Его в собственность субъектов российской. Собственность субъектов федерации. Федеральная собственность РФ

Содержание
  1. права собственности на землю
  2. Понятие и содержание права собственности на землю
  3. Нормы, регулирующие право собственности на землю
  4. Особенности права собственности на землю
  5. Формы собственности на землю
  6. Собственность субъектов РФ на землю в 2019 году: состав, права и обязанности, использование земель субъектов РФ | Земельный эксперт
  7. Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ
  8. Особенности собственности на землю Москвы и Санкт-Петербурга
  9. Заключение
  10. Наиболее популярные вопросы и ответы на них о собственности субъектов РФ на землю
  11. Список законов
  12. Вам будут полезны следующие статьи:
  13. Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю. 1. В федеральной собственности находятся земельные участки:
  14. Частная собственность на землю и ее виды в РФ
  15. Передача земельных участков в частную собственность. Бесплатная передача земли в собственность
  16. © 2020 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
  17. Собственность на землю субъектов РФ
  18. Понятие собственности на землю субъектов РФ. Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ 
  19. Основания возникновения права собственности субъектов РФ на земельные участки
  20. Разграничение государственной собственности на землю. Критерии разграничения государственной собственности на землю
  21. Земельный участок как собственность городов федерального значения – Москвы, Санкт- Петербурга, Севастополя
  22. Федеральная собственность на землю
  23. Понятие федеральной собственности
  24. Законодательство
  25. Основания для возникновения
  26. Земли федеральной собственности
  27. Процедура разграничения федеральной собственности на землю
  28. Процедура передачи земель из федеральной собственности в муниципальную
  29. При необходимости проведения межевых работ по образованию границ участка
  30. Особенности передачи

права собственности на землю

Его в собственность субъектов российской. Собственность субъектов федерации. Федеральная собственность РФ

права собственности на землю – это принадлежащие собственнику того или иного объекта правомочия. В данной статье рассмотрим, что включает в себя содержание права собственности на землю, какими нормами регулируется и какие имеет особенности.

Понятие и содержание права собственности на землю

Право собственности на землю – это закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность владеть, пользоваться, распоряжаться принадлежащим ему земельным участком в своих интересах, а также устранять вмешательство третьих лиц в сферу своего хозяйственного господства.

Исходя из определения, можно выделить три составляющих правомочия, которые входят в содержание права собственности на землю:

  1. Правомочие владения – закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства над землей;
  2. Правомочие пользования – закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность извлекать из земельного участка его полезные свойства;
  3. Правомочие распоряжения – закрепленная за собственником юридически обеспеченная возможность определять дальнейшую судьбу земельного участка.

Нормы, регулирующие право собственности на землю

Общие положения о праве собственности закреплены Главой 13 Гражданского Кодекса РФ, а конкретно право собственности на землю и другие вещные права урегулированы Главой 17 ГК РФ.

Земельный Кодекс РФ (Глава 3) регламентирует специальные нормы, например:

  • права граждан и юридических лиц на землю;
  • права иностранных граждан;
  • Государственная собственность;
  • Федеральная собственность;
  • собственность субъектов РФ;
  • муниципальная собственность.

Особенности права собственности на землю

Особенности права собственности на землю закрепляются Земельным Кодексом. Они не должны противоречить общим нормам в Гражданском Кодексе РФ.

  1. Не все земельные участки могут находиться в частной собственности. Перечень таких земель устанавливается Земельным Кодексом и другими Федеральными Законами;
  2. Граждане, являющиеся собственниками земель, должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность гражданина – это его способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность). Она признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью (статья 17 Гражданского Кодекса РФ).

    Для частной собственности физических лиц характерен переход права в порядке наследования, что в том числе предполагает возможность распоряжения имуществом на случай смерти путем составления завещания, приобретение права путем выплаты пая членом жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива и др.

  3. При переходе права собственности от одного владельца к другому земельный участок участвует в обороте по принципу единства судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости. То есть, если собственник продает здание или дом, то при продаже права на земельный участок переходят покупателю.
  4. Собственность на земельный участок должна быть получена в результате юридических фактов, так как согласно статье 16 ЗК РФ, если земля не находится в частной или муниципальной, то она считается государственной собственностью.
  5. Некоторые земельные участки имеют свои особенности в части регулирования права собственности. Например, земли сельскохозяйственного назначения. Подробнее о данных особенностях вы узнаете, прочитав эту статью.

Формы собственности на землю

  • Государственная собственность (статья 16 ЗК РФ).

Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Субъекты права государственной собственности:

  1. Российская Федерация в лице органов государственной власти;
  2. субъекты Российской Федерации в лице своих органов власти;
  3. государственные предприятия и учреждения;
  4. предприятия и учреждения субъектов РФ.

Объекты права государственной собственности:

  1. земельные участки, закрепленные за государственными предприятиями и учреждениями;
  2. земельные участки, закрепленные за предприятиями и учреждениями субъектов Российской Федерации.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным Кодексом и другими федеральными законами.

  • Федеральная собственность

В федеральной собственности находятся земельные участки:

  1. которые признаны таковыми федеральными законами (например, Лесным кодексом, Водным кодексом);
  2. право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  3. которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
  • Собственность Субъектов РФ

В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:

  1. которые признаны таковыми федеральными законами;
  2. право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  3. которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
  4. которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

В субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации – города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации – города федерального значения Санкт-Петербурга, субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

  • Муниципальная собственность

Субъекты права муниципальной собственности:

  1. Муниципальные образования в лице органов местного самоуправления;
  2. муниципальные предприятия и учреждения.

Объекты права государственной собственности – земля закрепленная за муниципальными предприятиями и учреждениями.

В муниципальной собственности находятся земельные участки:

  1. Признанные таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (например, ФЗ “О введении в действие Земельного Кодекса РФ”);
  2. Право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  3. Приобретенные по основаниям, установленным гражданским законодательством;
  4. Безвозмездно переданные в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

Земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами.

Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, могут быть переданы безвозмездно в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в целях их предоставления отдельным категориям граждан в соответствии с подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного Кодекса, а также отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, если основания бесплатного предоставления земельных участков этим лицам предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Субъектами права частной собственности являются:

  1. Физические лица
  2. Юридические лица

Объектами права частной собственности может быть любое имущество, в данном случае земельные участки, которые не являются государственной или муниципальной собственностью.

Юридические лица и граждане пользуются равнозначным доступом к приобретению земли в собственность.

Земельные участки могут быть предоставлены гражданам и ЮЛ из государственной или муниципальной собственности.

Исключение составляют земельные участки, которые в соответствии с Земельным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Например, в частную собственность не могут предоставляться земли, изъятые из оборота, земельные участки общего пользования, земельные участки особо охраняемых природных территорий.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Подробнее о правах иностранных граждан на землю в Российской Федерации читайте в этой статье.

Источник: https://zemarenda.ru/soderzhanie-prava-sobstvennosti-na-zemlyu/

Собственность субъектов РФ на землю в 2019 году: состав, права и обязанности, использование земель субъектов РФ | Земельный эксперт

Его в собственность субъектов российской. Собственность субъектов федерации. Федеральная собственность РФ

Под субъектами РФ подразумевается наименование территориальных единиц высшего значения на территории России. Понятие «Субъекты» возникло в связи с тем, что Конституцией 1993 года России присвоен статус федеративного государства, которое состоит из субъектов страны, наделённых одинаковыми правами.

Субъекты России наделены рядом полномочий и прав:

  • иметь собственные органы законодательного и исполнительного управления (губернатор, парламент);
  • обладать собственным уставом или конституцией;
  • издавать собственные законы, которые принимаются на заседаниях регионального парламента;
  • самостоятельно решать возникающие задачи, которые переданы Конституцией в ведение субъекту;
  • выдвинуть двух своих представителей в Совет Федерации Федерального Собрания России.

В составе России состоит несколько типов субъектов:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  1. Республики — этосубъекты федерации, являющиеся национально-государственными образованиями, т.е. обладающие формой государственности определенного народа, проживающего на данной территории. Республики наделены максимальными полномочиями (в сравнении с другими субъектами) в осуществлении своей деятельности, они могут принимать свою Конституцию, устанавливать свой государственный язык.
  2. Автономные образования (округа) – это территориально-национальные объединения, обладающие правом самостоятельно разрабатывать проекты федеральных законов, касающиеся правового статуса своей территориальной единицы и передавать законопроекты на рассмотрение в Федеральное Собрание. Округ получает название, схожее по звучанию с одной или двумя наиболее многочисленными национальностями либо этническими группами, что населяют его территорию на протяжении столетий.
  3. Города федерального значения, области, края. Это территориально-административные объединения, которые сформированы без учёта национального принципа. К городам федерального значения относится столица РФ, Санкт-Петербург а также, Севастополь. Этот вид субъектов лоббирует законопроекты, которые позволят им заключать соглашения, разграничивающие полномочия между федеральной властной структурой и властью субъекта России.

Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ

Собственность на землю субъектов РФ подтверждается статьей 214 ГК РФ. Субъектам принадлежат следующие территории (п. 1 ст. 18 ЗК РФ):

  1. Признанные таковыми на основании федеральных законов
  2. Полученные субъектами РФ на основании норм гражданского права
  3. Полученные субъектами в рамках разделения государственной собственности на земельные участки
  4. Безвозмездно переданные субъектам РФ из собственности федерального значения

Перечень участков земли, на которые распространяется право владения субъектов России:

  • недра, в которых содержатся полезные ископаемые, минеральные ресурсы и подземные водные богатства;
  • земли, на которых расположены лесные массивы и другая растительность;
  • участки, на которых размещены водные ресурсы (реки, озёра);
  • территории, на которых построены объекты различного целевого назначения;
  • земли, признанные сельскохозяйственными угодьями.

Особенности собственности на землю Москвы и Санкт-Петербурга

Собственник вправе отказаться от владения земельной территорией, которая расположена в городской и прилегающей территории Санкт-Петербурга и Москвы. Чтобы это выполнить владельцу потребуется выполнить несколько поочерёдных действий:

  • написать заявление с просьбой осуществить регистрацию прекращения прав владения имуществом;
  • вместе с заявлением подать правоустанавливающую документацию; если права владения на земельный объект ранее проходили регистрацию в государственных структурах, то данные документы предъявлять не требуется;
  • получить свидетельство, подтверждающее факт перехода земли от одного владельца к другому;
  • по истечении пяти дней с момента проведения регистрации, уполномоченный орган отправляет письменное уведомление об этом органу государственного руководства субъекта России, если данная территория относится к собственности субъекта России либо Санкт-Петербургской или Московской муниципальной руководящей структуре (если земля относится к собственности муниципалитета).

Земля, от которой отказался владелец, переходит в собственность к земельному фонду Санкт-Петербурга либо Москвы с момента окончания регистрации факта завершения у собственника прав на владение участком земли.

Заключение

В завершение статьи следует выделить несколько ключевых моментов:

  1. К участкам земли, которые могут находиться в собственности у субъектов России, относятся недра, содержащие полезные ископаемые, поверхностные воды, лесные массивы, сельскохозяйственные угодья, территория населённых пунктов.
  2. Каждый собственник, обладающий правом на владение землёй на территории Москвы и Санкт-Петербурга, вправе отказаться от собственности в пользу города.
  3. Гражданину может быть выделена земельная территория субъекта России под ИЖС, за установленную плату.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них о собственности субъектов РФ на землю

Вопрос: Существуют ли законодательные проблемы, которые могут помешать бесплатно получить под ИЖС небольшой участок земельной территории, находящейся во владении у субъекта России? Виктор.

Ответ: Виктор, в Земельном кодексе России (статья 39.5, подпункты 6, 7) указана категория лиц, которая вправе получить бесплатно в собственность земельный участок, находящийся во владении субъектов РФ.

Список законов

  • Статья 214 ГК РФ
  • Статья 18 ЗК РФ
  • Cтатья 39.5 ЗК РФ

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/sobstvennost-na-zemlyu/sobstvennost-subektov-rf-na-zemlyu/

Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю. 1. В федеральной собственности находятся земельные участки:

Его в собственность субъектов российской. Собственность субъектов федерации. Федеральная собственность РФ

Земельная реформа, проведенная в России, стала детерминантой того, что созрела необходимость отказаться от исключительно государственной собственности на землю. Иными словами, появились новые виды земли: частная и муниципальная.

Перед тем как перейти к раскрытию основной темы статьи, необходимо выделить ключевые отличия дефиниций «собственность» и «право собственности».

Обратившись к юридической теории, можно сделать вывод о том, что собственность – это форма присвоения любых предметов, будь то средства и орудия труда или же предметы потребления, иными словами, это то, что произведено самой природой либо усилиями человека. Право собственности – это совокупность всех правомочий владения, распоряжения, пользования имуществом, которые принадлежат владельцу земли – субъекту.

Если обратиться к главному нормативно-правовому акту России – Конституции РФ, то в ст. 35 и ст. 36 закреплены нормы, которые наделяют граждан государства правом владения, распоряжения и пользования собственностью, в том числе и земельными участками.

Частная собственность на землю и ее виды в РФ

Земельный кодекс РФ дает четкую трактовку понятию частная собственность – это земельные участки, которые были приобретены гражданином или же юрлицом на основаниях, изложенных в современном российском законодательстве. Иными словами, приобретение участка должно осуществляться законно.

При этом законодательно установлено, что все граждане и юридические лица без исключения имеют равные права на доступ к приобретению земельного участка в собственность. Кроме того, не существует различий и в правомочиях указанных лиц, а также в дальнейшем правовом режиме оформленных земель.

На сегодняшний день выделяется два основных вида частной собственности на землю:

  • индивидуальная собственность, правообладателем которой является гражданин или же юридическое лицо.
  • общая собственность.

Таким образом, владение, распоряжение или же пользование земельными участками может осуществляться субъектами права как в индивидуальном порядке, так и общественном.

Общая собственность на участок земли может возникнуть в двух случаях:

  • в силу закона (норма закреплена законодательными актами РФ);
  • по договору между участниками (при этом происходит объединение земельных участков субъектов по добровольному согласию).

При этом выделяются следующие виды общей частной собственности:

  • совместная (в указанном случае не происходит выделение долей земли, которые должны были принадлежать каждому из участников соглашения);
  • долевая (каждый субъект правоотношений заранее знает о своей доли в собственности).

Передача земельных участков в частную собственность. Бесплатная передача земли в собственность

Порядок передачи земли в частную собственность регламентируется ЗК РФ. Ст.

28 данного Кодекса гласит, что земельный участок, который находится в государственной или же муниципальной собственности, может быть передан гражданину или юридическому лицу за определенную плату.

Но данная статья регламентирует одномоментно возможность передачи земельного участка бесплатно, если существуют основания, перечисленные в ЗК РФ, федеральных законах РФ и законах субъектов РФ.

В юридической практике распространены случаи, когда земля передается в частную собственность бесплатно с учетом основания, указанного в ст. 20 п. 5 ЗК РФ.

Для этого субъекты правоотношений должны доказать факт владения земельным участком на праве бессрочного использования. В данном конкретном случае речь идет уже не о предоставлении муниципальной или государственной земли, а о процедуре изменения вида собственности с постоянного пользования участком на право собственности.

Но и в данном случае существуют исключения. Граждане, которые обладают правом постоянного пользования землей, могут лишь однократно приобрести бесплатно участок в частную собственность.

Взимание каких-либо дополнительных финансовых издержек, кроме закрепленных законом госпошлин, нарушает порядок передачи государственной или муниципальной земли частным лицам.

Это может стать основанием для отмены решения, принятого незаконным способом.

Сделка, которая позволяет приобрести земельный участок бесплатно, должна быть зарегистрирована в учреждении юстиции, регистрирующем права собственности. Только в этом случае владение землей будет считаться полностью законным.

© 2020 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

Государственной собственностью в РФ считается имущество, принадлежащее на праве собственности рФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ.

В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В федеральной собственности могут также находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки до разграничения государственной собственности на землю.

В собственности субъектов РФ находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов РФ могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки:

– занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов РФ;

Источник: https://tbti.ru/zemlya/formy-zemelnoj-sobstvennosti.html

Собственность на землю субъектов РФ

Его в собственность субъектов российской. Собственность субъектов федерации. Федеральная собственность РФ
Энциклопедия МИП » Земельное право » Земля в собственности » Собственность на землю субъектов РФ

В Земельном кодексе РФ происходит закрепление оснований для возникновения права собственности отдельных субъектов государства на определенные земельные участки и порядок их передачи.

В Земельном кодексе РФ происходит закрепление оснований для возникновения права собственности отдельных субъектов государства на определенные земельные участки и порядок их передачи. В целом, такие основания повторяют порядок передачи права собственности на земельные участки в государственную собственность.

Понятие собственности на землю субъектов РФ. Земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ 

Отдельный субъект государства может обладать правом собственности на определенный участок земли согласно требованиям, установленным на уровне федерального законодательства.

В качестве примера можно выделить закон об установлении на территории страны особых охраняемых территорий. Согласно данному закону определенные земли становятся собственностью отдельных субъектов государства, если речь идет об участках регионального значения.

Кроме того, согласно водному законодательству, участки с располагающимися на них водными объектами, не находящиеся в собственности государства, также относятся к собственности субъектов.

В отдельных случаях законодательными актами устанавливается право собственности на участки за определенными субъектами государства. В качестве примера можно выделить следующие земли:

  • участки земли, которые были предназначены размещения на них объектов краевого значения, согласно федеральному законодательству относятся к собственности Краснодарского края.
  • участки земли, которые были использованы для строительства объектов, необходимых для проведения Азиатско-тихоокеанского экономического саммита, также находятся в собственности Пермского края.

Основания возникновения права собственности субъектов РФ на земельные участки

Как и само государство, отдельные его субъекты имеют право на приобретение участков земли по тем же основаниям, регулируемым в рамках гражданского закона.

В частности, Гражданский кодекса РФ устанавливает, что любой субъект государства может выступать в качестве отдельного участника правовых отношений, если иное не установлено на уровне федерального законодательства или если это не противоречит его публично-правовому статусу.

В Кодексе определены следующие основания для возникновения права на собственность на землю субъектов Российской Федерации:

1. Гражданско-правовые сделки:

  • мена;
  • дарение;
  • купля-продажа.

2. Судебные решения о необходимости признания за определенным лицом его права на конкретный участок.

3. Документ о получении наследства по закону.

Помимо вышеперечисленных способов возникновения у государственного субъекта права собственности на землю, гражданским законодательством также устанавливается ряд специфических способов получения, среди которых:

  • конфискация участка;
  • изъятие земли для нужд государства или отдельного субъекта государства;
  • изъятие участка, использующегося не по своему целевому назначению.

В некоторых ситуациях в законодательных актах устанавливается преимущественное право приобретения участка именно отдельным субъектом государства.

Разграничение государственной собственности на землю. Критерии разграничения государственной собственности на землю

Помимо вышеперечисленных способов, отдельный регион может получить право собственности на участок в процессе разграничение государственной собственности на землю. Данная процедура осуществляется на основании нескольких критериев.

Отдельно стоит отметить, что установленные критерии не распространяются на три города государственного значения:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Севастополь.

Данные субъекты отличаются от всех остальных тем, что к их собственности относится также и муниципальное имущество, при условии, что оно находится в границах данного региона.

Здесь речь идет об отдельных частях города, на которых население самостоятельно осуществляет муниципальную власть или через специальные выборные органы.

Земельным кодексом РФ устанавливается определенный перечень критериев, руководствуясь которым осуществляется разграничение государственной собственности на участки земли.

К данным критериям относятся:

  • Критерий, подразумевающий под собой принадлежность определенного участка к публичной собственности располагающихся на нем зданий, сооружений и строений. Согласно данному критерию участки земли, на которых располагаются вышеперечисленные объекты, находящиеся в собственности определенных регионов страны, находятся в собственности данных субъектов государства.
  • Критерий, который подразумевает под собой принадлежность участка к виду публичной собственности располагающейся на нем организации. Также это может быть субъективный критерий, согласно которому определенному субъекту государства на праве собственности принадлежат участки земли, предоставленные в пользование органами федеральной власти отдельным субъектам казенных или унитарных предприятий и некоммерческим организациям, созданным на государственном уровне. Здесь стоит отдельно отметить, что исчерпывающий перечень организаций, пользующихся участками на каком-либо вещном праве с расположением которых государство связывает право собственности отдельных субъектов, намного уже полного перечня организаций, в ходе своей деятельности использующихся для определения государственного права собственности на землю.
  • Специальный критерий, который характеризует закрепление земель в собственности отдельно взятых субъектов государства. Данный критерий полностью созвучен первому основанию возникновения права собственности на землю у отдельного субъекта государства.

Отдельно стоит отметить, что данные критерии не распространяются на специально выделенные субъекты – города федерального значения, такие как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Земельный участок как собственность городов федерального значения – Москвы, Санкт- Петербурга, Севастополя

Согласно законодательству городам федерального значения возможна безвозмездная передача земель в собственность.

В частности, на таком основании данным городам могут быть переданы следующие участки:

  • находящиеся в границах военных городков, кроме случаев, когда эти городки являются закрытыми;
  • находящиеся в границах участков земли, которые используются для обеспечения нормальной деятельности располагающихся в городах Вооруженных сил РФ. Участки предоставляются при условии, что данные подразделения выполняют функции по охране организаций и предприятий, осуществляют возложенные на них функции по охране государства в целом и безопасности отдельных регионов.

В качестве основания для осуществления безвозмездной передачи участков в собственности отдельно взятых субъектов страны является их нахождение в городе федерального значения. Решение о подобной передаче должно приниматься специально уполномоченным на это органом государственной власти в сфере управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Вооруженных Сил РФ.

Источник: https://advokat-malov.ru/zemlya-v-sobstvennosti/sobstvennost-na-zemlyu-subektov-rf.html

Федеральная собственность на землю

Его в собственность субъектов российской. Собственность субъектов федерации. Федеральная собственность РФ

Все земельные наделы в Российской Федерации находятся либо в частной собственности физических или юридических лиц, либо в собственности государства.

Государственные земли разделяются на федеральные, региональные и муниципальные (городские) в рамках особой процедуры, называемой разграничением государственной земельной собственности.

Понятие федеральной собственности

Отличительной особенностью федеральных земель является то, что они находятся в распоряжении федеральных властей и могут регулироваться только законами федерации и постановлениями правительства РФ.

Региональные или муниципальные власти не могут распоряжаться федеральными землями до их разграничения в собственность субъектов или городов РФ.

Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ, участки земли, находящиеся в федеральном владении, не могут находиться:

  • В муниципальной собственности;
  • В собственности коммерческих организаций и иных юридических лиц;
  • В собственности граждан – физических лиц.

Федеральная собственность на земельные участки образуется в результате обозначения её границ (разграничения) на кадастровой карте государственных земель в соответствии с постановлениями правительства.

Законодательство

Правовое регулирование федеральных земельных владений осуществляется в рамках:

  • Земельного кодекса (ЗК РФ);
  • Закона № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
  • Лесного кодекса;
  • Иных федеральных законов и постановлений правительства.

Основания для возникновения

Согласно п. 1 ст. 17 ЗК РФ, возникновение федеральной собственности на земельные участки происходит в результате:

  • Принятия соответствующих законов;
  • Разграничения государственных земельных владений;
  • Приобретения земель правительством РФ.

В частности, пункт 1 ст. 8 Лесного кодекса относит все земли лесного фонда к федеральной собственности, как и ст. 29 закона № 57 «О государственной охране» относит участки, на которых расположены соответствующие службы, к федеральным землям.

Разграничение подразумевает выделение земель в категорию федеральных владений из неразграниченных государственных наделов или из наделов субъектов федерации путём их передачи под федеральную юрисдикцию.

Земли могут также приобретаться в федеральную собственность:

  • У частных лиц;
  • У муниципальных образований;
  • У других государств.

Приобретённые земли из состава федеральной собственности могут находиться и вне государственной границы, например, резиденции послов РФ в зарубежных странах расположены на федеральных владениях РФ.

Земли федеральной собственности

Согласно пункту 1 ст. 3.1 ФЗ № 137, к федеральной собственности относятся следующие территории:

  • Наделы, расположенные под жилыми и нежилыми постройками, являющимися собственностью РФ;
  • Земли органов власти и их представительств;
  • Земли казённых и унитарных предприятий;
  • Земли, находящиеся в пользовании Академии наук и сопряженных с ней учреждений;
  • Дороги и проезды, относящиеся к госкомпании Росавтодороги;
  • Земли лесного и водного фондов;
  • Земли заповедников;
  • Земли обороны;
  • Закрытые города;
  • Земли резерва.

Земли унитарных предприятий, находящихся в ведении муниципалитетов, не являются федеральными территориями, также отдельные заповедники могут находиться в составе земель субъектов федерации.

Определить, относится ли земельный надел к федеральной собственности, можно на сайте Росреестра по кадастровому номеру.

Процедура разграничения федеральной собственности на землю

Федеральная земельная собственность образуется в результате разграничения государственных неразделённых земель в следующем порядке:

  • Формируется проект закона о разграничении государственной собственности в федеральную;
  • Отдельным постановлением инициируется проведение кадастровых работ;
  • Закрепляются границы государственного участка и присваивается уникальный кадастровый номер;
  • Принимается закон, определяющий принадлежность образованного участка к федеральным владениям.

В законе указывается категория земли образованного участка федеральных земель, целевое назначение и нормы эксплуатации и предоставления. Для изменения границ уже существующих федеральных земель могут приниматься поправки к действующим законам (Лесному, Водному кодексу), а также границы их применимости.

Кадастровые работы при определении границ федеральных земель, выделяемых из государственной собственности, осуществляются в соответствии с предварительным проектом, который утверждается правительством РФ.

На практике это выглядит следующим образом:

  • Правительство решает образовать заповедник в составе федеральной собственности;
  • Сотрудники министерства земельных ресурсов составляют схему будущего участка;
  • Схема согласовывается, утверждается и направляется в кадастровую службу для выполнения геодезических работ на местности;
  • Выполненный кадастровыми инженерами межевой план будущего участка, изготовленный согласно схеме, направляется в министерство земельных ресурсов;
  • Межевой план согласовывается и утверждается в министерстве. При необходимости проводятся работы по уточнению.

Вид межевых работ, проводимых при разграничении участка из государственной собственности в федеральную, зависит от наличия первичных границ и масштабов их изменений.

Если участок был образован ранее и меняется только его категория и/или принадлежность, то проводятся только работы по уточнению границ, а первичные межевые работы по образованию границ (с присвоением кадастрового номера) осуществляются, если участок формируется впервые.

Федеральные земли, в свою очередь, могут быть переданы в собственность субъектов федерации или муниципальных властей.

Процедура передачи земель из федеральной собственности в муниципальную

Передача федеральных земель муниципалитетам осуществляется в следующих случаях:

  • При наличии на федеральных участках строений, относящихся к муниципальной собственности;
  • В целях выполнения региональных и местных программ по предоставлению участков земли нуждающимся лицам;
  • В целях реализации плана застройки и/или развития территории.

Процедура передачи земель в ведение муниципалитета осуществляется следующим образом:

  • Подача заявления о передаче в федеральные органы исполнительной власти;
  • Рассмотрение заявления в течение 30 дней;
  • Принятие решения о передаче участка или об отказе в передаче;
  • Принятие решения о проведении кадастровых работ по образованию границ передаваемого участка (при отсутствии кадастрового номера или при первичном разграничении);
  • Согласование процедуры передачи;
  • Регистрация муниципального права собственности в органах Росимущества.

При необходимости проведения межевых работ по образованию границ участка

Решение о проведении таких работ (шаг 4) принимается одновременно с решением о предоставлении участка муниципалитету (шаг 3), согласно п. 9 ст. 39.31 ЗК РФ.

Заявление должно подаваться главой муниципалитета или его заместителем, согласно п. 1 ст. 39.31 ЗК РФ.

В заявлении должны быть указаны сведения:

  • О целях передачи земель;
  • О кадастровом номере участка;
  • О муниципальном образовании.

В случае отказа главе муниципального образования должны быть предоставлены причины в письменном виде. Отказ может быть получен, согласно п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ, в следующих случаях:

Если обозначенный в заявлении надел не подлежит передаче;

  • В заявлении отсутствует кадастровый номер участка вкупе с отсутствием схемы его расположения;
  • Участок уже разграничен в иной вид государственной собственности;
  • Предоставленная схема не соответствует требованиям ведомства.

Кадастровый номер отсутствует, когда участок не образован, в этом случае следует обязательно приложить схему, на основании которой будут проводиться кадастровые работы по определению границ.

Особенности передачи

Федеральные земельные участки передаются муниципалитетам исключительно на принципах безвозмездности и с учётом целевых программ регионального и общероссийского уровня.

Если был получен отказ по причине невозможности передать данный участок, то такой отказ правомерен (п. 2 ст. 39.30 ЗК РФ) только при указании в заявлении участка, находящегося в составе:

  • Земель органов власти и государственных учреждений;
  • Земель федеральных казённых предприятий;
  • Земель государственных некоммерческих структур при наличии зданий, принадлежащих таким структурам;
  • Особо охраняемых земель и земель лесов;
  • Земель особых экономических зон;
  • Земель, занятых стратегически важными объектами;
  • Переданным субъектам РФ земель;
  • Зарезервированных государством земель.

Согласно п. 10 ст. 39.31 ЗК РФ, решение федерального ведомства о передаче земельного надела в собственность муниципалитета является законным основанием для финансирования кадастровых работ по определению границ:

  • Из бюджета муниципалитета;
  • Из регионального бюджета.

Выбор источника финансирования определяется законодательством субъекта, если не указан напрямую в тексте решения о передаче.

Итак, федеральная собственность на землю регулируется федеральными законами и постановлениями правительства РФ.

Федеральные земельные владения образовываются путём разграничения не размежёванных государственных земель, и могут в свою очередь передаваться в собственность региональных властей ил муниципалитетов. Передача земель из федеральной собственности осуществляется исключительно на уровне ведомств правительства РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/federalnaya-sobstvennost.html

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: