Европейская классификация архитектурных стилей. Список использованной литературы. Храм Успения на Городке в Звенигороде

Содержание
  1. Звенигород — самый живописный город Подмосковья
  2. Звенигород история города
  3. Звенигород в XVII-XVIII вв
  4. Звенигород и его достопримечательности
  5. Саввино-Сторожевский монастырь.
  6. Собор Рождества Богородицы
  7. Архитектура монастыря
  8. Надвратная Троицкая церковь Саввино — Сторожевского монастыря.
  9. Собор Успения на Городке.
  10. Вознесенский собор.
  11. Церковь Александра Невского
  12. Успенский собор в Звенигороде. История, интересные факты, расписание
  13. История собора
  14. Архитектура собора
  15. Фасад собора
  16. Фрески собора
  17. Собор в настоящее время
  18. Храмовая архитектура. Европейская классификация архитектурных стилей
  19. Храмы Москвы XII-XIV века: время первых столичных амбиций
  20. Никольский храм в селе Каменское Наро-Фоминского района
  21. Храм Успения на Городке в Звенигороде
  22. Успенский собор
  23. Архангельский собор
  24. Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве
  25. XVII век: иррациональное узорочье
  26. Храм Рождества Богородицы в Путинках
  27. Воскресенские (Иверские) ворота
  28. Верхоспасский собор в Кремле
  29. XVIII век: нарышкинское и просто барокко
  30. Храм Покрова Богородицы в Филях
  31. Спасский храм в селе Уборы Одинцовского района
  32. Первая градская больница
  33. Манеж
  34. Конец XIX века: время эклектики
  35. Марфо-Мариинская обитель
  36. Начало XX века: уютный модерн
  37. Особняк Рябушински
  38. * * *
  39. Стили православных храмов. Европейская классификация архитектурных стилей
  40. Современная архитектура храмов. Европейская классификация архитектурных стилей

Звенигород — самый живописный город Подмосковья

Европейская классификация архитектурных стилей. Список использованной литературы. Храм Успения на Городке в Звенигороде

В 63 км. к западу от Москвы расположен город Звенигород. В городе действует древний Саввино-Сторожевский мужской монастырь. Звенигород – один из самых живописных, древних, славных, любимых городов Подмосковья, в котором много исторических и архитектурно-художественных памятников. Однако даты основания Звенигорода нет ни в одной из сохранившихся древнерусских летописей.

Звенигород история города

Впервые город упоминается в духовной грамоте великого московского князя Ивана Калиты в начале 30-х гг. XIV в. С 1339 по 1492 г. Звенигород был центром удельного княжества.

На Западной окраине города расположен высокий холм, называемый «Городок», это древний Звенигородский кремль. Ранее на Городке находился княжеский дворец, до наших дней он не сохранился. Расцвет города связывают с именем его удельного князя Юрия Дмитриевича Звенигородского.

В 1398 именно по его указанию был построен военный форпост города — Саввино-Сторожевский монастырь на горе Сторожа.

Звенигород в XVII-XVIII вв

В начале XVII века город и монастырь пострадали от польско-литовских интервентов, а в 1812 город пострадал от французских войск.

В XIX веке благодаря живописной природе Звенигород и его окрестности, которые называют подмосковной Швейцарией, стали одним из самых популярных и любимых дачных мест москвичей. Здесь отдыхали и работали Н.М. Карамзин, А.

И. Герцен, А.П. Чехов, И.И. Левитан, А.К. Саврасов, Н.П. Крымов и многие другие.

Звенигород и его достопримечательности

Приехав в Звенигород, можно посетить Успенский собор «на Городке», Саввино-Сторожевский монастырь с белокаменным собором Рождества Богородицы, Трапезной и Преображенской церковью при ней, звонницей, надвратной Троицкой церковью, дворцом царя Алексея Михайловича, Царицыными палатами, Братским корпусом, мощными крепостными стенами и башнями с шатровыми покрытиями, а главное, насладиться прекрасным воздухом и полюбоваться редчайшими по красоте пейзажами.

Саввино-Сторожевский монастырь.

Монастырь был основан в 1398 году по желанию князя Юрия Дмитриевича Звенигородского. Настоятелем монастыря стал духовник князя Юрия Савва Радонежский. В центре монастыря в 1405 г.

был построен и сохранился до наших дней белокаменный собор Рождества Пресвятой Богородицы, близкой по архитектуре к «собору на Городке».

В 1652 году в период Стрелецкого бунта, в этом монастыре скрывались малолетние цари Иван и Петр и их сестра Софья.

Собор Рождества Богородицы

Жемчужина и организующий центр архитектурного ансамбля — собор Рождества Богородицы. Он стоит на самой высокой точке холма. Рождественская церковь — ценнейший памятник раннемосковского зодчества, она входит в пятерку самых древних каменных церквей Московского княжес

тва. В летописях даты ее постройки нет, но исследователи сходится на первом десятилетии XV века.

Несмотря на позднейшие пристройки, исказившие первоначальные формы храма, и обновленный купол, ослепительно сияющий желтым золотом, Рождественский собор прекрасен в своей подлинной древности.

Его белокаменные стены украшены тонкой резьбой и фресками XVII века, отреставрированными к осени 2011 года.

Архитектура монастыря

На монастырской территории предусмотрительно установлено много скамеек. Можно присесть на любую из них и разглядывать здания разных времен и стилей: нарядную Троицкую надвратную церковь (1652 г.

), строгий дворец Алексея Михайловича (XVII в.), Царицыны палаты (сер. XVII вв.), похожие на сказочный расписной терем, устремленную ввысь многогранную звонницу (сер. XVII в.), лаконичную церковь Преображения Господня (XVII в.

), монастырские палаты, трапезную.

Надвратная Троицкая церковь Саввино — Сторожевского монастыря.

Церковь, построенная зодчим И.М.Шарутиным в 1652 г., составляет вместе с Красной башней и внутренним двориком своеобразные пропилеи монастыря. Кирпичный одноапсидный храм завершен декоративным шатром.

Особый интерес представляет планировка и архитектурно-художественное оформление подклета, где расположена парадная двухмаршевая лестница, ведущая на Соборную площадь.

Прием зрительного раскрытия собора через последовательное восприятие его по мере подъема по лестнице не имеет аналогов в древнерусском зодчестве.

Собор Успения на Городке.

Городок или Звенигородский кремль, расположен на высоком холме. До сих пор на Городке сохранились искусственные земляные валы высотой от 2 до 8 метров. В центре древнего кремля выстроен белокаменный Успенский собор, сохранившийся до наших дней под названием «собор на Городке». В соборе сохранились фрески, автором которых называют величайшего иконописца монаха Андрея Рублева.

Вознесенский собор.

Каменная церковь в стиле классицизма — двусветный одноглавый четверик с трапезной и многоярусной колокольней — была построена не позже XVI века. В сооруженной в 1838 трапезной помещались приделы Николая Чудотворца и Толгской Богоматери.

Закрыта в 1930, сломана в 1941, на месте церкви остался пустырь. В 1998 вместо храма поставлена небольшая памятная часовня. В 2003-2007 на старом месте выстроена новая кирпичная церковь с теми же тремя престолами.

Это четырёхстолпное пятикупольное кирпичное здание в неовизантийском стиле.

Церковь Александра Невского

Церковь Александра Невского в Звенигороде — кирпичная церковь в стиле эклектики. Четверик храма завершен восьмигранным барабаном с шатром, обитым жестью. С запада примыкают трапезная и двухъярусная прямоугольная в плане колокольня. Храм был построен в 1898-1902 гг.

по проекту архитектора Л.Н. Шаповалова. В 1938 г. храм был закрыт. В нем находились различные учреждения: от женского общежития до Звенигородского узла связи.

В результате здание было перестроено и потеряло первозданный вид: на месте центрального купола находилась антенна радиотрансляционной связи. В 1991 г. здание возвращено Церкви, и вскоре в нем начались богослужения. 1998 г. стал и годом открытия детской воскресной школы. В 1999-2002 гг.

продолжались реставрация и устроение внутреннего убранства. Храм открыт ежедневно. Богослужения совершаются по субботам и воскресеньям, а также дням особых праздников.

Звенигород — один из древнейших городов Подмосковья, славящийся красотой природного ландшафта и ценнейшими памятниками древнерусского зодчества. Звенигород и окрестности является излюбленным местом отдыха жителей Москвы и других регионов России.

Этому способствует уникальный ландшафт города, чистый воздух, архитектурные и духовные памятники старины и отсутствие промышленных предприятий.

Звенигород — это еще и колыбель Православия, Успенский собор на Городке является старейшим храмом Подмосковья, а Саввино-Сторожевский монастырь перешагнул 600-летний порог.

Источник: https://travellgide.ru/russia/zvenigorod.html

Успенский собор в Звенигороде. История, интересные факты, расписание

Европейская классификация архитектурных стилей. Список использованной литературы. Храм Успения на Городке в Звенигороде

Успенский собор на Городке в Звенигороде – это четырехстолпный, однокупольный храм, построенный из белого камня в период с конца XIV по начало XV века.

Он является памятником раннемосковской архитектуры. Внутри церкви есть фрески, авторство которых приписывают Андрею Рублеву.

Об этом уникальном соборе, истории его строительства, внутреннем убранстве и интересных фактах будет рассказано далее в статье.

История собора

Успенский собор в Звенигороде (1399 года постройки) был возведен на территории крепости Великого князя Юрия Звенигородского. До настоящего времени сохранились высокие насыпные земляные валы, окружавшие холм, на котором и был воздвигнут город.

Упоминание о Звенигороде впервые зафиксировано в грамоте князя Ивана Калиты от 1339 года, однако археологические исследования говорят о том, что этот город-крепость существовал здесь намного раньше в качестве форпоста, охраняющего Ростово-Суздальское княжество.

А Успенский собор в Звенигороде был возведен на территории крепости, охранявшей сам город от многочисленных захватчиков.

Строительство храма было начато по указу князя Юрия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского.

Для возведения церкви из Москвы были вызваны мастера, которые незадолго до этого построили храм Рождества Богоматери на Сенях (считается, что собор Богоматери возвели в честь победы в Куликовской битве).

Архитектура собора

Успенский собор в Звенигороде имеет ориентированность на стиль зодчества, присущий Владимиро-Суздальскому княжеству, который был широко распространен в то время. Удивительным и интересным является тот факт, что этот собор — один из четырех храмов, который сохранился в своем первозданном виде. Более того, эта церковь была построена самой первой из всех сохранившихся.

Собор представляет собой не очень большой четырехстолпный храм крестообразной формы, который имеет однокупольное навершие. Сторона церкви, обращенная к востоку, имеет три апсиды (пониженных, полукруглых выступа, прилегающих к основной постройке). Фасады храма с северной и южной стороны традиционно разделены на три части, которые завершаются полукруглыми архитектурными элементами — пряслами.

Фасад собора

Фасад Успенского собора в Звенигороде выполнен в форме так называемых лопаток (лизен, которые не имеют капителей и баз). Стены храма декорированы изящными вертикальными тягами. По верхней части фасада проходит красивейший растительный орнамент, который разделяет верхнюю и нижнюю часть постройки.

В центральных фасадных частях собора находятся перспективные порталы, соседствующие с вытянутыми окнами. Эти архитектурные приемы были характерны для большинства соборов того времени, однако сегодня храм несколько изменился из-за ремонтов, проводившихся в более поздние времена.

Собор создан на достаточно высоком подклете (так называют нижний этаж, прообраз фундамента). Затем здание сужается кверху, что визуально придает ему стройность и изящность. За счет сложной кровельной конструкции собор приобрел свою визуальную особенность, не свойственную храмам того времени.

Стоит отметить, что внутренние и внешние опорные столбы не соответствуют друг другу, что также было не характерно для большинства храмовых построек XIV-XV вв.

Фрески собора

В Успенском соборе в Звенигороде находятся уникальные фрески, некоторые из них относят к кисти самого Андрея Рублева. К сожалению, работы сохранились фрагментарно, тем не менее гамма тонов и насыщенность красок позволяют говорить о рублевской школе.

Первоначальные фрагменты, которые были обнаружены внутри купола, на пилонах и одной из стен церкви, относят к началу XV века. На фресках, находящихся в куполе, изображены праотцы и библейские пророки. Техника исполнения отличается величием и динамичностью фигур, подчеркнутых прозрачными красками, а также воздушностью драпировок.

В Успенском соборе в Звенигороде лучше всего сохранились фрески, которые находятся на пилонах. На них изображены полуфигуры мучеников и целителей Лавра и Флора. Здесь же имеется изображение ангела, который дарует монашеский устав преподобному Пахомию. На соседнем пилоне находится фреска с преподобным Варлаамом, беседующим со своим учеником Иоасафом, который был обращен христианство.

Собор в настоящее время

С этим храмом напрямую связаны самые знаменитые древние иконы Руси, которые относят к кисти А. Рублева. Во время реставрации собора в начале XX века были обнаружены три иконы – Архангела Михаила, Спаса Вседержителя и Апостола Павла. Сегодня они находятся в Третьяковской галерее, и их может увидеть любой желающий.

Все иконы, обнаруженные в этой церкви, являются шедеврами древнерусской, а также мировой иконописи. Изящество изображения, пластичность и нежность форм, легкость написания фресок и икон поражают своим великолепием.

Сегодня можно увидеть эти шедевры, посетив храм. Расписание Успенского собора (Звенигород) выглядит так: он открыт ежедневно с 9:30 до 16:00. Исключение составляет всенощное бдение. Оно начинается в 16:00 и длится около трех часов, а по большим христианским праздникам может продолжаться и до самого утра.

Любой желающий может посетить этот уникальный собор, в котором сохранились завораживающие произведения великих русских иконописцев. Эти великолепные иконы и фрески еще никого не оставили равнодушным.

Источник: https://FB.ru/article/397062/uspenskiy-sobor-v-zvenigorode-istoriya-interesnyie-faktyi-raspisanie

Храмовая архитектура. Европейская классификация архитектурных стилей

Европейская классификация архитектурных стилей. Список использованной литературы. Храм Успения на Городке в Звенигороде

На лекции «Как удивляться Москве: архитектура в деталях», организованной Level One , историк архитектуры рассказал о значимых этапах развития московского зодчества XIV-ХХ веков, а также научил безошибочно определять стиль и время постройки по «говорящим» деталям.

Храмы Москвы XII-XIV века: время первых столичных амбиций

Впервые Москва упоминается в летописи в 1147 году. Но каменные постройки на территории Московского княжества появляются лишь полтора века спустя, причем не в самом городе, а на окраинах.

Никольский храм в селе Каменское Наро-Фоминского района

До наших дней дошел Никольский храм в селе Каменское Наро-Фоминского района. Эта церковь в архитектурном плане очень простая, даже примитивная. Из декора – перспективный портал с аркой килевидной формы (такая дуга с «язычком пламени» на века станет чисто московской архитектурной чертой).

Храм Успения на Городке в Звенигороде

В конце XIV века построен храм Успения на Городке в Звенигороде. Он старше Никольского всего на несколько десятилетий, однако перед нами – гораздо более зрелое произведение. Мы видим тот же перспективный портал и килевидную арку, но появляются колонны и орнаментальный пояс, а также узкие окна и ярусность.

Откуда пришли колонны? Конечно же, из античности. Ездили ли московские зодчие в творческую командировку на Пелопоннес? Очевидно, нет. Они вдохновлялись архитектурой Владимиро-Суздальского княжества, которое было центром домонгольской Руси. Владимиро-суздальские зодчие во время расцвета княжества успели достичь совершенства в осмыслении античного наследия.

Одна из вершин белокаменного зодчества той поры дошла до наших дней – это храм Покрова на Нерли. Здесь мы видим переосмысленные античные элементы – колонны, орнаментальный пояс, цоколь, карниз в очень гармоничном исполнении.

Московские мастера в конце XIV века ориентировались на архитектуру Владимирской земли (тем более что в плане государственности Москва должна была стать ее преемницей), но пока не очень умело.

Успенский собор

Главные постройки этого времени – соборы Московского Кремля. Успенский собор – последний, построенный в «старомосковском» стиле с присущим ему аскетизмом. Строил его итальянец, которому дали указание «сделать как во Владимире», поясняет Дмитрий Беззубцев.

Архангельский собор

А вот Архангельский собор, украшенный венецианскими ракушками, напоминает о европейском ренессансе. Он богато декорирован, и декор этот выполнен весьма умело – чувствуется рука итальянца. В целом, по мнению Дмитрия, это «новый уровень осознанности» для архитектуры Москвы.

Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве

Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве, построенный некогда в вотчине Бориса Годунова – еще один памятник этой поры. Предположительно он сооружен по проекту русского архитектора Федора Коня, но итальянское влияние чувствуется – законы симметрии соблюдены здесь идеально.

XVII век: иррациональное узорочье

В XVII веке итальянцы в России больше не строят. Отечественные мастера полностью обновляют архитектурный язык. Основными отличительными чертами нового стиля, который называют узорочье, становятся иррациональность и живописность. Это «самое сочное, что было создано московской архитектурой», комментирует Дмитрий Беззубцев.

Примеры таких строений можно найти в самом центре Москвы – это яркая церковь святителя Николая в Хамовниках и храм Рождества Богородицы в Путинках (белым он стал в наше время, а изначально был расписан).

Если присмотреться к этим храмам, можно увидеть огромное разнообразие архитектурных деталей, разбросанных по объему здания прихотливо и несимметрично.

Посмотрите, например, как выполнены окна Никольского храма: все наличники разной формы (но почти каждый имеет отсылку к московской килевидности), окна расположены на разных расстояниях относительно края стен и друг друга (это называется «окна вразбежку»), кое-где наличник «наползает» на карниз. Асимметрично и строение в целом: трапезная пристроена к основному объему храма случайным образом, колокольня смещена от центральной оси.

Храм Рождества Богородицы в Путинках

То же мы видим и в храме Рождества Богородицы в Путинках. Здесь интересно обратить внимание на стыки разных частей здания, которые буквально «врезаются» друг в друга, на то, что внешняя архитектура не отражает внутреннюю конструкцию здания.

Воскресенские (Иверские) ворота

Пример более аристократичного, упорядоченного узорочья можно найти на Красной площади – это воссозданные в 90-е годы XX века Воскресенские (Иверские) ворота. Характерные для XVII века формы и декор здесь расположены аккуратно и симметрично.

Верхоспасский собор в Кремле

Еще один пример – Верхоспасский собор в Кремле. Его нарядные главки хорошо видны из Александровского сада.

XVIII век: нарышкинское и просто барокко

В XVIII веке московская архитектура снова смотрит на Запад. Связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга – петровским барокко – стал нарышкинский стиль.

Храм Покрова Богородицы в Филях

Самые известные примеры нарышкинского барокко – храм Покрова Богородицы в Филях, Спасский храм в селе Уборы Одинцовского района.

Спасский храм в селе Уборы Одинцовского района

Особенность нарышкинского стиля – смешение противоречивых тенденций и течений. С одной стороны, мы видим черты европейского барокко и маньеризма, отголоски готики, ренессанса, романтизма, с другой – традиции русского деревянного зодчества и древнерусской каменной архитектуры.

В Большом Харитоньевском переулке – интересный памятник гражданской архитектуры нарышкинского барокко. Недавно он стал доступен для посещения как музей.

А вот подлинного, высококлассного барокко, подобного тому, что можно встретить в Петербурге, в Москве почти нет. Чувствуется, что в это время Москва – провинция. Однако на самой Красной площади мы можем полюбоваться домом Губернского правления, на Старой Басманной – храмом мученика Никиты.

Вообще барокко – это «отличник, который пытается косить под двоечника», шутит Дмитрий Беззубцев. Этот стиль основан на ордере, то есть законах симметрии и порядка, но его отличительные черты – «разорванные» арки и фронтоны, вольные изгибы, прихотливый, избыточный декор.

Первая градская больница

Классицизм расцвел в Москве пышным цветом и продержался долго – до сих пор сохраняется около 800 памятников архитектуры в этом стиле. Особенно часто классицистические городские усадьбы строила знать.

Классицизм основан на простых геометрических формах, ордере, порядке. Он «перестает комплексовать по поводу пустого пространства», – говорит Дмитрий Беззубцев, показывая здание Первой градской больницы.

Действительно, только центральный портал здесь декорирован, остальные стены практически пусты. В стиле классицизма строили и храмы; пример – .

Манеж

Самый «нарядный» вариант классицизма – ампир. Ампирные здания создал для своей империи Наполеон Бонапарт. После победы над Наполеоном Россия «завоевала» и его стиль.

Чтобы добиться впечатления приподнятости, торжественности, верхнюю часть здания увеличивали. Например, у здания Манежа сильно увеличен фронтон.

Также отличительная черта стиля – военная, прежде всего античная, символика в декоре.

Конец XIX века: время эклектики

С XIX века стили начинают размываться – особенно заметно это становится к концу столетия. Например, – настоящий «сборник цитат». Мы можем разглядеть килевидные арки, романские «висячие» колонны, композицию, перекликающуюся с Исаакиевским собором (большой центральный купол и четыре звонницы), и так далее.

Или здание Исторического музея: много цитат из эпохи узорочья, но симметричность постройки и просто размер свидетельствуют о том, что это не XVII век.

Марфо-Мариинская обитель

А Марфо-Мариинская обитель – сочетание неоархаики с мотивами новгородского зодчества и модерна.

– неоклассицизм: мы видим портал, типичный для классицизма, но колоннада идет вдоль всего фасада, размер здания свидетельствует о технических возможностях, невообразимых в период истинного классицизма.

Начало XX века: уютный модерн

В стиле модерн в Москве построено много особняков. Как нельзя кстати в строительстве частных домов оказался характерный для модерна принцип «изнутри наружу»: сначала планировали количество и расположение комнат, потом придумывали внешнюю оболочку. Архитектор становится художником: может нарисовать, например, собственную форму окна.

Особняк Рябушински

Активно используют новые материалы – например, металл, декоративная штукатурка, плитка («Эклектика металлические конструкции стыдливо прикрывала», – отмечает Беззубцев), новое осмысление дерева. Великолепный пример модерна – особняк Рябушинских.

* * *

Москве есть чем гордиться. После итальянского влияния русская архитектура смогла придумать новый полноценный язык – узорочье. Догнать мировую архитектуру и создать здания в лучших традициях европейского классицизма. Потом отречься от традиций и предложить уютный модерн. Наконец, открыть авангард и повлиять на облик городов по всему миру. Но об этом будет отдельный разговор.

Вы прочитали статью Храмы Москвы: 7 деталей архитектуры

Источник: https://nc1.ru/the-secrets-of-medicine/hramovaya-arhitektura-evropeiskaya-klassifikaciya-arhitekturnyh-stilei/

Стили православных храмов. Европейская классификация архитектурных стилей

Европейская классификация архитектурных стилей. Список использованной литературы. Храм Успения на Городке в Звенигороде

На лекции «Как удивляться Москве: архитектура в деталях», организованной Level One , историк архитектуры рассказал о значимых этапах развития московского зодчества XIV-ХХ веков, а также научил безошибочно определять стиль и время постройки по «говорящим» деталям.

Современная архитектура храмов. Европейская классификация архитектурных стилей

Европейская классификация архитектурных стилей. Список использованной литературы. Храм Успения на Городке в Звенигороде

На лекции «Как удивляться Москве: архитектура в деталях», организованной Level One , историк архитектуры рассказал о значимых этапах развития московского зодчества XIV-ХХ веков, а также научил безошибочно определять стиль и время постройки по «говорящим» деталям.

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: