Какие бывают органы власти в рф. Государственные органы и устройство российской федерации

Содержание
  1. Органы государственной власти в России
  2. Президент
  3. Полномочия президента РФ:
  4. Законодательная власть
  5. Полномочия Совета Федерации Федерального Собрантия РФ:
  6. Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:
  7. Исполнительная власть
  8. Полномочия Правительства РФ:
  9. Судебная власть
  10. Полномочия Конституционного Суда РФ:
  11. Органы государственной власти РФ: система, полномочия, виды
  12. Признаки государственного органа
  13. Виды государственных органов
  14. По основной функции
  15. По объему властных полномочий
  16. По способу формирования членского состава государственного органа
  17. По количественному составу
  18. По способу возникновения
  19. По широте границ компетенции
  20. По срокам полномочий
  21. Президент РФ
  22. Органы государственной власти: законодательная власть
  23. Законодательная инициатива
  24. Исполнительная власть в системе органов государственной власти
  25. Органы исполнительной власти
  26. Судебная власть
  27. Государственная власть в субъектах РФ
  28. Система органов государственной власти
  29. Принципы разделения властей, его содержание и значение
  30. Государственные органы: понятие, признаки, классификация.
  31. Органы судебной власти.
  32. Федерация — это… Признаки и страны. Федеративное устройство РФ
  33. Признаки федеративного государства
  34. Страны с федеративным устройством. Примеры федераций
  35. Федеративное устройство России. Федерализм как основа конституционного строя РФ
  36. Принципы федерализма в РФ
  37. Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ
  38. Государство Z — федерация? Задания из ЕГЭ

Органы государственной власти в России

Какие бывают органы власти в рф. Государственные органы и устройство российской федерации

  • Купить сборник эссе по истории
  • Обществознание
  • Задания по Конституции
  • Учим планы
  • Термины
  • Справочник
  • Занятия с автором сайта
  • Узнать больше

статьи:

Государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент России), Правительство и суды. Это высшие органы государственной власти в РФ (Российской Федерации). 

Президент

Президент – глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.

Президент является гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию  внутри страны и в международных отношениях.

Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет. Президентский срок – 6 (шесть) лет, одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд.

Президент, обычно в торжественной обстановке, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны.

Он издает указы и распоряжения и обладает неприкосновенностью (его нельзя просто так взять под стражу, арестовать и т.п.).  

Полномочия президента РФ:

1) назначает с одобрения Госдумы Председателя Правительства

2) принимает решение об отставке Правительства

3) формирует и возглавляет Совет Безопасности

4) утверждает военную доктрину РФ

5) формирует Администрацию Президента

6) назначает:

         а) полномочных представителей Президента

         б) высшее командование Вооруженных Сил РФ

         в) дипломатических представителей РФ

7) назначает выборы Государственной Думы

8) распускает Государственную Думу

9) назначает референдум

10) подписывает и обнародует федеральные законы

11) обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране

12) осуществляет руководство внешней политикой РФ

13) вводит в стране военное положение

14) решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища

15) осуществляет помилование

Выучить полномочия президента на тренажере

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.   

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента – это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя – Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

Полномочия Совета Федерации Федерального Собрантия РФ:

1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ

2) Утверждение указа президента о введении военного  и чрезвычайного положения

3) Решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территории РФ

4) Назначение выборов президента

5) Отрешение президента от должности

6) Назначение на должность:

          а) Конституционного суда Верховного суда

          б) Генерального прокурора

          в) заместителя Председателя Счетной палаты

Выучить полномочия Совета Федерации на тренажере

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ:

1) Дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства РФ

2) Решение вопроса о доверии Правительству РФ

3) Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности

4) Назначение на должности:

          а) Председателя Центрального банка                   

          б) Председателя Счетной палаты

          в) Уполномоченного по правам человека

5) объявление амнистии

6) выдвижение обвинений против президента  для отрешения его от должности

Выучить полномочия Государственной Думы на тренажере

Исполнительная власть

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово — премьер-министр). Сегодня премьер-министром России является Дмитрий Медведев. Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели.

Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент.

Вопрос о доверии правительству ставит Совет Федерации.

Полномочия Правительства РФ:

1) Разрабатывает и передает на рассмотрение Государственной Думы федеральный бюджет

2) Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранение, социального обеспечения, экологии

3) осуществляет управление федеральной собственностью

4) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности

5) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

Выучить полномочия Правительства на тренажере

Судебная власть

Судьями в РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел в судах открытое.

Конституционный суд состоит из 19 судей. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов.

Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Полномочия Конституционного Суда РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в)между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Выучить полномочия Конституционного Суда на тренажере

Источник: http://egevmeste.ru/organy-vlasti-rf.html

Органы государственной власти РФ: система, полномочия, виды

Какие бывают органы власти в рф. Государственные органы и устройство российской федерации

Государственный орган — это часть государственного аппарата, наделенная властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке госруководства обществом.

Признаки государственного органа

Раскрыть вышеприведенное понятие будет проще через специфические признаки, отличающие государственный орган от прочих госорганизаций. Так, всякий государственный орган:

  • исполняет функций от имени государства (страны в целом или субъекта РФ);
  • создан в порядке, предусмотренном Конституцией РФ;
  • действует на основе законодательства РФ;
  • обладает определенной компетенцией;
  • обладает властными полномочиями в сфере своей компетенции;
  • исполняет функции и поставленные задачи только в пределах своей компетенции;
  • обладает организационной обособленностью;
  • осуществляет деятельность в формах и методами, которые устанавливаются нормативно-правовыми актами.

Деятельность каждого государственного органа регламентируется специальным нормативным актом: например, ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ или «Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации…», утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219.

То есть, высшие органы функционируют обычно на основе федерального конституционного закона (в регионах соответственно — регионального закона), а министерства и ведомства — на основе постановления высшего органа исполнительной власти (на федеральном уровне, т.е.

Правительства РФ или региональном — правительства и администрации субъектов РФ).

Найти все законы и постановления, регулирующие работу госорганов можно в ситсеме КонсультантПлюс — оформляйте бесплатный доступ.

Виды государственных органов

Органы государственной власти можно классифицировать по различным основаниям, и главные из них мы рассмотрим ниже.

По основной функции

Согласно Конституции РФ по месту в системе разделения власти в нашей стране выделяют 3 ветви власти:

  • Законодательную — выборные, представительные органы государственной власти, осуществляющие законотворческую деятельность, а также ряд других смежных функций. Среди них — принятие бюджета, участие в формировании Правительства РФ, контроль деятельности других госорганов и др. К этой ветви власти относится Федеральное Собрание РФ, представительные органы субъектов.
  • Исполнительную. Исполнительные органы государственной власти реализуют исполнение законов (в т. ч. посредством издания собственных подзаконных актов). Формируются различными путями: на основе выборов, путем назначения, по конкурсу и др. К таким госорганам относятся Правительство РФ, высшее руководство субъектов РФ и др.
  • Судебную. К этой ветви власти относятся государственные органы, осуществляющие правосудие: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, арбитражные суды, суды общей юрисдикции различных уровней.

Обратите внимание! Особое место в структуре государственных органов занимает Президент РФ, который находится вне системы разделения властей на ветви. Глава государства координирует и согласовывает работу законодательной, исполнительной и судебной властей между собой.

По объему властных полномочий

В зависимости от широты границ, в пределах которых распространяется властное влияние государственного органа, выделяют следующие госорганы:

  • Высшие. Распространяют свою власть на всю территорию РФ и все находящиеся в пределах границ страны субъекты. К ним относятся Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание, Конституционный суд, Верховный суд.
  • Центральные. Их зона влияния охватывает всю территорию страны, но оно ограничено узкой сферой их компетенции. Это различные министерства и ведомства.
  • Территориальные. Их власть имеет силу на территории отдельных регионов или муниципальных образований. Это органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

По способу формирования членского состава государственного органа

По этому основанию госорганы подразделяются:

  • На выборные. Назначаются путем избрания гражданами или другими выборными лицами или органами на установленный срок. Например, Госдума РФ, Президент РФ, представительные органы субъектов РФ.
  • Назначаемые. Претенденты назначаются уполномоченными лицами или госорганами. Например, уполномоченный по правам ребенка назначается на должность Президентом РФ (ст. 3 закона «Об уполномоченных по правам ребенка в РФ» от 27.12.2018 № 501-ФЗ).

По количественному составу

В зависимости от численности субъектов, являющихся членами государственного органа, последние подразделяют:

  • на единоличные (например, Президент РФ);
  • коллегиальные (например, Федеральное Собрание РФ, Государственная Дума РФ и др.).

Обратите внимание! В основе данной классификации лежит не столько количественный состав, сколько способ принятия решения государственным органом. Так, единоличный орган принимает решение самостоятельно, посредством императивного волеизъявления. Коллегиальные органы госвласти же обычно принимают решение путем ания.

Тот факт, что единоличный орган уполномочен принимать решение в пределах своей компетенции самостоятельно, еще не означает, что при нем не могут существовать различные совещательные структуры, вспомогательные подразделения.

Например, администрация Президента РФ — пример коллегиального подразделения при единоличном государственном органе.

По способу возникновения

По способу возникновения органы госвласти РФ дифференцируются на такие группы, как:

  • Первичные. Отличаются тем, что не созданы никакими другими государственными органами. Они появляются либо посредством избрания, либо в порядке наследования. Например, Президент РФ, Федеральное Собрание РФ и др.
  • Производные. Создаются первичными государственными органами, ими же наделяются и властными полномочиями. К таким госорганам относятся, например, прокуратура РФ, различные ведомства и др.

По широте границ компетенции

Данный критерий позволяет выделить:

  • Госорганы общей компетенции. В пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам. Например, Правительство РФ.
  • Госорганы специальной компетенции. Специализируются на исполнении одной определенной функции. К таким госорганам относятся министерства.

По срокам полномочий

По срокам полномочий органы государственной власти могут быть:

  • Постоянными. Создаются без ограничения срока действия. Например, министерства и ведомства действуют на постоянной основе (по крайней мере, при создании срок действия таких госучреждений обычно не ограничивается).
  • Временными. Создаются на определенный срок. Например, на основании утвержденного Президентом РФ положения на территории, где введено чрезвычайное положение, создается специальный орган управления территории — на время введения чрезвычайного положения (ст. 24 закона «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 № 3-ФКЗ).

Президент РФ

Президент РФ — глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека (ст. 80 Конституции РФ).

Обратите внимание! Президент определяет направления внутренней и внешней политики страны, представляет страну во внутренних и внешних правоотношениях. Это единоличный орган власти, избираемый на основе всеобщего тайного ания.

Место Президента РФ в общей структуре федеральных органов государственной власти представлено на схеме.

Органы государственной власти: законодательная власть

Основная функция органов законодательной власти — осуществление правотворчества. Высший орган законодательной власти в России представлен Федеральным Собранием — парламентом (ст. 94 Конституции РФ).

Федеральное Собрание — постоянно действующий орган, который состоит из двух палат (ст. 95 Конституции РФ):

  • Совет Федерации — верхняя палата. В его состав входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ. На данный момент в РФ всего 85 субъектов. Об административно-территориальном устройстве нашей страны читайте в статье «Административно-территориальное устройство РФ». Также в состав Совета Федерации входят представители РФ, назначаемые Президентом. Число таких представителей не должно превышать 10% от числа членов Совета Федерации, представляющих субъекты РФ. Учитывая, что в настоящий момент от субъектов представлено 170 членов Совета Федерации, число представителей РФ не должно превышать 17 человек.
  • Государственная Дума — нижняя палата. Состоит из 450 депутатов. Избирается сроком на 5 лет, что прямо установлено Конституцией РФ (ст. 96).

Важно! Один и тот же гражданин не может быть одновременно членом Совета Федерации и Госдумы.

Заседания палат проводятся раздельно и являются открытыми (кроме предусмотренных регламентом палат случаев, когда заседания могут носить закрытый характер). В некоторых ситуациях палаты собираются совместно. Например, для заслушивания посланий Президента, Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Законодательная инициатива

Право законодательной инициативы, т. е. право предлагать свои поправки в действующее законодательство, новые нормы и законы, принадлежит (ст. 104 Конституции РФ):

  • Президенту РФ;
  • Совету Федерации и его членам;
  • Депутатам Госдумы;
  • Правительству РФ;
  • законодательным органам субъектов РФ;
  • Конституционному и Высшему судам РФ (по вопросам их ведения).

Законопроекты для рассмотрения вносятся в Госдуму. Ознакомиться с перечнем проектов законов, находящихся на рассмотрении в Госдуме, а также проследить их движение можно в системе «Законотворчество» по ссылке.

Исполнительная власть в системе органов государственной власти

Основной функционал органов исполнительной власти — организация и обеспечение исполнения Конституции РФ и других российских законов. Реализация властных полномочий в данном случае происходит путем принятия подзаконных актов (решений, постановлений и др.).

Органы исполнительной власти

Высшим органом государственной власти РФ, представляющим ветвь исполнительной власти, является Правительство (ст. 110 Конституции РФ). Это коллегиальный орган, в состав которого входят:

  • Председатель;
  • заместители Председателя;
  • федеральные министры.

Важно! Председателя Правительства РФ назначает Президент РФ по согласованию с Госдумой РФ. Если Госдума трижды отклонит кандидатуру Председателя Правительства РФ, то Президент назначает Председателя и распускает Госдуму, после чего объявляются новые выборы (в Госдуму, ст. 111 Конституции РФ).

Председатель Правительства РФ после своего назначения представляет Президенту РФ предложение о структуре органов исполнительной власти (см.

, например, Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21.01.2020 № 21). На это вновь назначенному Председателю дается недельный срок.

Также Председатель Правительства предлагает Президенту РФ кандидатуры заместителей и федеральных министров.

Общие функции Правительства РФ:

  • разработка и представление Госдуме федерального бюджета, его исполнение, представление отчета о его исполнении;
  • обеспечение ведения в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой политики в сфере просвещения, медицины, культуры и т. д.;
  • управление госсобственностью;
  • осуществление мер по обеспечению обороны страны и госбезопасности, соблюдению прав и свобод человека, охране общественности и правопорядка и т. д.

Более подробно эти и другие функции раскрыты в ст. 114 Конституции РФ и главе III закона «О правительстве РФ» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ.

Исполнение предписаний закона в различных сферах правоотношений осуществляют министерства и ведомства, которые входят в структуру органов исполнительной власти (выше на схеме мы перечислили, какие министерства действуют на данный момент у нас в стране с учетом последних преобразований после роспуска прежнего состава Правительства).

Судебная власть

Структура органов государственной власти включает учреждения, представляющие судебную ветвь власти. К высшим органам судебной власти относятся:

  • Конституционный суд РФ. Проверяет на предмет соответствия Конституции РФ то или иное положение закона, примененного (или подлежащего применению) при рассмотрении спора, по обращениям граждан и юридических лиц. Кроме того, в компетенцию КС РФ входит толкование Конституции РФ и разрешение споров о разделении компетенции государственных органов (ст. 125 Конституции РФ).
  • Верховный суд РФ. Высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам (ст. 126 Конституции РФ).

Помимо этих высших органов судебной власти в ее структуру входят также:

  • суды общей юрисдикции (мировые, районные, военные, специализированные, верховные суды субъектов РФ, апелляционные, кассационные);
  • арбитражные суды (арбитражные суды субъектов РФ, апелляционные, окружные, суд по интеллектуальным правам).

Государственная власть в субъектах РФ

Органы государственной власти представлены не только на федеральном, но и на региональном (власть субъекта РФ) и местном уровне (органы местного самоуправления).

Госорганы в субъекте РФ — это образуемые в соответствии с принципом разделения властей в установленном федеральным законом порядке органы, осуществляющие государственную власть в субъекте РФ.

Например, система органов госвласти субъекта РФ включает:

  • высший единоличный орган управления (президент республики, губернатор или глава региона);
  • законодательный представительный орган (например, областная дума и др.);
  • орган исполнительной власти (например, правительство или администрация субъекта РФ, комитеты, департаменты, управления и др.);
  • органы судебной власти (например, областной суд и др.; в некоторых регионах есть свои верховные суды, например Верховный суд Республики Татарстан и т. д.).

Обратите внимание! Полномочия органов государственной власти РФ на уровне субъекта РФ распространяются на территорию соответствующего региона.

***

Итак, мы рассмотрели, что такое государственный орган, виды госорганов, а также устройство системы государственных органов власти РФ. 

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Источник: https://rusjurist.ru/studentu/organy-gosudarstvennoj-vlasti-rf-sistema-polnomochiya-vidy/

Система органов государственной власти

Какие бывают органы власти в рф. Государственные органы и устройство российской федерации

Система органов государственной власти включает:

— Глава государства — Президент Российской Федерации;

— Федеральный законодательный орган — Федеральное собрание РФ;

— Правительство — Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства;

— Федеральные органы исполнительной власти: Министерства РФ, федеральные службы и федеральные агентства РФ, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством РФ

— Судебный орган — Верховный Суд Российской Федерации

1. Президент РФ

Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом прав и свобод человека и гражданина.

В установленном порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Так же определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

2. Федеральное Собрание

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

Государственная Дума избирается сроком 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет.

3. Правительство РФ

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации.

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:

— разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

— обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

— обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

— осуществляет управление федеральной собственностью;

— осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

— осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

— осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

— осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Подзаконные постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

4. Верховный суд РФ:

— является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

— осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды.

— в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй (кассационной) инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции.

— является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным (флотским) военным судам.

— изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.

— разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.

Принципы разделения властей, его содержание и значение

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Государственные органы: понятие, признаки, классификация.

Деятельность любого государства реализуется через систему его государственных органов.

Признаки государственного органа:

1) порядок создания и деятельности государственного органа, его компетенция, внутренняя организация закрепляются государством в правовых нормах;

2) государственный орган обладает властными полномочиями;

3) государственный орган осуществляет задачи и функции, возложенные на него государством;

4) государственный орган является организационно обособленной частью системы органов гос. власти.

Государственный орган — это структурно обособленная часть государственного механизма, обладающая властными полномочиями и осуществляющая определенные задачи и функции государства.

Различают государственные органы:

Органы законодательной власти включают Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов Федерации. Органы законодательной власти одновременно являются представительными органами. Они избираются непосредственно народом и призваны выражать его волю.

В соответствии с принципом разделения властей, на органы законодательной власти возложена законодательная деятельность — принятие нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и регулирующих наиболее важные общественные отношения.

Органы законодательной власти РФ и органы законодательной власти ее субъектов не образуют единой системы законодательной власти в РФ.

Органы исполнительной власти включают федеральное правительство, другие федеральные органы исполнительной власти, правительства, администрации субъектов Федерации и другие органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти формируются невыборным путем.

Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ и по предложению Председателя Правительства РФ — заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Органы исполнительной власти организуют исполнение законов, иных актов законодательных органов, указов Президента РФ и актов глав субъектов Федерации.

Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ, указов Президента РФ, нормативных актов глав администраций субъектов, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти.

В отличие от органов законодательной власти федеральные органы власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

Органы судебной власти.

К ним относятся КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ. В своей совокупности они составляют судебную систему РФ. Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В РФ существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей — законодательную, исполнительную и судебную. К числу таких органов на федеральном уровне следует отнести Прокуратуру РФ, ЦИК РФ, ЦБ РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ.

Классификация государственных органов:

1. С учетом порядка образования (формирования):

— Первичные органы — формируются населением, то есть такие органы создаются непосредственно народом (Госдума);

— Вторичные органы (производные) — это органы которые формируются первичными органами или какими-либо производными органами;

2. С учетом сферы действия:

— Высшие органы — действуют в масштабах всей страны или в масштабах субъекта федерации;

— Местные органы — это органы, которые действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц.

3. По территориальному принципу:

— Общегосударственные,

— Региональные;

— Местные.

4. С учетом принципа разделения властей:

— Законодательные органы — высшие представительные органы государственной власти, они принимают и издают законы;

— Исполнительные органы — правительство, министерства, отделы — занимаются непосредственно управленческой деятельностью — исполнение законов;

— Судебные органы — осуществляют правосудие.

5. По временной деятельности:

— высшие представительные органы государственной власти органы созданные на неопределенный срок (например, Совет Федерации);

— созданные на определенный срок (например, Президент, Государственная Дума). Органы с определенным сроком делятся на постоянные (по истечении срока деятельности, их упразднение не происходит, просто меняется их состав) и временные (по истечении срока деятельности они самоупраздняются).

6. По форме деятельности:

— органы, предусмотренные конституцией;

— органы, предусмотренные федеральными законами;

— органы, предусмотренные подзаконными актами.

Органы государственной власти принимают решения общеобязательного характера (они обязательны для всех лиц, находящихся на подведомственной этому органу территории).

Источник: https://studopedia.ru/2_68665_vopros-sistema-organov-gosudarstvennoy-vlasti.html

Федерация — это… Признаки и страны. Федеративное устройство РФ

Какие бывают органы власти в рф. Государственные органы и устройство российской федерации

Федерация — это государство, где регионы имеют определенную политическую самостоятельность. Субъекты федерации, из которых состоит федерация, имеют ряд признаков государства, но не имеют государственного суверенитета.

В федерации действует единая конституция, есть федеральные органы государственной власти, единое гражданство, общая валюта.

Одновременно члены федерации могут иметь собственные конституции, местные парламенты, правительства, суды.

Центр и субъекты федерации делят властные полномочия между собой. Например, центральная власть ведает обороной и внешней политикой, а за строительство школ на местах отвечают регионы; при этом налоговая политика находится в совместном ведении: есть федеральные, а есть местные налоги. Государственная собственность также бывает федеральной, а бывает региональной.

Федерация — одна из форм территориально-государственного устройства наряду с унитарным государством и конфедерацией.

Примеры федеративных государств: Россия, США, Германия, Канада, Бразилия, Индия, Объединенные Арабские Эмираты.

Федерации бывают симметричными (с одинаковым статусом субъектов, как в США) и асимметричными (с разным статусом субъектов, как в Бразилии).

Признаки федеративного государства

  • Территория состоит из отдельных субъектов: штатов, провинций, республик, областей, кантонов, эмиратов или земель.

  • Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральным правительством и парламентом собственные парламенты и правительства есть у субъектов.

  • Наряду с федеральной конституцией субъекты издают собственные учредительные акты — конституции, уставы, основные законы.

  • Субъекты имеют право издавать региональные законы.

  • У субъектов могут быть собственный институт гражданства, столица, герб и т.п.

  • Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.

  • Часть государственной собственности является федеральной, часть — собственностью субъектов.

  • Двухпалатная структура федерального парламента. Нижняя палата является органом общегосударственного представительства, верхняя палата — орган представительства субъектов федерации.

Субъект федерации не обладает суверенитетом и не может быть субъектом международных отношений. Этим федерация отличается от конфедерации — международно-правового союза суверенных государств. В международных отношениях государство представляют федеральные органы.

Страны с федеративным устройством. Примеры федераций

Соединенные Штаты Америки — федерация, состоящая из 50 штатов и федерального округа Колумбия. Штаты во главе с губернаторами наделены широкими полномочиями. Высший орган законодательной власти — двухпалатный Конгресс, состоящий из Палаты представителей и Сената.

Российская Федерация состоит из 85 субъектов федерации. Ими являются республики, края, области, автономные области и автономные округа, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Федеративная Республика Германия включает 16 федеральных земель. Помимо парламента-бундестага в Германии существует бундесрат — орган представительства земель.Земли имеют неравное представительство в бундесрате, но юридически их статус одинаков.

Федеративные государства на карте мира. Wikimedia

Федеративное устройство России. Федерализм как основа конституционного строя РФ

В России федеративное устройство оформлено Федеративным договором от 31 марта 1992 года. Федерализм — один из принципов, заложенных в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Это одна из основ конституционного строя.

В России 85 субъектов федерации, выделенных по территориальному (область, край, город федерального значения) или национальному признаку (республика, автономная область, автономный округ).

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

​2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Конституция РФ. Статья 1

Принцип федерализма предполагает децентрализацию государственной власти, разграничение полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

Задачи федерализма — способствовать демократизации управления за счет большей самостоятельности субъектов, а также регулировать национальные отношения, обеспечивая равноправие и самоопределение народов.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Конституция РФ. Статья 5

Российский парламент (Федеральное Собрание) состоит из нижней палаты — Государственной Думы и верхней палаты — Совета Федерации, где заседают по два представителя от каждого региона.

Конституция РФ предусматривает, что число субъектов федерации может измениться путем добровольного вхождения в состав РФ иностранного государства или путем образования на территории РФ нового субъекта (за счет объединения или разделения уже существующих, выделения одного субъекта из состава другого, вхождения одного в состав другого).

Принципы федерализма в РФ

  1. Государственная целостность. Единая система власти, единое экономическое пространство, общие законы.

  2. Равенство и самоопределение народов. Равные права на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантия прав малочисленных народов.

  3. Единство системы государственной власти. Федеральные органы объединяют всю совокупность органов власти субъектов РФ.

  4. Верховенство федерального права. Федеральные законы и иные акты центральных органов власти обладают приоритетом по отношению к законам субъектов.

  5. Разграничение предметов ведения и полномочий. Конституция определяет взаимоотношения между центральной властью и субъектами, разграничивает сферы полномочий и компетенции

    Предметы ведения — это сферы общественной жизни, отрасли экономики и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти.

  6. Равенство субъектов РФ. Защищаются интересы государства в целом и отдельных его субъектов, ни один из субъектов не имеет преимущества перед другими.

Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ

В России в соответствии с Конституцией действует разделение полномочий между федеральным центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

  • Внешняя политика и оборона.

  • Финансовое, валютное, таможенное регулирование.

  • Судопроизводство.

  • Уголовное и гражданское право.

Федеральный парламент издает законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

В совместном ведении находятся:

  • Защита прав и свобод граждан.

  • Вопросы воспитания, образования, науки и культуры.

  • Административное, трудовое, семейное, жилищное право.

  • Координация внешнеэкономических и международных связей субъектов.

  • Охрана окружающей среды.

На территории всей страны действуют федеральные законы, в соответствие с которыми принимаются законы субъектов федерации.

В ведении субъектов федерации находятся:

  • Все остальные вопросы, находящиеся вне ведения РФ, и вопросы, которые Конституция не конкретизирует в полной мере

Субъекты РФ могут принимать нормативные акты по вопросам, не входящим в компетенцию федеральной власти. При противоречии местных законов с федеральными действуют федеральные законы.

Государство Z — федерация? Задания из ЕГЭ

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, нужно уметь отличать различные типы территориально-государственного устройства. Для этого необходимо знать признаки федеративного государства, унитарного государства и конфедерации.

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества.

Государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

Какова форма государственного (территориального) устройства Z?
Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили.
Назовите любые две характеристики этой формы государственного устройства, не названные в условии задачи.

Правильный ответ:

1) Форма территориально-государственного устройства — федерация, федеративное государство.

2) Факт, подтверждающий федеративное устройства: государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

3) В числе двух дополнительных характеристик можно назвать:- Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы субъектов федерации.- Двухпалатный парламент, где одна из палат представляет интересы субъектов.

— Разграничение предметов ведения федерации и субъектов.

Конституция про­воз­гла­ша­ет Z де­мо­кра­ти­че­ским фе­де­ра­тив­ным го­су­дар­ством с рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой правления.

Какие из приведённых при­зна­ков ха­рак­те­ри­зу­ют форму го­су­дар­ствен­но­го (территориального) устрой­ства Z? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) ре­гу­ляр­ные вы­бо­ры главы го­су­дар­ства и пар­ла­мен­та на аль­тер­на­тив­ной основе
2) га­ран­тия со­блю­де­ния по­ли­ти­че­ских и со­ци­аль­ных прав и сво­бод граж­дан
3) по­ли­ти­че­ский плюрализм
4) двух­па­лат­ная струк­ту­ра парламента, обес­пе­чи­ва­ю­щая пред­ста­ви­тель­ство регионов
5) вклю­че­ние в со­став не­сколь­ких го­су­дар­ствен­ных образований, каж­дое из ко­то­рых об­ла­да­ет определённой соб­ствен­ной компетенцией
6) дей­ствие кон­сти­ту­ций субъ­ек­тов при вер­хо­вен­стве общей конституции

Правильный ответ: 456

Регулярные выборы на альтернативной основе, гарантия прав и свобод, политический плюрализм — все это признаки демократического режима. Но не любое демократическое государство является федерацией.

А вот двухпалатный парламент, собственная компетенция субъектов и наличие у них собственных конституций — это признаки федеративного устройства.

Источник: https://www.anews.com/p/111658393-federaciya-ehto-priznaki-i-strany-federativnoe-ustrojstvo-rf/

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: