Федеральное собрание РФ: правовой статус и структура. Курсовая работа: Конституционно правовой статус федерального собрания

Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации 2, Право и юриспруденция — Курсовая работа

Федеральное собрание РФ: правовой статус и структура. Курсовая работа: Конституционно правовой статус федерального собрания

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1 Историческое развитие парламентаризма в России 6

Глава 2 Правовой статус и структура Федерального Собрания РФ 10

2.1. Конституция РФ, как основной источник правового статуса Федерального Собрания 10

2.2. Порядок формирования палат Федерального Собрания 15

2.3. Внутренняя организация палат и основные принципы их работы 16

2.4. Предметы ведения палат Федерального Собрания РФ 24

Глава 3 Место и роль Федерального Собрания в системе органов государственной власти России 26

Заключение 28

Список использованных источников и литературы 29

Выдержка из текста

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время парламентаризм в России находится на переходном этапе своего развития. Время расставит все на свои места. Именно поэтому среди российских ученых и политиков по данному вопросу не существует единого мнения. Некоторые ученые и политики выдвигают идею трансформации России в парламентскую республику.

В данной идее просматривается двойной смысл: один направлен на ограничение президентской власти, другой не связан с умалением власти Президента РФ.

Однако, со всей очевидностью, с учетом существующих реалий и менталитета россиян, России нужен не номинальный, декоративный, а сильный Президент, способный вывести страну из глубокого системного кризиса, осуществить запланированные радикальные реформы.

Вместе с тем, для России особую важность имеет принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную власти, цель которого заключается в том, чтобы каждая власть была сильной, осуществлялась строго в рамках своих предметов ведения и полномочий, не позволяла другим видам власти вторгаться в ее пределы. Реальность принципа разделения властей позволит предотвратить возвышение одной власти над другой, устранить противостояние властей .

Парламент России, в лице Федерального Собрания является органом общенародного представительства. Представительный характер Федерального Собрания РФ заключается в том, что оно призвано выражать интересы и волю народа России. Народное представительство реализуется путем проведения периодических и свободных выборов.

Правовой статус Федерального Собрания РФ установлен Конституцией РФ, учредившей его, как представительный орган, осуществляющий, в соответствии с принципом разделения властей, законодательную власть в государстве.

В соответствии с Конституцией РФ, парламент России представляет собой постоянно действующий представительно-законодательный орган , чем подчеркивается двуединая правовая природа российского парламента.

Конституционно-правовой статус Федерального Собрания РФ складывается из совокупности конституционных норм, характеризующих его положение в системе органов государственной власти.

Приступая к исследованию темы конституционно-правового статуса Федерального Собрания РФ, необходимо обосновать ее актуальность и интерес, который она представляет в практическом и теоретическом аспекте.

В отличие от других органов государственной власти, Федеральное Собрание РФ – это сложный, многофункциональный механизм, имеющий различные связи и отношения с иными государственными и общественными институтами, что и определяет его специфические особенности в формировании, функционировании и внутреннем устройстве. В связи с этим, изучение порядка формирования, структуры Федерального Собрания РФ, основных принципов его деятельности, особенностей функционирования его структурных элементов представляется актуальным на современном этапе развития российского общества.

Определение статуса Федерального Собрания РФ как особого государственного органа является достаточно сложным и дискуссионным в современной науке конституционного права России, поэтому важно детально рассмотреть позиции различных авторов по данному вопросу в рамках курсовой работы.

Тема конституционно-правового статуса Федерального Собрания РФ отражена в научных трудах Баглай М.В., Венгерова А.Б., Вишневского А.Ф., Кучинского В.А., Габричидзе Б.Н., Елисеева Б.П., Чернявского А.Г., Демина А.В., Зиновьева А.В., Кашанина Т.В., Кашанина А.В., Окунькова Л.А., Овсепян Ж.И., Булакова О.Н., Матузова Н.И., Малько А.В., Гранкина И.В., Колюшина Е.И. и др.

Объектом исследования является парламент Российской Федерации. Предмет исследования составляют конституционные нормы и федеральное законодательство, регулирующее порядок формирования, полномочия и предметы ведения структурных элементов Федерального Собрания.

Цель работы состоит в исследовании и комплексном анализе конституционно-правового статуса Федерального Собрания РФ.

Для реализации указанной цели необходимо выполнить следующие задачи: исследовать историческое развитие парламентаризма в России, дать конституционно-правовую характеристику Федеральному Собранию РФ, исследовать его структуру, определить место и роль Федерального Собрания в системе органов государственной власти.

Теоретическую основу данной курсовой работы составляют Конституция РФ, федеральное законодательство и материалы из учебной и научной литературы. Методологическую основу исследования составляют такие общенаучные методы, как системный и функциональный подходы, а также анализ, синтез и сравнение.

Структура курсовой работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.

Список использованной литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным анием

Источник: https://referatbooks.ru/kursovaya-rabota/konstitutsionno-pravovoy-status-federalnogo-sobraniya-rossiyskoy-federatsii-2/

Курсовая работа: Конституционно правовой статус федерального собрания

Федеральное собрание РФ: правовой статус и структура. Курсовая работа: Конституционно правовой статус федерального собрания

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Курсовая работа

по конституционному праву России

Выполнил курсант

Группа

Номер зачетной книжки

Калининград 2009г.

Введение

1. История российского парламентаризма

§ 1.1Образование и статус первого в России парламента

§1.2 Внутренняя организация парламента и его аппарата

2. Понятие и сущность парламента и его функции

§2.1 Понятие и сущность парламента

§2.2 Функции парламента в современном государстве

3. Конституционно правовой статус федерального собрания и его структура

§3.1 Полномочия палат федерального собрания

§3.2 Ответственность Федерального собрания

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

Российский парламент является определенным опытом адаптации к российским условиям наиболее известных и авторитетных в мире моделей парламентаризма, прежде всего французской, немецкой, американской. Хотя понятно, что многие элементы западных моделей для нас противопоказаны и не могут быть приняты.

Формирование российского парламента идет трудно и не без противоречий, он складывается в сложных, противоречиво и разновекторно развивающихся политических, экономических и этнонациональных условиях.

Нельзя не принимать во внимание, что Российская Федерация многонациональна и многоконфессиональна, субъекты обладают различным экономическим и научно-техническим потенциалом, разным уровнем развитости демократических институтов.

Опыт демократических реформ в России свидетельствует, что в нашу действительность уже достаточно прочно вошли и стали неотъемлемыми многие демократические ценности, накоплен интересный и полезный опыт парламентской деятельности. С другой стороны — в функционировании российского парламента существует немало проблем.

Актуальность моей работы заключается в том что наличие парламента в государстве можно рассматривать не только как критерий действующего принципа разделения властей в государстве но и критерием правового государства. Цели моей работы является рассмотреть Федеральное Собрание как парламент Российской Федерации. Задачи моей работы является всесторонне полное изучение парламента Российской Федерации, его истории, структуры и полномочие. При написании своей работы я использовал труды российских ученых.

§ 1.1Образование и статус первого в России парламента

Каждая страна по-своему шла к парламентаризму. Рождение парламентских форм в России растянулось на многие века. Еще в глубокой древности существовали совещательные органы при князьях. Затем появилось вече как форма принятия коллегиальных решений, Земские соборы, Боярская дума, в которых можно усмотреть первые признаки движения к парламентаризму.

Первый российский парламент был учрежден лишь в начале XX в. Понадобилось несколько столетий, чтобы смысл и традиции западноевропейского парламентаризма начали свое становление в России.

Правящие круги России в последней четверти XIX в. все более осознавали, что в политической истории российского государства неумолимо приближается время его превращения в конституционную монархию. Надеялись совместить медленное реформирование экономики на рыночных основах и социальной сферы со старой политической системой в лице неограниченной монархии.

В начале XX в. под мощным давлением либерально-оппозиционных и радикальных сил монархическое правительство было вынуждено согласиться на некоторое «обновление» государственного строя. Но дело его модернизации оказалось в руках тех кругов, для которых введение институции и парламентаризма означало утрату ими политического всевластия.

Естественно, что император и особы, «приближенные к императору», разрабатывали проекты учреждения представительного органа в России с учетом прежде всего собственных интересов. Вот почему рождение Государственной думы происходило в тяжелых муках, в условиях использования любых возможностей власть имущими для торможения этого процесса[1] .

18 февраля 1905 г., когда в стране уже разрастался острейший социальный конфликт, Николай II издал рескрипт, в котором объявил о намерении привлечь достойнейших, доверием народа облаченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждению законодательных предложений «при условии непременного сохранения монархией всей полноты власти».

Созданное для реализации этого установления монарха Особое совещание под председательством министра внутренних дел А. Булыгина разработало проект учреждения Государственной думы с законосовещательным статусом.

После почти шестимесячных сложных дебатов, в ходе которых многие ближайшие приближенные царя стремились как можно более урезать думские права, а сам Николай II даже предложил назвать Думу «Государевой», 6 августа 1905 г., наконец, царем был издан Манифест об учреждении Государственной думы.

По этому манифесту «Государственная дума учреждалась как законосовещательное установление», избиравшееся на основе цензового представительства от трех курий.

Проекту создания законосовещательной Государственной думы не суждено было осуществиться. Эта царская «милость» не удовлетворила антиправительственное движение.

Обострение политического кризиса осенью 1905 г вплоть до общероссийской октябрьской политической стачки и интенсивное назревание революционного взрыва вынудили правительство пойти на дальнейшие уступки по вопросу о статусе «народного представительства»[2] .

Царским Манифестом 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании основ государственного управления» Государственной думе предоставлялись уже законодательные права.

В документе содержалась «непреклонная воля» императора: «Установить, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей».

Законодательный статус думы подтверждался в новом законе об учреждении Государственной думы. Она создавалась «для обсуждения законодательных предположений, восходящих к верховной самодержавной власти».

Однако законодательные права Государственной думы на практике ограничивались специально созданным механизмом.

В компетенцию Думы входили предварительная разработка законодательных предположений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждений акционерных обществ.

В то же время Государственная дума была лишена права вмешиваться в вопросы, находившиеся в сфере действия «Основных государственных законов».

Это означало, что важнейшие вопросы о форме государственной власти, о внешней политике, содержании армии, об охране правопорядка в стране, о государственных займах и другие изымались из сферы влияния Государственной думы. Законодательные возможности первого российского представительного учреждения России были урезаны с самого начала.

Важным звеном механизма ограничения законодательных прерогатив Государственной думы являлся Государственный совет. На царскосельских совещаниях по поводу статуса Государственной думы в 1905-1906 гг.С.Ю.

Витте отстаивал тезис о том, что нельзя допускать непосредственной связи Государственной думы с монархом. Между ними должен быть поставлен Государственный совет.

Совет должен быть второй палатой и являться необходимым противовесом Думе.

—>ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

Источник: https://cwetochki.ru/ref-kursovaia-rabota-konstitutsionno-pravovoi-status-federalnogo-sobraniia.html

Правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации

Федеральное собрание РФ: правовой статус и структура. Курсовая работа: Конституционно правовой статус федерального собрания

Кафедра  ___________________________

Специальность ______________________  

курсовая РАБОТА

  

по  дисциплинеКонституционное право России

  

Тема:Правовой  статус Федерального Собрания Российской Федерации
(тема работы)

 

Выполнил  студент3-его  курса, гр.

                          Шарапова Елена  Сергеевна

(курс, группа, фамилия,  имя, отчество)

  

Количество  слов в работе2500

  

Руководитель  работы
(ученая степень,  звание, фамилия и инициалы)
К защите __________________________

                           (дата, подпись руководителя)

Работа  защищена с оценкой____________

Москва 2011 г.

 

Введение …………………………………………………………………………3

  1. Правовой статус и структура Федерального Собрания России………….4
    1. Структура и компетенция Совета Федерации………………………4
    2. Структура и компетенция Государственной Думы РФ……………6

       2. основных полномочий палат

Федерального Собрания…………………………………………………………9

         2.1 Полномочия Совета Федерации РФ………………………………….9

         2.2 Полномочия Государственной Думы……………………………….11

      3.Законодательная деятельность парламента России…….…………….12

Заключение……………………………………………………………………..16

Список литературы…………………………………………………………….18  

     Введение

     Тема курсовой работы «Правовой статус Федерального Собрания РФ» актуальна, так как парламент в соответствии с принципом разделения властей, являясь органом общенародного представительства, осуществляет законодательную власть в государстве.

Конституция РФ 1993 года учредила Федеральное Собрание как представительный орган, осуществляющий законодательную власть в Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации.

Государственная Дума является палатой общенародного представительства, а в Совете Федерации реализуется представительство субъектов Федерации. Двухпалатная структура парламента — относительно новое для России явление. Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает самостоятельность палат по отношению друг к другу.

Конституционно – правовой статус Федерального Собрания складывается из совокупности конституционных норм, характеризующих его положение в системе органов государственной власти.

     Объектом курсовой работы выступает правовой статус Федерального Собрания РФ.

     Предмет работы – Федеральное Собрание, порядок формирования и его полномочия.

     Целью данной работы является наиболее полно и глубоко изучить правовой статус Федерального Собрания РФ. Данная цель решается посредством следующих задач:

     1. Правовой статус и структура Федерального Собрания России

      
Конституция (ст. 94) определяет, что парламент России — Федеральное Собрание — является представительным и законодательным органом Российской Федерации, т.е. Российский парламент состоит из представителей народа.

О представительном характере Федерального Собрания свидетельствует и его структура. В соответствии со ст.

95 Конституции России Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы, каждая из которых формируется с учетом необходимого представительства.

    Такая структура проистекает из федеративного государственного устройства, когда одна из палат является палатой общенародного представительства, а в другой палате реализуется представительство субъектов федерации.

    Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает и значительную самостоятельность палат, что проявилось в их компетенции и в том, что они заседают раздельно (ч. 1 ст. 100). Конституция (ч. 3 ст. 100) предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться для совместных заседаний:

    1.заслушивания посланий Президента РФ,

    2. с целью заслушивания посланий Конституционного Суда,

     3.для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

    Каждая палата имеет свою структуру. Во многом их структура совпадает, но имеются и существенные различия. В основе отношений между палатами Федерального Собрания — принцип верхней и нижней палаты. Совет Федерации считается верхней, Государственная Дума — нижней палатой. Палаты самостоятельны.

    Федеральное Собрание находится в системе разделения властей, его палаты взаимодействуют в процессе осуществления своих задач с Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными судами, Генеральным прокурором РФ, государственными органами субъектов РФ.

    Статья 94 указывает, что Федеральное собрание является представительным и законодательным органом России.

    Будучи законодательным органом, Федеральное собрание  вместе с тем исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью.

Этот контроль осуществляется посредством утверждения федерального бюджета Государственной Думой, а также использование права отказывать  в доверии к правительству, которое в этом случае может быть отправлено в отставку  Президентом РФ.

     1.1 Совет Федерации 

     В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя  от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и  исполнительного органов государственной  власти.

     Полномочия  члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения  о его избрании (назначении) соответствующим  органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Избранный (назначенный) член Совета Федерации  приступает к осуществлению своих  полномочий на десятый день со дня  вступления в силу решения о его  избрании (назначении) соответствующим  органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

     Совет Федерации является постоянно действующим  органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты.

Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы, за исключением заслушивания посланий Президента Российской Федерации или Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Члены Совета Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

     Совет Федерации избирает из своего состава  Председателя Совета Федерации, его  первого заместителя и заместителей, которые ведут заседания и  ведают внутренним распорядком палаты. Совет Федерации образует комитеты, постоянные и временные комиссии из числа членов палаты. Совет Федерации  вправе создавать, упразднять и реорганизовывать любые комитеты и комиссии.

     Комитеты  и постоянные комиссии Совета Федерации  имеют равные права и несут  равные обязанности по реализации конституционных  полномочий палаты: осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной  Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам, а также по федеральным конституционным  законам; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и  проекты иных нормативных правовых актов, организуют проведение парламентских  слушаний и т.д.

     Деятельность  временных комиссий ограничивается определенным сроком или конкретными  задачами.

     Статус члена Совета Федерации регулируется Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года № 133-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 28, ст. 3466) с последующими изменениями.

 

     1.2 Государственная Дума РФ 

         Государственная Дума образует из числа депутатов комитеты и комиссии, в которых осуществляется обсуждение проблем, проводится проработка законодательных инициатив и законопроектов.

         В состав комитета должны входить до 35 депутатов. Председатели и заместители председателей комитетов избираются Палатой, а их состав утверждается палатой с учётом пожеланий депутатов.

       В Государственной Думе действуют депутатские объединения:

     — фракции;

     — группы.

         Внутренняя деятельность фракций и групп организуется самостоятельно.

     Фракция – это депутатское объединение, сформированное на основе избирательного объединения прошедшего в Государственную Дума по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам.

         Не вошедшие во фракции депутаты могут образовывать депутатские группы (не менее 35 депутатов).

         Фракции однопартийны, а депутатские группы могут быть многопартийны.

         Фракции и депутатские группы обладают равными правами.

         Депутат в праве состоять в 1-ом депутатском объединении.

         Дума избирает Председателя палаты и его заместителей, которые не могут быть представителями 1-ой фракции или депутатской группы.

         В Государственной Думе создаётся Совет Думы, в который входят: Председатель, руководители фракций и депутатских групп (заместители председателя участвуют с правом совещательного голоса).

         Сессии Государственной Думы проводятся:

     — весенняя сессия с 12 января – по 20 июля;

     — осенняя сессия с 1 октября – по 25 декабря.

         Сессии состоят в проведении: Пленарных заседаний, заседаний Совета, заседаний комитетов и комиссий, Парламентских слушаний, работы депутатов во фракциях и депутатских группах, комитетах и комиссиях.

         Парламентское слушания, как правило, проводятся открыто.

         Порядок деятельности Государственной Думы: Дума собирается на 1-ое заседание на 30-й день после избрания, Президент может созвать заседание и раньше этого срока. 1-ое заседание открывает старейший по возрасту депутат.

С началом работы Государственной Думы нового созыва, полномочия Думы прежнего созыва прекращаются. Заседание государственной Думы правомочно, если на нём присутствует большинство от общего числа депутатов Палаты.

Каждая последняя неделя месяца предназначена для работы депутатов с избирателями.

        Государственная Дума может быть распущена Президентом в следующих случаях:

     1. В случае трёхкратного отклонения представленных президентом кандидатур на пост Председателя Правительства (президент сам назначает председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы);

     2. Если Государственная Дума дважды в течение 3-х месяцев выразит недоверие Правительству (президент либо отправляет в отставку Правительство, либо распускает Государственную Думу);

     3. Если Председатель Правительства ставит перед Думой вопрос о доверии, а она ему в доверии отказывает (Президент обязан либо распустить Государственную Думу, либо объявить об отставке Правительства).

         Во 2-ом и 3-ем случаях Государственная Дума не может быть распущена в течение 1 года после её избрания.

         Во всех случаях Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения, а также в течение 6-ти месяцев до окончания срока полномочий Президента.

         Лицо, исполняющее обязанности президента, не в праве распускать Государственную Думу. 

     2. Полномочия палат Федерального Собрания РФ.

     2.1 Полномочия Совета Федерации РФ

     Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.

Источник: https://www.turboreferat.ru/civil-law/pravovoj-status-federalnogo-sobraniya-rossijskoj/135229-690184-page1.html

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: