной системе. Вся страна представляет собой единый федеральный избирательный округ. Побеждает кандидат, набравший в ходе ания 50% плюс один голос. Если ни один из кандидатов не брал более половины , проводится второй тур — в нем участвуют два кандидата, которые в первом туре получили наибольший процент.

На местных выборах действуют различные правила. Например, депутаты Московской городской думы избираются по мажоритарной системе — столица разделена на 45 избирательных округов, в каждом из которых побеждает кандидат, набравший относительное большинство .

Источник: https://www.anews.com/p/114622727-mazhoritarnaya-i-proporcionalnaya-izbiratelnaya-sistema-v-chem-raznica/

Избирательная система современной России

Что такое выборы в россии. Типы выборов и избирательных систем

Определение 1

Широкое толкование: установленный в той или иной стране механизм формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством выборов, который включает:

  • закрепленную в законодательстве систему органов, на которые возложены полномочия по организации и проведению выборов, избирательный процесс как урегулированную законами и иными нормативными правовыми актами деятельность политических органов, других субъектов правоотношений (на различных стадиях или этапах выборов)

  • способ установления результатов выборов и распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов ания избирателей.

Определение 2

Узкое толкование:исключительно закрепленный в законодательстве той или иной страны способ установления результатов выборов или способ распределения депутатских мандатов в зависимости от итогов ания.

Из приведенных понятий можно сделать вывод о двойственной природе избирательной системы: с одной стороны она рассматривается как некая совокупность мероприятий по организации, в которую входят мероприятия по организации избирательных участков, определения результатов ания, а также распределения мандатов; а с другой стороны основное внимание направлено на финальную стадию выборов – ание и определение результатов.

  • Курсовая работа 470 руб.
  • Реферат 280 руб.
  • Контрольная работа 250 руб.

Типы избирательных систем

Тип избирательной системы варьируется и определяется тем, голосует ли гражданин за конкретного кандидата (кандидатов), или за партию (список кандидатов), а также тем, какие правила (методы) используются для перевода полученных избирателей в мандаты. Существенное значение имеет и так называемая «величина» избирательного округа (одномандатный, многомандатный, единый).

  • Пропорциональная. (предполагает распределение депутатских мандатов между партийными списками в соответствии с количеством , поданных за каждый список.Для распределения вычисляется избирательная квота — необходимое число избирателей для получения одного мандата. Для этого общая сумма , поданных за все списки, делится на число мандатов по избирательному округу. Затем сумма , полученных каждым списком, делится на квоту, целая часть будет соответствовать числу полученных мандатов.

Рисунок 1.

  • Мажоритарная(избранным считается кандидат, получивший установленное большинство избирателей по избирательному округу, где он баллотируется)

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Избирательная система в Российской Федерации

В Российской Федерации применяются оба вида избирательных систем, что, на наш взгляд, обуславливается применением принципа федерализма.

Пропорциональная система в России применяется на выборах 1\2 депутатов Государственной Думы РФ, часть депутатов региональных парламентов, может применятся и на местных выборах.В данном случае вся территория страны становится единым избирательным округом.

От каждой политической партии выдвигается не один кандидат, а списки кандидатов, за один из которых должен проать один избиратель. Победа на выборах в данном случае определяется путем определения списка, набравшего большее число .

Списки, набравшие менее 5% избирателей, не учитываются при данном подсчете.

При явном удобстве применения, данная система имеет некоторые недостатки: связь депутатов с избирателями крайне слаба, в связи с чем может происходить включение в списки малоквалифицированных и никому не известных кандидатов, наряду с теми, кто уже на слуху. К достоинствам данной системы можно отнести демократичный характер, позволяющий максимально учесть волю избирателей, высокую структурированность избираемых органов, меньшую зависимость депутатов от внешних источников воздействия.

Мажоритарная система в Российской Федерации применяется на выборах половины депутатов Государственной Думы. Реализуется этио следующим образом:

  • вся территория Российской Федерации разделяется на 225 одномандатных округов,
  • кандидаты выдвигаются партиями или путем самовыдвижения.
  • избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число избирателей.

Замечание 1

Говоря о мажоритарной избирательной системе, следует отметить, что она используется в основном при выборах законодательных органов местного самоуправления и государства.

Однако при проведении выборов в представительные органы власти у электората иногда возникают упреки в адрес государства по той причине, что при определении границ округов, как правило, необходимо учитывать количество избирателей, проживающих на соответствующей территории, что ставит территориальные параметры округа в зависимость от уровня плотности населения, который не всегда равномерен на всей территории государства.

В случае же с пропорциональной избирательной системой, избирательными округами обычно является не отдельная часть территории, а государство в целом или его отдельный субъект.

Также проблемным вопросом в отношении выбора наиболее приемлемой избирательной системы является установление минимального порога явки избирателей, хотя нельзя сказать, что данный критерий будет являться обязательным для, например, пропорциональной правовой системы.

Ее существенной характеристикой, отраженной в законодательстве большинства государств, применяющих данную систему, является наличие так называемого электорального барьера, или «избирательного метра», — установленного в процентном отношении от общего числа минимального показателя, достижение которого выступает в качестве основания допуска партии, выдвинувшей список кандидатов, к распределению мандатов в соответствующем представительном органе.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/osobennosti_izbiratelnoy_sistemy/izbiratelnaya_sistema_sovremennoy_rossii/

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: