Евреи ашкеназы внешность. Ашкеназы и сефарды

Кто такие ашкеназы и сефарды

Евреи ашкеназы внешность. Ашкеназы и сефарды

Как ашкеназы, так и сефарды являются двумя европейскими еврейскими группами. Они составляют подавляющее большинство евреев в Европе и Америке, да и собственно в Израиле их большинство. Другие еврейские группы значительно меньше в целом по численности.

История

Евреи прибыли в Европу во времена Римской Империи, поселившись в сначала в Греции и Италии. В Средние века большинство из них расселилось по Европе.

Евреи-ашкеназы — это те, кто поселился в Германии, Франции и Англии, откуда они были изгнаны в Восточную Европу. Позже западноевропейские страны разрешили им вернуться, но основная часть их населения осталась в Польше, Литве, Украине и Румынии.

Евреи-сефарды — это те, кто поселился в христианских и мусульманских странах на Иберийском полуострове.

Гонения вынудили сефардов переселиться на другие берега Средиземноморского бассейна, наиболее заметные колонии образовались в Турции, Греции, Марокко и Алжире.

Небольшая группа переехала в Нидерланды, Италию и Англию, а некоторые из них были первыми евреями, прибывшими в американские колонии Англии.

Нищета и гонения, Холокост и нетерпимость мусульманских стран после раздела Палестины заставили большинство обеих еврейских групп массово мигрировать из большинства упомянутых стран.

Ашкенази

Религия

Обе группы имеют незначительные различия. Тем не менее ашкеназы свой иудаизм, в результате его более длительных отношений с окружающими европейскими народами, исповедают не так консервативно, в отличии от ортодоксального хасидского варианта. Сефардский иудаизм более ортодоксальный.

Язык

Хотя иврит был религиозным языком для обеих общин, но они в быту использовали разные языки. Ашкеназы говорили на идиш, в то время как сефарды говорили на ладино. Они являются средневековыми диалектами немецкого и испанского соответственно, с заимствованными словами из иврита и языков окружающих народов.

Генетика

В результате эндогамии и изоляции от окружающих народов обе группы генетически очень тесно связаны. Они в основном происходят от людей, которые жили в Леванте в древние времена со значительной примесью южноевропейцев.

Культура

Восточноевропейские ашкеназы часто жили в небольших местечках, где они были изолированы от своих христианских соседей и развивали еврейскую литературу, свою музыку и многие другие уникальные культурные черты.

В Северной Африке и османской империи сефарды, хотя и были вынуждены жить в еврейских кварталах (называемых” меллах “на арабском языке и” джудерия » на испанском языке), но имели более свободный контакт со своими христианскими и мусульманскими соседями. Сефарды не создали уникального музыкального стиля, но есть народные песни на ладино, которые своей лирикой восходят к средневековой Испании.

Европейские евреи, как ашкеназы, так и сефарды, жили в большей интеграции со своими «титульными» соседями и считали себя во многом, например- немцами, венграми, но только другой веры.

Несефардские средиземноморские и ближневосточные евреи

Многие называют сефардом каждого еврея из Средиземноморья, Ближнего Востока или не ашкеназа, что не правильно.

Все страны, принявшие сефардов с Иберийского полуострова, имели уже в то время еврейские общины, так как они существовали в Южной Европе, Северной Африке и на Ближнем Востоке с древних времен.

Евреи родом из Италии и Греции, которые жили там до прихода сефардов и ашкеназов, называются соответственно итальяним и романиоты. Евреи из мусульманского мира, которые не были потомками тех, кто прибыл из Испании и Португалии, называются мизрахим, но это обобщенный термин, и внутри этой группы нет культурного и исторического единства, там много самых разных субгрупп.

Сефарды

Отношения

В прошлом, как это происходит и сегодня, еврейские группы разного происхождения пересекались. Сефарды и мизрахим встретились в Северной Африке и Леванте. Сефарды и ашкеназы пересеклись в городах Западной Европы и восточного побережья США.

Каждый раз, когда это происходило, каждая группа проявляла снобизм и дискриминационное отношение к другой группе, поэтому, хотя у них был контакты, но каждая из них придерживалась своей собственной общины.

Это происходило даже внутри каждой еврейской группы, так в случае с ашкеназами были различия между екками (немецкими, австрийскими и венгерскими евреями), литваками (из Литвы и Северной Польши) и галицийцами (Южная Польша и Украина).

Сегодня большинство евреев живут в США и Израиле, со значительными общинами в Канаде, Западной Европе, Латинской Америке и еще нескольких странах. Ашкеназы составляют около 80% евреев во всем мире и преобладают во всех странах, кроме Франции и Израиля, где сефарды и мизрахи составляют половину еврейского населения.

Евреи из разных групп все чаще вступают в браки друг с другом. Хотя по-прежнему существуют отдельные общины, их ашкеназская/сефардская/мизрахская идентичность уступает место новой общееврейской.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, тут интересно!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/vremena/kto-takie-ashkenazy-i-sefardy-5d56e1b0a1b4f100ae2a5006

Евреи-сефарды: описание, отличительные особенности

Евреи ашкеназы внешность. Ашкеназы и сефарды

История евреев-сефардов берет начало на Пиренейском полуострове, месте расположения современных государств Испании и Португалии. По данным историков, они попали на территорию Иберии ранее всех его коренных обитателей — римлян, варваров и арабов. Однако, спустя 8 столетий мирной жизни, были вынуждены уехать в изгнание по декрету короля Испании.

История сефардов

Название «сефарды» происходит от слов «библейское место» (иврит: ספרד, Modern Səfarád, турецкий: Sefarad). Об этом народе упоминается также в персидских надписях под именем «Saparda», что некоторые ученые оспаривают.

Еврейская эмиграция и поселения на территории Испании, по данным историков, происходили в период власти Римской Империи, после падения Карфагена (около 210 гг. до н.э.).

Многие беженцы переселились из Иудеи в Средиземноморье после разрушения Иерусалима римским императором Титом.

Позднее евреи даже назвали Пиренейский полуостров «Сефарадом», что в переводе с современного иврита и означает «Испания».

В истории евреями-сефардами принято считать выходцев с Иберийского полуострова, потомки которых были изгнаны из Испании в марте 1492 г. по Альгамбрскому декрету короля Фердинанда 2-го и Изабеллы Кастильской. К этому времени евреи прожили на этой территории уже более 800 лет, и их количество составляло около 100 тыс. человек.

Большая часть евреев были богатыми людьми. Они служили государственными чиновниками, возглавляли крупные банковские и торговые учреждения. Многие годы они давали крупные займы испанским королям, за что получали аристократические титулы и прекрасное светское образование. После вердикта об изгнании почти 30% из них вынуждены были уехать.

В современном Израиле название «сефарды» также часто применяется в религиозных целях для обозначения евреев азиатского и африканского происхождения, т.к. в литургии они используют сефардский стиль.

Бегство евреев из Испании и Португалии

По условиям королевского указа в Испании могли остаться только те испанские евреи-сефарды, которые примут христианскую веру. Большинство (70-80% евреев) согласились с таким условием и остались жить на полуострове, окрестившись.

Они образовали этническую прослойку марранов, часть из которых по-прежнему тайно соблюдала обряды и законы иудаизма. Через некоторое время они вернулись к своей религии.

Многие их потомки сейчас проживают на территории Италии, Нидерландов, Северной Германии, Англии и США.

Те же, кто решил уехать, расселились в различных регионах Средиземноморья, Европы и других стран (карту путей беженцев евреев-сефардов — на фото ниже):

  • в Османскую империю, в основном в Стамбул и Салоники;
  • в Северное Марокко и другие страны Африки, некоторые из них позднее эмигрировали обратно на территорию Пиренейского полуострова и сформировали сообщество Гибралтара;
  • в страны Европы: Италию, Голландию и т.д.;
  • криптоевреи, которые ведут скрытный образ жизни — со времен испанской и мексиканской инквизиций они практикуют тайные еврейские обряды. Они проживают сейчас в Мексике, в юго-западных штатах США, на островах Карибского бассейна и Филиппинах.

Из Португалии евреи были также вынуждены эмигрировать в Италию и Османскую Империю. Многие из них осели в Амстердаме и других странах Европы.

Сефарды, которые переселились из Испании на Восток, получили радушный прием от турецкого султана.

Обладая немалым богатством и деловыми связями в Европе, они заняли все ключевые посты в управлении еврейской общины в Османской империи. При этом они потеснили местных евреев.

Благодаря своей завышенной самооценке, смогли навязать свои обычаи, культуру и законы другим иммигрантам, в т.ч. и ашкеназам.

Зажиточные османские сефарды были щедрыми меценатами, открывали новые школы, библиотеки и типографии. Они занимали государственные посты, служили придворными банкирами и занимались сбором налогов. На свой язык ладино они перевели много изданий с иврита и европейской классики, однако в устной речи применяли его разговорный вариант — джудезмо.

Однако в 19 в. произошел экономический крах Империи, и контроль над капиталом достаточно быстро перешел в руки европейских капиталистов. Завершающим ударом стала 2-я Мировая война. После оккупации евреи в Греции, Югославии и Сербии были почти полностью истреблены. А уцелевшие уехали в Америку (США и Латинскую) и Израиль.

Африканские и американские сефарды

Значительная община сефардов переселилась в Северную Африку (Марокко и другие страны). В 19 в. они были колонизированы Францией, благодаря чему евреи получили французское гражданство в 1870 г. После выхода колонистов из Алжира в 1962 г. большинство евреев переехало во Францию, где они сейчас представляют одну из самых крупных сефардских общин в мире, не считая Израиля.

Французские сефарды по-прежнему сохраняют свои традиции в древних мелодиях и романсах Испании и Португалии, предпочитают иберийские национальные блюда, следуют испанским обычаям.

Сообщество сефардов в Мексике насчитывает сейчас более 5 тыс. человек. Большинство из них переселилось сюда из Турции, Болгарии и Греции. В США еще в 19 в.

большинство евреев были сефардами, службы проводили на португальском языке, хотя разговаривали по-английски. Однако многочисленная эмиграция евреев-ашкеназов из Германии и Восточной Европы в течение 19-20 ст.

привела к тому, что они стали доминировать на американском континенте.

Язык сефардов

Традиционный язык большинства сефардов — ладино или иудео-испанский. Он относится к романской группе и основан на древнекастильском и старопортугальском. Также в нем позаимствованы слова из турецкого, греческого, арабского, французского и иврита.

В Средиземноморье еще до недавнего времени существовали 2 диалекта ладино, в зависимости от региона: восточный и западно-африканский (хакитиа).

Восточный диалект сохранил в себе древнеанглийские черты в морфологии и лексике, считается более консервативным.

Североафриканский сильно разбавлен разговорными словами, позаимствованными у арабов, на это повлияла испанская колониальная оккупация Северного Марокко в первой половине 20 в.

Среди португальских евреев был распространен иудео-португальский вариант языка, который оказал влияние на диалекты в Гибралтаре.

В чем отличие сефардов от остальных евреев

Сущностной разницы между двумя субэтническими группами иудеев нет. Отличаются они в своих обычаях, традициях, привычках, выполнении религиозных заповедей и обрядов.

Все это было обусловлено историческими событиями и географией их проживания: ашкеназы сформировались на территории Центральной Европы (Германии, Польши и др.), сефарды — на Пиренейском полуострове. Исторически сложилось, что они используют различные языки: идиш и ладино.

Современные ашкеназы составляют большинство евреев Израиля и относятся к сефардам свысока. Германские евреи имеют завышенное самомнение, считая себя более интеллектуальными и т.д.

Высланные из Испании сефарды, переселившись в другие страны, многие годы сохраняли групповое чувство гордости, подвергая других евреев дискриминации: они не разрешали сидеть им в синагогах с остальными, запрещали браки и вводили другие правила. Испанские евреи не запрещали полигамные браки, имели специфические обряды (литургию), синагогальную архитектуру (так называемый «мудехарский стиль») и даже особый способ упаковки свитка Торы в футляре (тике).

В 18 в. сефарды в период Французской революции смогли добиться изгнания ашкеназов из города Бордо, получив гражданское равноправие раньше других евреев. В 18-19 ст. выходцы из Иберии постепенно стали отходить от религии и традиций своих отцов, крестились, однако с гордостью носили свои имена и фамильные титулы.

Внешность евреев ашкенази и сефардов почти не отличима. Первые преимущественно являются светлокожими, светловолосыми, имеют светлые глаза, более склонны к наследственным заболеваниям. Вторые имеют более смуглую оливковую кожу, но это не всегда заметно. Изучая фото и внешность евреев сефардов, выявить отличия визуально сложно.

В еврейской среде также принято считать выходцев из Азии и Африки неиспанского происхождения «восточной» группой под названием «мизрахи». К ним относят общины Йемена, Ирака, Сирии, Ирана и Индии.

Мнение генетиков

Исследования генетиков, биологов и антопологов по поводу выделения различий в генах и внешности евреев-сефардов, ашкеназов, привели к однозначным выводам: все евреи составляют одну этническую группу, которая генетически обособлена от других народов. Но это без учета общин в Эфиопии и Индии, называемых сейчас мизрахи. Они представляют отдельную группу, выделившуюся около 2,5 тысяч лет назад, когда они попали в плен к вавилонянам.

Евреи Южной Европы получили 30% примесей в ДНК от генов местных народов: французов, итальянцев, испанцев. В Средние Века в Европе четко разграничены 2 группы: сефарды и ашкеназы.

Последние появились в Германии в 8 столетии и широко распространились по территории Восточной Европы: Польше, России и т.д.

Большинство ашкеназов, которые не успели выехать из фашистской Германии и оккупированных земель, погибли при холокосте. Выжившие переселились в Израиль и США.

По мнению генетиков, сефарды и ашкеназы выделились в отдельные этнические группы около 1200 лет назад. Причем численность второй группы в некоторый период сильно сократилась и из-за близкородственных браков стала подвержена некоторым генетическим заболеваниям.

Сефарды в России и республиках СНГ

Первых евреев-сефардов в Россию привез еще Петр 1-й из Голландии: к ним относится и род Абарбанелей, один из предков которого финансировал в 1492 г. экспедицию Колумба в Новый Свет. Также известно, что сюда перебрались некоторые семьи из Бессарабии и Балтийских стран.

По данным ученых, на территории Российской Федерации и государств бывшего СССР сейчас проживает около 500 тыс. евреев-сефардов. Большинство из них называет себя так из-за исповедования иудаизма сефардского наклона, но испанские корни мало кто из них имеет. К ним относятся грузинские, бухарские, азербайджанские и другие евреи, проживающие в Кавказском регионе и Средней Азии.

Знаменитые сефарды

Среди этнических сефардов можно выделить много выдающихся личностей, которые прославили свое имя в различных сферах деятельности.

Самые знаменитые из них:

  • Бенедикт Спиноза — философ Нового времени, живший в Нидерландах в 17 в., который придерживался неортодоксальных религиозных взглядов и идей рационализма, пантеизма и детерминизма. Происходит из богатой семьи, чьи предки выехали из Португалии в Амстердам. Был исключен из еврейской общины и обвинен в ереси, после чего занялся изучением естественных наук, греческой философии и латыни. Самое известное произведение Спинозы — «Этика», где приведены основные положения его философии. Умер в 45 лет от туберкулеза.
  • Давид Рикардо — экономист, живший в 18 в. в Великобритании, один из создателей политэкономии, ее основных законов и принципов распределения доходов при помощи налогообложения. Его семья эмигрировала из Голландии. Успешно занимался операциями на бирже и в торговле, заработав миллионы фунтов, однако через 12 лет занялся научной работой в области экономических теорий.
  • Камиль Писарро — знаменитый французский художник, родоначальник импрессионизма. Происходит из богатой сефардской семьи, жившей на Антильских островах. После переезда в Париж получил образование живописца и художника, был другом Сезанна, придерживался политических взглядов анархистов.
  • Эмма Лазарус — писательница и поэтесса из США, происходит из семьи плантатора, бежавшего из Португалии в Новый Свет от инквизиции. Кроме писательской деятельности занималась переводами на английский язык стихов на иврите. Ее стихотворение «Новый Колосс» (1883) украшает пьедестал Статуи Свободы в Нью-Йорке.

Сефарды и ашкеназы в Израиле

После образования государства Израиль сюда стали съезжаться многие евреи, среди которых были и сефарды. Они прибывали из Марокко, Алжира, стран Востока, бывших республик СССР. Большинство из них прекрасно сохранили свои традиции, приехав сюда почти без имущества.

Однако чиновники в молодом государстве, которые занимались беженцами, отнеслись к ним негативно. Детей отдавали насильно в кибуцы, отрывая от семей. Большинство сефардов не имели образования.

Обстановка изменилась только в конце 1970-х, когда вступили в действие программы школьного и университетского образования, строительства и доступного жилья.

Сейчас сефарды смогли повысить свой статус и занять определенное место в жизни страны. Их культурные традиции стали ближе к израильской действительности. Браки между ашкеназами и сефардами широко распространены.

В Израиле евреи-ашкеназы и сефарды имеют отдельные синагоги и собственное самоуправление, причем есть одновременно и 2 верховных раввина (фото можно увидеть внизу).

Испания предлагает гражданство сефардам

По сообщениям властей Испании, страна приглашает потомков евреев, которые были изгнаны в 15 ст. указом короля. Им предлагается получить гражданство по упрощенной процедуре. Таким образом государство пытается устранить несправедливость по отношению к евреям, которая была совершена более 500 лет назад.

Чтобы доказать свою принадлежность к евреям-сефардам, требуется предоставить либо исторические документы, либо справку от религиозной общины, заверенную руководителем и нотариусом. По статистике, в мире насчитывается 1,5-2 млн потомков евреев, изгнанных с Пиренейского полуострова в 15 столетии.

Источник: https://FB.ru/article/387064/evrei-sefardyi-opisanie-otlichitelnyie-osobennosti

Ашкеназы и сефарды

Евреи ашкеназы внешность. Ашкеназы и сефарды

Последние 1000 лет еврейский народ в основном был разделен на две категории: ашкеназы и сефарды. В классическом понимании современные ашкеназы – это идишеговорящие евреи и их потомки. А сефарды произошли от евреев, живших на Иберийском (Пиренейском) полуострове и в арабских землях.

Хотя между этими двумя группами существуют значительные различия в культуре, языке, генетике и нюансах религиозных обрядов, общего между ними намного больше, чем того, что разнит.

Таким образом, сефард из Марокко и ашкеназ из Москвы обязательно найдут общий язык, во-первых, в буквальном смысле – и это, конечно же, иврит, а кроме того, в соблюдении заповедей и в том, что касается молитв, идентичных на 95%.

Откуда появились сефарды

Сфарад – ивритское название Испании. Так еврейский народ, живший в Испании и на Иберийском полуострове, стал известен как сефарды. Самые ранние свидетельства о еврейских поселениях в Испании относятся к III веку, но возможно, евреи жили там еще со времен Первого Храма. Например, известно, что сборщик налогов царя Шломо жил там до конца своей жизни.

В период правления мусульман евреи были, возможно, самой выдающейся еврейской общиной в мире. Из сефардов вышли великие знатоки Торы, ученые, финансисты и мыслители, чьи работы по сей день продолжают изучать. Это Ицхак Абарбанель, Рамбан, Рамбам и многие другие. Когда-то сефарды даже создали собственные языки, среди которых в наше время наиболее известен ладино – язык испанских евреев.

В 1492 году король и королева Испании Фердинанд и Изабелла, ревностные католики, изгнали всех евреев со своих земель. Надо сказать, это был не первый случай, когда евреев высылали из Испании.

Разрешено было остаться только тем, кто согласится обратиться в католичество. Тогда многие испанские евреи переместились в Португалию, но и оттуда вскоре были изгнаны.

Дальше путь лежал в Северную Африку и куда-то еще, где можно было обрести безопасное пристанище.

Во многих местах, от Амстердама до Алеппо, именно они стали доминирующей еврейской культурой в принявших их общинах. Это объясняет, почему евреи даже из очень далеких от Испании земель известны как «сфарадим».

В более широком смысле сефардами называют не только беженцев из Испании и их потомков.

Наиболее точный термин для определения евреев восточного происхождения, популярный в последние годы – эйдот а-Мизрах (общины Востока).

Происхождение ашкеназов

На эту тему есть множество легенд, но все же не совсем ясно, когда именно евреи начали заполнять долину Рейна и откуда они пришли.

Детали богослужений и другие моменты указывают, что возможное место происхождения ашкеназов это все же Святая Земля.

Начиная с X века, общины, наполнившие Францию и южную Германию, приобрели известность как жизненно важные центры еврейской жизни, отличающиеся глубиной знаний.

Ашкеназ – имя внука Йефета, сына Ноаха, далекого предка римлян, оно упомянуто в Торе. Возможно, из-за того, что район был частью Римской империи, с этим именем были связаны и сам регион, и его язык, и не еврейские жители тоже. Со временем евреи, проживавшие здесь, тоже стали известны как «ашкеназим».

Поскольку евреи страдали от кровавых крестовых походов, следовавших один за другим, публичного сожжения святых книг, резни и жестоких репрессий, они стали присматриваться к более гостеприимным землям на востоке Европы.

И там жизнь ашкеназов уже стала налаживаться и процветать, а идиш – смесь иврита, арамейского, немецкого и других языков, стал доминирующим языком евреев Восточной Европы, пока глобальное зло – нацизм и коммунизм – не привело к гибели миллионов евреев и не подавило еврейскую идентичность миллионов выживших.

Ключевые различия между ашкеназами и сефардами

Хотя суть иудаизма одинакова для всех евреев, все же есть некоторые различия в традициях и соблюдении у ашкеназов и сефардов. Вот некоторые из наиболее выраженных и известных (в произвольном порядке):

  • В стандартном письменном ивритском алфавите 22 буквы и 12 огласовок, каждая со своим звуком. Но их произношение со временем претерпело изменения, и сефарды потеряли определенные нюансы между некоторыми из них, и ашкеназы тоже потеряли, но другие. Кроме того, на каждую группу влияли языки тех народов, среди которых евреи жили в разные времена. Таким образом, например, сефардский еврей будет называть субботний день Шабатом, а ашкеназ скорее всего скажет Шабес. хотя на иврите это одно и то же слово – שבת. Но что еще намного более важно, и ашкеназы, и сефарды соблюдают Шабат одинаковым образом.
  • Некоторые из блюд, которые обычно считаются «еврейскими» – фаршированная рыба, кишке, картофельный и макаронный кугель, кнейдлах, клецки и рубленая печень – все это ашкеназская кухня. У сефардов совсем другой набор предпочитаемых блюд. И, например, ашкеназы в субботу днем на вторую трапезу едят чолнт, а сефарды называют это блюдо хамин, добавляют в него много пряностей, специй и обязательно яйца. В чолнт яйца тоже кладут, но редко.
  • Большинство евреев сегодня говорит на английском или на современном иврите, ведь самая насыщенная еврейская жизнь именно в Америке и Израиле. Тем не менее, всего несколько поколений назад большинство ашкеназов – до Холокоста – говорили на идише, а сефарды – в основном на ладино, португальском или арабском. Это все еще можно проследить благодаря именам, которые дают детям. Сефарды могут назвать своих детей Фортуна или Сальваторе, что по сути испанские эквиваленты еврейских имен Мазаль и Йеошуа. А у ашкеназских детей довольно часто встречаются такие имена, как Голда или Велвел –  идишские варианты слов «золото» и «волк».
  • Ашкеназы в синагогах хранят свои свитки Торы в бархатных чехлах с красивой вышивкой, которые снимают перед чтением недельной главы и необходимого отрывка в праздник. Большинство сефарадов хранит свитки в жестких металлических цилиндрах, которые можно просто открыть (а не снимать) для чтения.
  • За 40 дней до Йом Кипура, начиная с 1-го Элула, сефарды встают «в час утренней стражи» – время перед восходом солнца, чтобы прочитать покаянные молитвы слихот. Ашкеназы делают то же самое, но начинают позже – только с воскресенья той недели, на которую приходится Рош а-Шана.
  • В Песах, когда еда, содержащая хамец (закваску), строго запрещена, ашкеназы также не едят бобовые, рис, кукурузу и других продукты, так называемые китнийот. Большинство сефарадов не брали на себя эти устрожения и с удовольствием готовят рис, заранее тщательно проверенный на наличие зерен пшеницы, по особым праздничным рецептам.
  • Для каждого ашкеназа наивысший момент еврейского года – это чтение в синагоге Коль Нидрей вечером Йом Кипура вместе с кантором, и любой из них будет удивлен, узнав, что во многих сидурах сефарадов эта молитва вообще отсутствует. И, наоборот, у сефардов есть некоторые заветные молитвы – Хатану Лефанеха, Кэль Нора Алила и другие, которые не произносят ашкеназы.
  • У ашкеназов и у сефардов в центре молельного зала находится бима – стол для чтения Торы. Тем не менее, типичное устройство ашкеназской синагоги предполагает ряды скамеек или стульев, обращенных к передней части синагоги, где находится Арон а-Кодеш. А во многих сефардских синагогах все сидения расположены по периметру зала, чтобы все молящиеся были обращены к биме. Однако при чтении молитвы Амида сефарды все же поворачиваются в сторону Иерусалима.

Великие личности среди ашкеназов и сефардов

На протяжении многовековой истории среди ашкеназов и сефардов были тысячи великих раввинов, мудрецов и учителей Торы. Здесь мы перечислим некоторых из наиболее известных, кто непосредственно повлиял на развитие Алахической традиции в своих общинах.

Рабейну Гершом бен Йеуда (ашкеназ, 960-1040) – известен как «меор а-гола» – «светоч изгнания»; первый известный раввин из ашкеназов, он прославился своими постановлениями, в том числе запретами на чтение чужих писем и многоженство.

Риф (сефард, 1013-1103) – рабби Ицхак Альфаси уроженец Феса, Марокко, резюмировал весь Талмуд, выделив основные моменты и объяснив прежде неразрешимые вопросы.

Раши (ашкеназ, 1040-1105) – рабби Шломо Ицхаки стал главным комментатором Торы и Талмуда и лидером еврейской общины в Эльзасе-Лотарингии.

Рабейну Там (ашкеназ, 1100-1171)рабби Яаков Там, внук Раши, был самым выдающимся из знатоков Торы, писавших Тосафот («Дополнения») – комментарии к Талмуду. Ему удалось избежать смерти от рук крестоносцев, тогда как многим из его современников, к сожалению, не посчастливилось выжить.

Рамбам (сефард, 1135-1204) – рабби Моше бен Маймон, или Маймонид, родился в Испании; возможно, это самый влиятельный учитель Торы за последние тысячелетия; будучи в Египте, много писал о еврейском праве, медицине, философии и еврейских убеждениях, в основном на арабском языке.

Рош (ашкеназ, 1250-1327) – рабби Ашер бен Йехиэль родился в Германии, прославился в Испании. В его известном алахическом комментарии к Талмуду есть много как из ашкеназов, так и из сефардов.

Тур (1275-1349) – рабби Яаков бен Ашер, сын Роша, опирался на учения своего отца, а также Рамбама и Рифа. В своем огромном труде «Арбаа турим» («Четыре башни») он сформулировал много постановлений и установил шаблон, на котором основывается Кодекс еврейского права. Именно по названию этой работы он стал известен как Тур.

Маариль (ашкеназ, 1360-1427) – рабби Яаков бар Моше а-Леви Мёллин написал множество респонсов, которые устанавливают обычаи ашкеназского еврейства, особенно в тех вопросах, которые касаются молитв и синагоги; долгое время был раввином в своем родном городе Майнц, в Германии, и основал там ешиву.

Бейт Йосеф (сефард, 1488-1575) – рабби Йосеф Каро автор Кодекса алахических предписаний Шулхан Арух; родился в Толедо незадолго до высылки евреев из Испании, жил в Сафеде в Израиле. Каббалист высокого уровня, он был признан сефардским еврейством высшим авторитетом в вопросах Алахи.

Рама (ашкеназ, 1525-1573) – рабби Моше Исерлес был раввином Кракова; написал алахические глоссы и толкования к Шулхан Аруху, добавив к этому постановления великих ашкеназских учителей, что позволило унифицировать этот текст для использования всей еврейской общиной. Основной его труд – Мапа.

Не все евреи ашкеназы или сефарды

Разумеется, люди редко вписываются в четкие рамки, которым пытаются соответствовать, поэтому многие культуры, которые ошибочно или ради удобства обобщения были отнесены к категории «сефарды», на самом деле таковыми не являются.

Взять хотя бы йеменских евреев, чья уникальная традиция еще древней и к Испании отношения не имеет. Персидские евреи говорят на иудео-фарси и прослеживают свою родословную от вавилонских изгнанников.

У евреев Италии и Греции тоже когда-то были процветающие культуры со своими особыми обычаями и языками, по-своему уникальными.

Сегодня, кроме немногих и совсем небольших общин, их традиции почти полностью исчезли – большинство членов этих общин подвергались преследованиям и были уничтожены нацистами.

Фактически их вытеснили ашкеназские и сефарадские евреи, которые сейчас живут в этих средиземноморских странах, составляя большинство. Кстати, существует еще иудео-французский язык, который называется корф.

Когда-то было множество «мустарабов» (букв. «ставшие братьями») – евреев, рожденных на арабских землях, в Сирии и Палестине, и перенявших от арабов их внешние признаки, одежду и язык. Со временем их число сократилось, и их причислили к сефардскому большинству.

Когда началось разделение на разные категории?

С самого начала весь наш народ был разделен на 12 колен. После смерти царя Шломо прежде целостное государство разделилось на два царства: Иудею на юге и Израиль на севере. Северное царство, а это 10 колен Израиля, в конечном итоге было сослано в Вавилон и след их теряется в истории.

Во времена Второго Храма все раввины и все алахот (законы) были разделены на два основных направления: Школу Гилеля и Школу Шамая. Там, где ученики Гилеля были максимально снисходительны, ученики Шамая, наоборот, строги. Алаха почти всегда принималась в соответствии с учением Школы Гилеля.

После разрушения Священного Храма стали развиваться две разные академии изучения Торы: одна в Стране Израиля, другая в Вавилоне. Традиции каждой из них отражены в двух Талмудах, Иерусалимском и Вавилонском, в которых немало различий.

В те дни народ разделился на общины, одни из которых продолжали следовать постановлениям мудрецов из Святой Земле, а другие оказались под влиянием мудрецов Вавилона.

В отличие от сефардов и ашкеназов, у этих групп действительно были очень заметные различия в обрядах и обычаях, однако основы иудаизма все же были одни и те же.

Поскольку евреи на Святой Земле страдали от христианского правления и их общинная структура рушилась, а вавилонские академии продолжали процветать, почти все еврейские общины, лишившись своих мудрецов, постепенно адаптировали для себя вавилонские традиции, которые стали общеприняты.

Однако гаонское лидерство в Вавилоне, который долгое время оставался центром еврейского учения, в конце концов пришло в упадок. В начале второго тысячелетия основное течение еврейской жизни переместилось из Азии в Европу, и это определило дальнейшее развитие двух главных центров ашкеназов и сефардов.

Нусах сефардов

А вот интересный и несколько запутанный аспект взаимовлияния ашкеназов и сефардов. Традиционный порядок молитв ашкеназского еврейства известен как нусах ашкеназ (ашкеназский обряд).

С возникновением хасидского движения многие начали включать в свои молитвы также различные элементы сефардских молитв, поскольку сефардская традиция была одобрена каббалистами и более соответствовала каббалистическим взглядам на молитвы.

Этот новый хасидский гибрид стал известен как нусах сфарад, или нусах Аризаль, поскольку соответствовал идеям Аризаля.

Таким образом, синагога нусах сфарад скорее всего будет заполнена ашкеназами-хасидами, а у сефардов есть свой нусах – эйдот а-мизрах, или сфаради (с добавлением «и»), и они предпочитают молиться по нему, что важно помнить, например, выбирая место для молитвы или покупая сидур.

Подводя итог, надо сказать, что ашкеназы и сефарды – это не два отдельных течения, а скорее два столпа, на которых прочно стоит иудаизм.

Ашкеназы и сефардыеврейская энциклопедияэнциклопедия иудаизма

Источник: https://imrey.org/%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D1%8B-%D0%B8-%D1%81%D0%B5%D1%84%D0%B0%D1%80%D0%B4%D1%8B/

ашкеназы и сефарды

Евреи ашкеназы внешность. Ашкеназы и сефарды
lobastovaСчитается, что есть два типа евреев: сефарды и ашкеназы. Грубо говоря, сефарды это евреи, чьи предки жили в мусульманских странах, а ашкеназы это евреи, чьи предки жили в христианских странах (в том числе и в России). Сефарды — смуглые, а ашкеназы — относительно светлые.

Сложно провести четкое разделение между сефардами и ашкеназами. Я, например, при всей своей белокожести, как показал генетический анализ, ашкеназка всего на 70%. Это было для меня большим сюрпризом, так как я считала себя на 100% ашкеназой ашкеназовной.

Я знаю религиозную семью приехавшею из штатов, которая по социальным причинам (сына обижали в религиозной-ашкеназской школе) решила: «хватит с нас ашкеназов, мы будем сефардами» и стали сефардами.

В сефардской школе мальчика не обижали :-) Моя подруга рассказывала, что ее дедушки, бабушки и родители приехали в Израиль из Египта, зато прадедушки и прабабушки бежали в Египет из России во время революции. Схожую историю я слышала и про Иран.

Когда ашкеназам хочется «задрать нос» перед сафардами, ашкеназы говорят, что что сефарды необразованны и вообще только-только слезли с дерева («папа так радовался, так радовался, что упал с дерева и сломал себе хвост!»). Мы — ашкеназы — привезли культуру, — и Эйнштейн, и Фрейд, и Вуди Аллен и Цукерберг из наших. На это можно было бы ответить, что у сефардов есть Рамбам, вспомнить средневековых испанских поэтов и вообще в Испании была серьезная школа йешив. На первом еврейском конгрессе утопию о жизни еврейского народа представил не только австриец — Герцель, но и сефард из Алжира, — не помню его имя. Однако, как правило ответ сефардов другой:Когда сефардам хочется «задрать нос» перед ашкеназами, они рассказывают анекдот о том как сефардка выходит замуж за ашкеназа, — с ее стороны на свадьбу приходит 600 гостей, а с его только двое. Типа разрушились наши (ашкеназские) семейные ценности. А еще (по мнению сефардов) мы не умеем принимать гостей, «русские» женщины (в смысле русские еврейки) не умеют вести хозяйство, наводить уют и поддерживать порядок. Еще мы — не евреи потому, что не соблюдаем еврейских традиций (типа светских евреев не бывает :-)). Первый раз, я поругалась с соседом-марокканцем, когда стала поливать цветы на йом кипур (самый главный еврейский пост). А что такого? Цветы — не люди, им не надо поститься и для меня поливать цветы не работа, а привычка.

В пятидесятые годы, — часть евреев из Марокко приехала сюда, часть во Францию. Интересно, что всякий марокканец с которым я пересекалась, любил рассказать, о том какие у него интеллигентные родственники в Париже.

«Я не марокканец, я — француз. У меня двоюродный брат/дядя — профессор в Сорбоне». Моя косметолог-марокканка тоже рассказывает какая у нее в Париже богатая семья.

Неужели во Франции они «выкарабкались»? А сколько говорят и пишут про французские марокканские трущобы.

  • Вчера был Левин день рождения. Мы отметили его походом в SPA, но если обычно мы выбираемся в SPA при крупных гостиницах, то в этот раз мы нашли…

  • Вчера мы сделали довольно длинный, но очень приятный лесной маршрут от киббуца Ягур, через друзскую деревню Асуфия к хайфскому университету, лесу Аба…

  • Вчера мы поехали в очень средиземноморский город Акко. Почему «очень»? Просто там такая атмосфера :-) Погуляли по стенам города, покатались…

Page 3

  • «When something has threatened your current model of the world, pay attention! You are about to learn something.» – Bill Drury…

  • Давайте познакомимся! Вы знаете, кто я и как меня зовут, а мне интересно знать, с кем я разговариваю: пол, возраст, профессия, место жительства.…

  • Я вернулась из Гватемалы и приготовила пост для «один мой день». Было очень интересно, я гуляла по джунглям, спала на склоне Вулкана и…

Page 4

  • Кафешка принесла письмо со следующим вопросом: Мужчина отказывается заниматься сексом аргументируя тем, что в это время года (в ноябре?!) у него…

  • Пришло письмо на обсуждение. Письмо несколько сумбурное, поэтому я перескажу проблему, а точнее три проблемы своими словами. Автор пишет, что она…

  • Письмо номер 1: Здравствуйте, Лика! Под моим началом работают две сотрудницы, А. и Б. Их можно сравнить с двумя кассиршами, которые разбирают…

Page 5

?

|

lobastovaЯ думаю всем известна история о бабульке, которая в советские времена предсказывала пол будущего ребенка без помощи УЗИ на любом, даже на самом раннем сроке. Бабулька честно предупреждала родителей, что не обладает стопроцентной точностью и если ошибется вернет деньги. Она действительно возвращала деньги, но в половине случаев ее предсказания сбывались и на них она честно зарабатывала :-)А теперь современная история: Во время скажем чемпионата мира по футболу человек получает мейл от фирмы «Тубриков и сыновья» с предсказанием того кто победит в следующем матче. Человек естественно стирает этот мейл как спам … но предсказание сбывается. Перед следующим матчем он снова получает мейл с предсказанием кто победит. Снова стирает его и снова предсказание сбывается. И так он получает семь мейлов и семь правильных предсказаний. Потом он получает мейл от «Тубриков и сыновья» с предложением и дальше получать точные предсказания о том кто победит в следующих матчах, но уже за абонементную плату в 100$. Он соглашается, платит, бежит с полученной информацией в тотализатор … и проигрывает. Кто угадает в чем была загвоздка?

UPDATE Первым же комментарием kunbr дал абсолютно верный ответ!

Источник: https://lobastova.livejournal.com/809541.html

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: