Другие субъекты российской федерации. Типы субъектов рф

Содержание
  1. ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Право. 6.6. Федеративное устройство Российской Федерации. |
  2. Признаки федеративного государства:
  3. Функции федерального государства:
  4. Субъекты РФ.
  5. Особенности федеративного устройства России
  6. Национальные образования:
  7. Территориальные образования:
  8. Все эти субъекты группируются в:
  9. Федеральные округа РФ.
  10. Принципы федеративного устройства.
  11. Равенство субъектов Российской Федерации проявляется:
  12. В ведении Российской Федерации находятся:
  13. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся:
  14. Разновидности субъектов Российской Федерации
  15. Конституционно-правовой статус субъектов РФ
  16. Элементы, позволяющие характеризовать субъект как составную часть Российской Федерации
  17. Характеристика правового статуса республик, являющихся субъектами Российской Федерации
  18. Субъекты Российской Федерации
  19. Субъекты РФ
  20. 22 Республики Российской Федерации
  21. 9 краевых образований
  22. 46 областей Российской Федерации
  23. 3 города Федерального значения
  24. 1 автономная область
  25. 4 автономных округа
  26. Субъекты и регионы Российской Федерации
  27. Что это
  28. Актуальный перечень
  29. Исторические изменения
  30. Группировка в округа
  31. Типы
  32. Коды субъектов федерации
  33. Региональные перспективы и расширение

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Право. 6.6. Федеративное устройство Российской Федерации. |

Другие субъекты российской федерации. Типы субъектов рф

  • Федеративное устройство. Понятие.
  • Субъект Российской Федерации. Понятие.
  • Признаки федеративного государства.
  • Функции федерального государства.
  • Особенности федеративного устройства России.
  • Субъекты Российской Федерации (список).
  • Федеральные округа РФ.
  • Принципы федеративного устройства.
  • Разделение полномочий между центром и субъектами.

Федеративное устройство — объединение  двух и более государственно-территориальных образований (субъектов федерации) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности.

Федеративное государство и федерация (союз) — понятия идентичны.

Субъект Российской Федерации – это государственное образование в составе России с присущими ему чертами государства, но ограниченное Конституцией и Федеративным договором.

Признаки федеративного государства:

  • двухуровневой системой органов государственной власти
  • наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации
  • наличие двухпалатного парламента
  • верховенство федерального права
  • финансовой зависимостью субъектов от федеральной власти
  • наличие двойного гражданства
  • отсутствием у субъектов федерации права выхода из состава федерации.

Функции федерального государства:

  • децентрализация власти посредством ее разделения по вертикали;
  • интеграция территориальных сообществ, т.е. собирает воедино различные территории, придавая им качество целостного образования.

Субъекты РФ.

Субъекты Российской Федерации имеют собственную исполнительную и законодательную власть, собственную конституцию или устав, собственный региональный парламент, а также по два представителя в Совете Федерации.

Согласно Конституции, все субъекты федерации равноправны, за исключением того, что автономные республики, в отличие от остальных субъектов, могут устанавливать свой (второй) государственный язык (или языки). Выход субъектов из состава РФ не предусмотрен.

Особенности федеративного устройства России

Российская Федерация построена:

  • по национально-территориальному принципу — края, области, города федерального значения;
  • по национальному принципу — республики, автономные округа

На данный момент в России насчитывается 85 субъектов федерации.

Национальные образования:

  • 22 республики;
  • 4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий);
  • одна автономная область (Еврейская Автономная область).

Территориальные образования:

  • три города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь);
  • 4 автономных округа (Ненецкий, Чукотский, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий);
  • 9 краев (Алтайский, Камчатский, Хабаровский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Забайкальский);
  • 46 областей.

Все эти субъекты группируются в:

  • 9 федеральных округов;
  • 12 экономических районов;
  • 4 военных округа;
  • 11 часовых поясов.

Федеральные округа РФ.

Созданы в соответствии с Указом Президента России В.В. Путиным № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года.

Каждый из федеральных округов имеет административный центр. Реализацию конституционных полномочий Президента Российской Федерации на территории федерального округа обеспечивает полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.

Согласно Конституции Российской Федерации, федеральные округа не является субъектами административного деления России (субъектами Российской Федерации).

С 2000 года:

Дальневосточный

Приволжский

Северо-Западный

Сибирский

Уральский

Центральный

Южный

С  января 2010 года:

Северо-Кавказский.

С марта 2014 года:

Крымский.

Принципы федеративного устройства.

Россия — суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Конституция РФ (ст. 5, ч. 3) закрепляет следующие принципы федеративного устройства нашего государства:

Государственная целостность.

РФ — целостное, единое, хотя и федеративное государство, включающее другие государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации в одностороннем порядке.

Единство системы государственной власти.

Оно проявляется в наличии общефедеральных органов государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю территорию страны, в верховенстве федеральной Конституции и законодательства.

Субъекты Российской Федерации вне пределов компетенции РФ обладают всей полнотой власти, но они должны признавать конституционное разграничение компетенции между ними и Федерацией, верховенство федеральной Конституции

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Конституция РФ определяет:

перечень вопросов ведения РФ (ст. 71), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти;

предметы совместного ведения РФ и ее субъектов (ст. 72): правовые акты субъектов должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам;

полноту власти субъектов РФ по вопросам, находящимся вне ведения РФ и вне предметов совместного ведения. В пределах своей компетенции и Федерация и субъекты принимают правовые акты.

По предметам ведения РФ принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории.

По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации могут принимать собственные нормативные акты.

Законы и иные нормативные акты субъектов РФ, принятые по вопросам, находящимся в компетенции РФ или в совместном ведении РФ и ее субъектов, не могут противоречить федеральным законам.

Принцип равноправия и самоопределения народов в РФ.

Российская Федерация — многонациональное государство.

В настоящее время РФ включает субъекты Федерации, образованные как по национально-территориальному, так и по территориальному принципу.

Равноправие народов проявляется в равных правах всех наций и народностей на национальное развитие, развитие национальной культуры. В Российской Федерации обеспечивается равенство прав и свобод человека независимо от расы и национальности.

Государство гарантирует всем народам право на сохранение родного языка и его развитие. Каждый человек имеет право на свободный выбор языка обучения и творчества.

И хотя государственным языком РФ является русский, но республики (в составе Российской Федерации) вправе устанавливать свои государственные языки (они употребляются наряду с русским). Конституция РФ гарантирует права малочисленных коренных народов.

Равноправие субъектов РФ.

Равенство субъектов Российской Федерации проявляется:

  • в равенстве прав и обязанностей субъектов в составе РФ;
  • в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограничения их компетенции компетенцией РФ;
  • в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации;
  • в равноправии субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Однако некоторые различия в государственной организации субъектов Федерации сохранились:

  • республики обладают признаками государства,
  • государственно-территориальные образования (остальные субъекты РФ), не имеют своих конституций, гражданства, государственного языка, высших органов государства.

В ведении Российской Федерации находятся:

  • принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство и территория Российской Федерации;
  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  • установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
  • формирование федеральных органов государственной власти;
  • федеральная государственная собственность и управление ею;
  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации и т.д.

Для этого принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся:

  • обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам;
  • защита прав и свобод человека и гражданина;
  • защита прав национальных меньшинств;
  • обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
  • режим пограничных зон;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
  • разграничение государственной собственности;
  • природопользование;
  • охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
  • особо охраняемые природные территории;
  • охрана памятников истории и культуры;
  • ряд других задач, закрепленных в Конституции РФ.

Для реализации данных задач издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, которые не могут противоречить федеральным и федеральным конституционным законам.

 Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA-63/

Разновидности субъектов Российской Федерации

Другие субъекты российской федерации. Типы субъектов рф

Государства федеративного строя могут основываться на трех основополагающих принципах:

  • Территориальный;
  • Национальный;
  • Смешанный.

Отталкиваясь от того, на основании какого из принципов формируется государство, устанавливается правовой статус ее субъектов.

Территориальный принцип характеризуется тем, что субъекты федерации представляют собой определенные территории, имеющие границы друг от друга вне зависимости от национальной принадлежности населения, которое там проживает.

Национальный принцип характеризуется наличием на определенной территории титульной (основополагающей) национальности, которая и именует субъект.

Смешанный принцип охарактеризован субъектам, организация которых осуществлена по признакам двух вышеуказанных принципов.

Российская Федерация представляет собой федерацию, построенную на смешанном принципе, ее субъекты организованы с учетом особенностей национального и территориального признаков.

Из всех субъектов Российской Федерации, только три сформированы по национальному признаку – республики, автономные округа и автономная область.

Иные три вида субъектов РФ, а именно край, область и город федерального значения, организованы с учетом особенностей территориального признака.

Конституционно-правовой статус субъектов РФ

Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации сформирован на основе перечня конституционных принципов, которыми предопределено его содержание и сущность.

К таковым относятся:

  • Ограниченность правового статуса субъектов России ее государственной независимостью;
  • Обеспечение равноправия субъектов Российской Федерации;
  • Установление границ между предметом ведения и полномочиями между РФ и ее субъектами;
  • Государственная целостность и единая система государственной власти на территории Российской Федерации.

На основе федеральных и региональных учредительных актов установлен правовой статус Российской Федерации. Статус республики устанавливается Конституцией Российской Федерации и конституцией самой республики. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа установлен Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта.

Элементы, позволяющие характеризовать субъект как составную часть Российской Федерации

Разработка и принятие собственных конституций (уставов), не требующих утверждения и подписания со стороны государства, осуществляется самостоятельно субъектами Российской Федерации.

Несмотря на не суверенность российских субъектов, их присущи общие основные элементы государственности. Такими элементами являются:

  • Наличие территории субъекта Российской Федерации. Каждому субъекту принадлежит определенная территория, являющаяся неотъемлемой частью территории России согласно части 1 статьи 67 Конституции. На территорию субъект распространена государственная независимость (суверенитет) Российской Федерации, главенство Конституции и федерального законодательства. Границы субъектов изменяются только при взаимном согласии сторон (часть 3 статьи 67). Изменение границ между субъектами утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Федеральным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации» установлено, что при формировании нового субъекта, территории, подлежащие объединению, могут прекратить существование. Вопрос о формировании нового субъекта выносится на референдум заинтересованных субъектов Российской Федерации. Реформа федеративных отношений в России, начавшаяся в начале 21 века, сократила число субъектов с 89 до 83, а также привела к формированию новых субъектов Российской Федерации, чем характеризуется приближение к субъектам равноправного и однопорядкового характера в рамках Федерации.
  • Собственная правовая база. На основе предметов ведения РФ и ее субъектов региональными органами власти принимаются собственные законодательные акты и другие нормативно-правовые документы. За пределами предметов ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов, последними в полном объеме выполняется собственное регулирование в отрасли права. Законам и правовым актам, принятым в границах их ведения, присуще главенство на территории субъекта и они являются обязательными для исполнения как всеми физическими, так и юридическими лицами. Конституцией России установлены гарантии верховенства федеральных законодательных актов. Законодательные акты и правовые акты не могут являться противоречивыми в отношении федерального законодательства, принятого на основании предметов ведения РФ и предметов совместного ведения. При противоречивости, возникшей между федеральным законодательством и нормативно-правовым актом, изданным в РФ, действует федеральное законодательство. В случае возникновения противоречий между федеральным законом и нормативно-правовым документом субъекта России, изданным за пределами Российской Федерации, действует нормативно-правовой документ субъекта;
  • Предметы ведения и полномочия. Каждому субъекту Российской Федерации присущи собственные предметы ведения и полномочия, а также полномочия по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов. Статья 73 Конституции регламентирует принцип полноты власти субъекта России в границ предоставленных полномочий, заключающийся в преобладании полноты власти субъектов Российской Федерации за пределами предметов ведения Российской Федерации и ее полномочий;
  • Право установления системы и структуры собственных государственных органов власти и определение их компетенции. Согласно статье 11 Конституции государственная власть на территории субъектов РФ исполняется органами государственной власти, сформированные субъектами. Система данных органов установлена субъектами Российской Федерации согласно основ конституционного строя России и общих принципов организации государственных органов представительной и исполнительной власти, установленных федеральным законодательством. На сегодняшний день принципы организации государственной власти зафиксированы в Федеральном законе от 06 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации»;
  • Государственные символы и административные центры. Каждому субъекту РФ предоставлено право на собственную государственную символику – флаг, герб, гимн, а также столицу. Этими государственными символами отражены исторические, национальные, культурные и другие особенности субъекта Российской Федерации. Согласно федеральным конституционным законам «О государственном гербе» и «О государственном флаге», гербы и флаги субъекты не могут быть идентичными Государственному флагу и гербу РФ. Герб и флаг РФ не может служить основы для создания гербов и флагов субъекта;
  • Право на наименование. Каждый субъект имеет право в самостоятельном порядке решать вопрос о собственном наименовании. При его изменении, новое наименование должно быть внесено в статью 65 Конституции Российской Федерации. Новое наименование должно быть внесено в текст Конституции РФ на основании указа Президента Российской Федерации согласно решению субъекта, принятого в установленном законодательством порядке.

Пример 1

До установления порядка и процедуры внесения изменений, свое наименование изменили такие республики, как Республика Горный Алтай, переименованная в Алтай, Марийская Республика – Республика Марий Эл, Чувашская республика – в Чуваш Республику, Якутская Республика – в Республику Саха.

Замечание 1

Но с 28.11.

1995 в текст статьи 65 Конституции РФ был внесен перечень новых наименований трех субъектов: Ингушская Республика переименовалась в Республику Ингушетия, Республика Северная Осетия стала Республикой Северная Осетия-Алания, Республика Калмыкия – Хальм Тангч переименовала себя в Республику Калмыкия. В 2001 году было изменено наименование Чуваш Республики в Чувашию; в 2003 – Ханты-Мансийского автономного округа.

Опиши задание

Характеристика правового статуса республик, являющихся субъектами Российской Федерации

Субъекты Российской Федерации классифицируются по своей юридической природе и особенностям их конституционно-правового статуса. В связи с этим различают три категории субъектов.

К первой группе относится 21 республика в составе РФ. Республики отличны друг от друга в размере территории, численности населения, уровне социально-экономического развития.

Пример 2

Республика Бурятия по площади занимает 561,3 тыс.км2, площадь Северной Осетии составляет 8000 км2, что в 44 раза меньше. Население Республики Башкортостан в пять раз превышает население такой республики, как Кабардино-Балкария и в 16 раз больше населения Республики Тыва.

Замечание 2

Но эти отличия не влияют на конституционно-правовой статус республик, входящих в состав Российской Федерации, определяемый Конституцией России и конституциями республик.

Согласно конституционным нормам, статус республик Российской Федерации следует характеризовать такими чертами, как:

  • Наличие собственной территории, очерченной внутренней границей, которая отделяет республику от иных субъектов России, и внешней границей, которая отделяет ее от зарубежных государств. Одновременно внешняя граница является Государственной границей Российской Федерации. В соответствии со статьей 67 российской Конституции границы между субъектами могут быть изменены только при обоюдном согласии;
  • Наличие собственной правовой системы, состоящей из конституции республики и иных нормативно-правовых актов, принятых в рамках ее компетенции, договоров и соглашений республики с Российской Федерацией и иными субъектами Российской Федерации;
  • Наличие собственных государственных органов власти, система которых определена согласно основ конституционного строя России, норм Федерального закона, принятого 06 октября 1999 года №184 «Об общи принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации», а также законодательством республики;
  • Наличие собственности, находящейся в распоряжении Республики, состоящей из земли, ее недр, водных и лесных ресурсов и иных природных богатств, находящихся на ее территории, культурных и исторических памятников и иные ценностей национального достояния;
  • Обладание международной правосубъектностью, то есть республики имеют право принимать участие в международных отношениях и внешнеэкономических связях, подписывать договоры и соглашения с иностранными государства, создавать представительства зарубежных стран на своей территории, принимать участие в деятельности международных организаций;
  • Наличие собственного государственного языка, государственной символики и столицы республики;
  • Наличие полномочий в области предметов совместного ведения РФ и ее субъектов, и предметов, которые относятся исключительно к ведению Республики.

Во вторую группу субъектов входят края, области и города федерального значения, такие как г. Москва и Санкт-Петербург. Статус данных субъектов установлен Конституцией РФ, законами федерального уровня, а также уставами соответствующих субъектов.

Характеристиками конституционно-правового статуса данной группы субъектов являются:

  • Собственная территория, границы которой не могут изменяться без согласия самого субъекта;
  • Наличие государственных органов власти;
  • Собственная правовая система, состоящая из устава, законов регионального уровня и других нормативно-правовых актов;
  • Наличие собственности;
  • Данные субъекты выступают в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей;
  • Государственная символика, административный центр;
  • Полномочия в сфере предметов совместного ведения РФ и ее субъектов, и предметов, которые относятся исключительно к краю, области, городу федерального значения.

Третья группа субъектов Российской Федерации представляет собой совокупность автономной области и автономных образований. Характерной особенностью автономных образований (исключение составляют Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ) является то, что они входят в состав области или края.

Определение 1

Автономный округ – национальное государственное образование, которое отличается особым национальным составом и бытом населения.

Автономный округ – это одна из форм национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири, а также Дальнего Востока. Особенность автономного округа заключается в большой территории при относительно небольшой численности населения.

Пример 3

На сегодняшний день в состав Читинской области входят Агинский Бурятский автономный округ; в Архангельской области – Ненецкий автономный округ; в Тюменской области – Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономный округа.

До подписания Федеративного договора и до внесения его положений в текст Конституции Российской Федерации статус автономных округов регламентировался Законом РСФСР, принятым 20 ноября 1980 года «Об автономных округах РСФСР».

Статьей 1 данного Закона устанавливался перечень автономных округов, входящих в состав краев и областей, иными словами носила обязывающий характер.

Законом РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона)» было установлено, что «автономный округ находится в составе РСФСР и может входить в край или область». Можно сказать, что конституционные нормы стали обретать более диспозитивный характер.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, принятым 11 мая 1993 года по делу о проверке конституционности этого закона Конституционным Судом было отмечен тот факт, что развитие федеративных отношений в России реализуется на основании перераспределения полномочий федеральных государственных органов власти и государственных органов власти ее субъектов согласно Федеративному договору и характеризуется ростом конституционного статуса субъектов Российской Федерации.

Характеристики элементов конституционно-правового статуса автономных округов и автономной области идентичны с характеристиками статуса краев, областей и городов федерального значения.

Вывод 1

Российская Федерация является ярким примером ассиметричного федеративного государства. Совокупность ее субъектов является не только одной из многочисленных в мире, но и отличается видовым разнообразием.

На основании этого, можно сказать о том, что основной задачей конституционно-правового регулирования является процесс перевода ассиметричного федеративного государства в так называемое «плоское» федеративное государство, характеризующееся наличием в правовом и экономическом плане субъектов одного порядка.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-rossijskoj-federatsii/raznovidnosti-subektov-rf/

Субъекты Российской Федерации

Другие субъекты российской федерации. Типы субъектов рф

Россия – самая большая страна в мире с точки зрения территории, ее составные единицы – субъекты Российской Федерации. Само понятие федерации подразумевает определенную автономию частей страны.

В нашем государстве территории не равноправны и обладают разным спектром полномочий и привилегий.

Все они отображены на политической карте, из них и состоит наша страна.

  • Субъекты РФ
  • 22 Республики Российской Федерации
  • 9 краевых образований
  • 46 областей Российской Федерации
  • 3 города Федерального значения
  • 1 автономная область
  • 4 автономных округа

Субъекты РФ

Субъектом называют обособленную часть страны, наделенную определенными полномочиями. В других странах наряду с этим понятием используются такие, как штат, провинция.

Россия является ассиметричной федерацией, так как одни части имеют большую полноту прав, чем другие. Юридический статус каждой части определен главным нормативным актом страны, там же отмечены отличия и схожие черты.

Субъекты РФ (для увеличения нажмите)

На текущий момент существуют расхождения относительно количества субъектов России на международном и российском уровне. Дело в том, что мировое сообщество не признало присоединение Крыма и Севастополя к территории РФ.

Таким образом, по российским данным в нашей стране насчитывается 85 субъектов, которые представляют собой административное деление, из них:

  • двадцать две республики;
  • девять краевых образований;
  • сорок шесть областей;
  • три города федерального значения;
  • одна автономная область;
  • четыре автономных округа.

В федеративном законе последовательность приведена именно в таком порядке, но она не отражает увеличение или уменьшение степени автономии, равно как это и не список по алфавиту. У каждого региона есть свой код и областной центр.

22 Республики Российской Федерации

Согласно главному закону государства наименование республика означает, что это государство в рамках страны, это указано во второй части пятой статьи.

Административная карта России (для увеличения нажмите)

К основным особенностям такого субъекта относятся:

  1. Юридический статус образования определяется как федеральными законами, так и локальной Конституцией, которая не может противоречить верховному нормативному акту;
  2. Во второй части шестьдесят восьмой статьи указано, что власти республики вправе вводить второй национальный язык на собственной территории и использовать его на уровне государственных учреждений.

Еще одной отличительной особенностью республики является то, что они представляют собой национальные образования.

Самой крупной республикой является Якутия, ее площадь превышает размеры восьмого по величине в мире государства – Аргентины. Одновременно с этим Саха (другое название субъекта) – самая большая административно-территориальная единица в мире, то есть ни в одной другой федерации нет региона такого размера.

Максимальная концентрация республик в РФ на Северном Кавказе. К достаточно крупным относится и Татарстан, со столицей Казань, которая является городом с миллионным населением.

9 краевых образований

Край, как территориальная единица, появился в современной России, как наследие Советского Союза. На сегодняшний день нет существенных отличий субъекта от, например, области. Ранее в состав края могла входить автономная область.

В современной истории проявилась тенденция к укрупнению субъектов. С 2004 по 2008 год в составе России появилось четыре новых края за счет слияния ряда других регионов.

Самым большим краем, а также и в целом субъектом является Красноярский. Его площадь составляет почти две с половиной тысячи километров, что превышает второе по размерам африканское государство – Конго.

В целом края занимают достаточно большую площадь страны, несмотря на небольшое суммарное количество регионов. Они граничат со многими другими регионами.

46 областей Российской Федерации

Область – самая простая территориальная единица в России. Юридический статус аналогичен краю, но в количественном показателе их больше всего в стране.

С начала 2000 годов в процессе укрупнения часть областей вошли в состав более крупных субъектов, но на сегодняшний день сохранилось два субъекта данного статуса, в рамках которых есть другие регионы. Планов по их объединению нет. Таблица выше отражает их полный перечень.

Области имеют сравнительно небольшие территории, особенно в центральной части России, где они преимущественно и представлены. В восточной части страны есть всего четыре: Амурская, Иркутская, Магаданская и Сахалинская.

3 города Федерального значения

Официально признанных мировым сообществом есть два города особого назначения: Москва и Санкт-Петербург. Недавно к списку был прибавлен Севастополь.

Данные крупные населенные пункты были выделены в отдельные субъекты, так как в них сосредоточено более тринадцати процентов жителей и почти четверть валового внутреннего продукта.

Санкт-Петербург и Москва в свое время были, а второй город и на сегодняшний день является столицей нашей страны. Их характеризует определенная экономическая замкнутость и высокий процент миграции в регионы.

1 автономная область

Единственная в своем роде Еврейская автономная область существует в РФ продолжительное время. Ее статус не подлежит изменению, так как для этого требуется изменение Конституции, а это возможно только при условии проведения референдума.

В период СССР было большое количество АО, впоследствии основная часть из них была переименована в республики или края. Многие автономные области стали независимыми государствами.

4 автономных округа

Автономный округ сформирован по принципу национальности и объединяет народности.

К нюансам такого типа субъекта относятся:

  • персональное законодательство, не противоречащее федеральным нормативным актам;
  • корректировка территории допустима только с согласия населения и органов власти;
  • вправе участвовать в международных отношениях как от своего лица, так и от имени центра.

В процентном отношении в округах преимущественно проживает национальное население, процент русских очень низок.

Субъекты Российской Федерации – территориальные единицы, из которых состоит наша страна. Шесть основных разновидностей имеют свой спектр полномочий и прав.

Однако важно учесть, что никто не обладает полной суверенностью, то есть является частью России, как игрока на международной арене.

Источник: https://1001student.ru/obshhestvoznanie/subekty-rossijskoj-federacii.html

Субъекты и регионы Российской Федерации

Другие субъекты российской федерации. Типы субъектов рф

› Государство

Площадь России на карте не может не потрясать воображение. По территории она занимает приблизительно 1/6 часть суши планеты. Таким образом она является самой большой страной на современной политической карте. А вот по численности населения, к сожалению, находится только на 9 месте, уступая странам с гораздо меньшей площадью.

Но, если рассматривать в совокупности Российскую Федерацию, то на сегодняшний день она состоит из 85 субъектов, которые представляют из себя республики, регионы, области. А они, в свою очередь подразделяются на районы. Перечень субъектов формировался на протяжении всего периода существования государства и окончательно устоялся только в последние 30 лет, после развала СССР.

Для того, чтобы проанализировать, какие субъекты РФ входят в государство сегодня, каковы они по площади, на каком основании проходит территориальное деление и какое качество и уровень жизни в каждом из них, нужно рассмотреть статистические данные.

Что это

Под субъектом Российской Федерации (или, как еще встречается в официальных документах – Федерации, России или РФ) понимаются составные части страны, выраженные в виде локальных единиц, обладающих своей площадью и границами.

На сегодняшний день в состав РФ входят 85 элементов, выраженных следующими административно-территориальными единицами со своими собственными центрами:

  • Республики.
  • Краевые единицы.
  • Областные структуры.
  • Автономные области.
  • Округа.
  • Автономные округа.
  • Города фед. значения.

Важно понимать, что каждый из перечисленных субъектов имеет свое руководство в виде губернатора или главы, а также парламент регионального значения, формирующий законодательную власть.

Интересен также тот факт, что все виды субъектов Российской Федерации на сегодня имеют индивидуальный устав или даже, в некоторых случаях, конституцию. Принимается она и зарегистрирована на уровне региональных (местных) законодательных органов.

Ими же и вносятся определенные изменения или дополнения в такой устав.

Несмотря на то, что столица государства Москва, у каждого субъекта Российской Федерации имеется своя собственная столица или так называемый региональный центр.

Если рассматривать обязанности каждой структурной единицы и их взаимоотношения с федеральным центром, необходимо выделить следующие основные моменты в устройстве субъектов РФ:

  • Между отдельными структурными элементами наблюдается равноправие.
  • Все они подчиняются федеральному центру.
  • Местные власти вправе решать определенные вопросы, которые конституционно им разрешено реализовывать самостоятельно.
  • Бюджеты формируются двояко, за счет собственных производств, предприятий и других видов экономической деятельности, так и за счет финансирования из центра.
  • Выходить из состава государства и не имеют права

Актуальный перечень

Список субъектов РФ, состоящий из 89 единиц и включающий в себя области, автономные округа, города и другие административные единицы с полными названиями, выглядит на сегодняшний день (на 2020 год) следующим образом:

  • Границы ЦФО сюда входят численно 17 областей. Их центрами, а точнее столицами являются города Белгород, Ярославль, Брянск, Тверь, Тула, Тамбов, Смоленск, Орел, Курск, Рязань, Москва, Кострома, Владимир, Иванов, Калуга, Воронеж, Курск, Липецк. Причем, город Москва является, как самостоятельным образованием в виде города федерального значения, так и дал название одноименной области – Московской, которая входит самостоятельным территориальным образованием.
  • В Южный федеральный округ (ЮФО) объединены следующие кавказские республики – Адыгеи, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Северной Осетии-Алании, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Чечни, а также, Крым. Помимо этого, в этой территориальной структуре объединился Краснодарский, Ставропольский края. Помимо этого, здесь присутствуют еще и 3 области – Астраханская, Волгоградская и Ростовская.
  • К Северо-западному ФО (СЗФО) относятся – республики Коми и Карелия, а также в состав входя территории следующих областных единиц – Псковской, Мурманской, Новгородской, Вологодской, Ленинградской, Калининградской, Архангельской. А также еще и Ненецкий АО.
  • В Уральском ФО (УРФО) объединены территории Курганской, Тюменской, Челябинской и Свердловской обл. А также сюда входит Ханты-Мансийский АО – Югра и ЯНАО.
  • В Приволжском ФО объединили территории Башкортостана, Мордовии, Татарстана, Марий Эл, Удмуртии, Чувашии в виде республик. А также Кировской, Оренбургской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Самарской и Ульяновской обл. в комбинации с Пермским краем.
  • Территория Дальневосточного ФО объединила республику Саху, Камчатского, Хабаровского, Приморского краевых единиц. В качестве областей сюда вошли – Амурская, Сахалинская, Магаданская и кроме них Еврейская АО и Чукотский АО.
  • СФО объединяет территории Алтая, как республики, так и одноименного областного образования. Помимо этого, сюда включена Бурятия, Тыва, Хакасия в виде республиканских образования. Помимо них сюда входит Красноярский край. Также из областей – Иркутская, Кемеровская, Омская, Новосибирская, Читинская, Томская и Усть-Ордынский Бурятский и Агинский Бурятский АО.
  • И 3 города фед.значения.

Исторические изменения

Важно понимать, что Россия является самой большой по площади и совокупным территориям государством. Но численность субъектов не всегда была таковой, таблица с номерами субъектов изменялась. Особенно интенсивно этот процесс происходил в момент распада СССР. Вот какие основные события произошли в этот период:

  • Союзные Республики приобрели независимость.
  • Некоторые автономные области, как например, Хакасская, Адыгейская Карачаево-Черкесская стали республиками.
  • Некоторые области стали именоваться по-другому. Так, например, Горьковская стала именоваться Нижегородской.
  • Произошло разделение чеченского и ингушского народов, которые вошли в состав России самостоятельными структурными единицами.
  • На момент принятия конституции страны, в 1993 году все структурные элементы страны стали равноправными субъектами РФ.
  • После этого момента произошло еще несколько территориальных изменений. Все они были направлены на объединение и укрупнение.
  • Отдельными изменениями стали – укрупнение территории Москвы в 2012 году за счет присоединения некоторых районов Московской области. А также в 2014 году в состав страны вошла территория полуострова Крым. Причем, сразу двумя образованиями – городом федерального значения и остальной частью полуострова.

В связи с определенными историческими этапами, становится понятно, что территориальные разделения или, вернее сказать объединения и укрупнения становятся только больше.

Поэтому, возможно в дальнейшей перспективе, стоит ожидать и дальнейших изменения в территориальном составе, как по численности, так и с точки зрения изменения границ.

Стоят на повестке дня укрупнение нескольких областей, с дальнейшим изменением их территориальных границ.

Группировка в округа

На сегодняшний день распределение и группировка выглядит следующим образом в стране:

  • Количество ФО составляет 8 единиц.
  • С точки зрения экономического фактора районы представлены 12 образованиями.
  • С точки зрения географического районирования в стране 10 элементов.
  • По природным делениям районных образований насчитывается 8 штук.
  • С точки зрения арбитражного и судебного исполнения – насчитывается 10 округов.
  • Часовых поясов всего 11.
  • Военных округов всего 4, причем, до недавнего времени и их было 6, но потом они были укрупнены.

Типы

Если рассматривать укрупненно типы субъектов РФ, то они делятся на:

  • Государственно-территориальные образования. Сюда входят 9 краевых образований, 46 областных и 3 города федерального значения.
  • Вторая категория – это национально-территориальные образования. К ним относятся 21 республика, 4 автономных округа и 1 автономная область.

Коды субъектов федерации

Для удобства начисления налоговых доходов в бюджете, учета населения России, ведения документации и прочих манипуляций, используются коды, которые присваиваются отдельным субъектам РФ. Они включают как цифровые, так и буквенные обозначения и применяются для самых разнообразных целей.

Такие обозначения облегчают взаимодействие в различных отчетах, бумажных документах и оборотах.

Региональные перспективы и расширение

С точки зрения перспективы дальнейшие процессы будут идти на укрупнение территорий. На определенных исторических этапах велись такие процессы. Но, они были заморожены. Важно понимать, что для того, чтобы провести такую манипуляцию, необходимо провести референдум в тех регионах и областях, в которых планируется укрупнение.

Субъекты и регионы Российской Федерации Ссылка на основную публикацию

Источник: https://rosinfostat.ru/subekty-rossijskoj-federatsii/

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: