Организация местного самоуправления. Организация муниципального самоуправления. Муниципальная организация местного самоуправления как объект управления в профессиональной деятельности муниципальных служащих

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.6. Местное самоуправление

Организация местного самоуправления. Организация муниципального самоуправления. Муниципальная организация местного самоуправления как объект управления в профессиональной деятельности муниципальных служащих

  • Местное самоуправление. Сущность понятия.
  • Функции местного самоуправления.
  • Принципы местного самоуправления.
  • Формы участия населения в МСУ.
  • Полномочия органов МСУ.
  • Отличия МСУ и местной власти.
  • Законодательные основы местного самоуправления.
  • Из Конституции РФ о МСУ.

 Местное самоуправление (МСУ).

Местное самоуправление — организация деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью.

Местное самоуправление – самостоятельная, под свою ответственность, деятельность населения по решению вопросов местного значения: управление муниципальной (общественной) собственностью данной территории, организация коммунально-бытовых и социально-культурных услуг.

Функцииместного самоуправления.

Функции – основные направления муниципальной деятельности, полномочия.

  • Обеспечение участия населения в решении местных дел (укрепление муниципальной демократии).
  • Создание условий для развития соответствующей территории.
  • Управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов.
  • Обеспечение потребностей населения в коммунально-бытовых, социально-культурных и других услугах.
  • Охрана общественного порядка.
  • Защита интересов и прав МСУ, закреплённых Конституцией РФ.

Принципы местного самоуправления.

  • Самостоятельность решения населением всех вопросов местного самоуправления через органы местного самоуправления
  • Многообразие организационных форм местного самоуправления.
  • Организованное обособление МСУ в системе управления обществом и государством: органы МСУ не входят в систему государственной власти, структура МСУ определяется населением самостоятельно.
  • Соблюдение прав и свобод граждан.
  • Законность в организации и деятельности МСУ.
  • Гласность деятельности МСУ.
  • Коллегиальность и единоначалие в деятельности МСУ.
  • Соответствие полномочий МСУ материально-финансовым ресурсам (МСУ должно иметь право на достаточные материально-финансовые средства, необходимые для осуществления своих функций).

1.Непосредственное:

  • участие в муниципальных выборах
  • участие в местных референдумах, собраниях, сходах граждан
  • внесение в органы МСУ проектов нормативно-правовых актов местного значения и др.

2.Через органы МСУ:

  • представительный орган (совет, дума, муниципальный комитет и др.) избирается городским или сельским населением;
  • исполнительный орган: мэр, староста, глава администрации и т.д. (выбирается непосредственно населением или представительным органом МСУ) и возглавляемая им администрация (отделы здравоохранения, образования, финансовый отдел и др.)

Полномочия представительного органа:

  • осуществляет правотворческую деятельность в объёме полномочий МСУ;
  • утверждает местный бюджет и отчёт о его исполнении;
  • устанавливает местные налоги и сборы;
  • утверждает программы развития соответствующих территорий;
  • осуществляет контроль за деятельностью главы МСУ.

Полномочия исполнительного органа МСУ:

  • осуществляет управление муниципальным хозяйством;
  • распоряжается имуществом и объектам муниципальной собственности;
  • разрабатывает местный бюджет и несёт ответственность за его исполнение;
  • осуществляет регулирование земельных отношений.

Законодательство МСУ допускает создание по месту жительства граждан (микрорайоны, кварталы, улицы) органов территориального самоуправления (советов микрорайонов, уличных, домовых комитетов и т.д.)

 Отличия МСУ и местной власти.

МСУМестная государственная власть.
Не входит в систему государственной власти.Входит в систему государственной власти.
Существует на общественных началах.Существует на деньги налогоплательщиков.
Выборные органы власти.В большинстве случаев назначаемые органы власти.
Имеют сроки полномочий.Если назначаемы, то срок полномочий не установлен.
Относится к институтам гражданского общества.Относится к государственным институтам.
РЕШЕНИЯ обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями, организациями, а также органами МСУ, местной власти и гражданами.

Законодательные основы местного самоуправления. 

  • Конституция РФ (ст. 3, 12 и гл. 8)
  • Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г.
  • Муниципальное право.

Муниципальное право РФ – это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления.

 Из Конституции РФ о МСУ.

Ст.3, п. 2 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»

  • органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст.12);
  • Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст.131);
  • Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (ст. 131);
  • Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (ст.132);
  • Конституция РФ гарантирует (ст. 133): судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления; Компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; Запрет на ограничение прав местного самоуправления.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA-48/

Муниципальная служба в Российской Федерации: понятие, задачи, функции и принципы

Организация местного самоуправления. Организация муниципального самоуправления. Муниципальная организация местного самоуправления как объект управления в профессиональной деятельности муниципальных служащих

Местное самоуправление является важной частью демократического государства. Российский вариант самоуправления имеет свои корни и особенности развития.

Ученые уделяли большое внимание вопросам управления на местах в России, в иностранных государствах, в результате пришли к выводу, что часто при разработке проектов законов в России объединялись модели местного самоуправления разных стран.

Они не всегда учитывали особенности политического, экономического устройства России, психологический фактор, менталитет, традиции, которые складывались веками.

Муниципальная служба связана с несколькими правовыми институтами: Конституцией РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др.

Определение 1

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя РФ и формой осуществления народом своей власти на местном уровне. Это решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Муниципальные образования, где осуществляется местное самоуправление

Местное самоуправление осуществляется в пределах следующих МО:

  • городское поселение – город или поселок, где управление осуществляется непосредственно населением либо через выборные органы;
  • сельское поселение – территория одного или нескольких сельских населенных пунктов, где управление осуществляется непосредственно населением либо через выборные органы;
  • муниципальный район – несколько поселений и межселенных территорий, объединенных территориально, где управление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческой направленности непосредственно населением либо через выборные органы, которые наделены правом осуществления отдельных гос. полномочий федеральными законами и законами субъектов РФ;
  • городской округ – поселение городского типа, не находящееся в составе муниципального района, органы местного самоуправления решают вопросы местного значения и отдельные гос. полномочия, определенные законом;
  • городской округ с внутригородским делением – городской округ, где образованы внутригородские районы как муниципальные образования;
  • внутригородской район – МО городского типа, находящееся на части территориального городского округа с внутригородским делением, где управление осуществляется непосредственно населением либо через выборные органы. Внутригородские районы образуются в соответствии с законами субъекта РФ и уставом городского округа;
  • внутригородская территория города федерального значения – часть города, где управленческая деятельность осуществляется непосредственно населением либо через выборные органы.

Муниципальная служба может быть создана в пределах МО и созданных в нем органов. Служащие муниципалитетов осуществляют функции местного самоуправления и практически воплощают задачи, поставленные перед местными органами.

Деятельность муниципального служащего связана с обеспечением полномочий местных органов, призванных от имени населения решать проблемы, имеющие локальный характер. Служащим муниципалитетов не свойственны бюрократические проявления в отличие от гос.

служащих, потому что население контролирует их деятельность.

Определение 2

Органы на местах – часть профессионального публично-властного аппарата страны, обладающая самостоятельностью.

Структура местных органов

В местные органы входят:

  • представительный орган МО;
  • глава МО;
  • администрация;
  • контрольно-счетный орган МО;

Представительный орган МО избирается населением, состоит из депутатов, которые представляют интересы своих избирателей и от их имени принимают решения общеобязательного характера, действующие на территории МО.

Глава МО является высшим должностным лицом, наделен полномочиями исполнительно-распорядительного плана и решает проблемы локального характера.

Администрация является исполнительно-распорядительным органом МО. Устав МО наделяет ее полномочиями по решению местных вопросов и отдельными гос. полномочиями, предусмотренными законодательством.

В целях обеспечения внешнего финансового контроля на территории МО образуется контрольно-счетный орган МО.

Определение 3

Служба в органах местного самоуправления называется муниципальной службой.

В Законе о муниципальной службе изложены положения о поступлении на службу граждан РФ, граждан иностранных государств на основании международных договоров, положения о прохождении муниципальной службы и ее прекращении, положения об определении статуса муниципального служащего.

Закон конкретизируется законодательством субъектов РФ и уставными документами МО.

Определение 4

Муниципальная служба – профессиональная деятельность граждан, осуществляемая на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора.

Задачи и функции муниципальной службы

Муниципальная служба должна обеспечивать права и свободы человека в рамках МО, реализовывать положения основного документа страны, федеральных законов, законодательства субъектов РФ, уставных документов МО, НПА органов местного самоуправления.

В обязанности муниципальной службы входит создание оптимальных условий жизни населения МО в соответствии с интересами, обычаями и традициями. Служба должна формировать условия для работы органов на местах, профессионально обеспечивать данную деятельность, а также защищать интересы и права населения.

Муниципальной службой готовятся и принимаются решения в пределах допустимых полномочий, организуются мероприятия по их исполнению.

Замечание 1

Основная задача муниципальной службы – обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения через органы местного самоуправления и непосредственно.

Можно перечислить несколько основных функций службы.

Планирование. Служба разрабатывает программы долгосрочного характера, составляет планы деятельности на короткие и длительные периоды по решению задач местного самоуправления.

При помощи планирования служба формулирует условия, необходимые для решения вопросов, устанавливает последовательность обеспечения этих условий, определяет порядок конкретной деятельности по решению того или иного вопроса, указывает на то, какими должны быть результаты деятельности.

Муниципальной службой осуществляется планирование по правотворческой, финансовой деятельности, по исполнению федерального законодательства, по проведению мероприятий на территории.

Регулирование. Служба упорядочивает общественные отношения в области управления на местах, устанавливает связи между субъектами.

Распорядительство. Муниципальная служба дает конкретные указания исполнителям.

Координация. Служба устанавливает взаимоотношения между органами местного самоуправления и гражданами, организациями, местными органами других МО, органами гос. власти субъектов РФ, федеральными органами гос. власти. Также связь устанавливается между структурными подразделениями и муниципальными служащими.

Контроль. Служба устанавливает насколько соответствует состояние дел требуемому стандарту, изучает и оценивает результаты муниципальной деятельности, устанавливает что намечено и что сделано в системе управления МО. Муниципальная служба проверяет насколько качественно, полно и своевременно выполнены задачи субъектами правовых отношений.

Учет и информационное обеспечение. Служба проводит сбор сведений о результативности деятельности органов на местах, о движении финансовых средств, об объектах муниципальной собственности.

Опиши задание

Принципы муниципальной службы

Основные принципы определены Законом. Их можно выделить в две группы: принципы функционирования, организации.

К первой группе можно отнести:

  • Принцип приоритета прав и свобод человека. Конституция РФ, а именно ст. 2 устанавливает, что человек с его правами и свободами – высшая ценность. Соблюдение прав, их защита – обязанность государства. Личность является не объектом бесконтрольной государственной деятельности, а равноправным субъектом, реализующим свои конституционные права. В РФ все имеют право на защиту человеческого достоинства. Государство должно создавать условия для реализации всех прав личности.
  • Принцип профессионализма и компетентности. Служащие муниципалитетов должны владеть специальными знаниями и практическими навыками, которые приобретаются в ходе общей и специальной подготовки и опыта работы.

Определение 5

Профессионализм – это глубокое знание предмета и владение практическими навыками в области деятельности, носящей общественно-полезный характер.

  • Принцип ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Ответственностью называется мера воздействия и мера принуждения, основанная на юридическом и общественном осуждении. Ответственность может быть дисциплинарной, административной. Лицо привлекается к ответственности только при наличии правонарушения.
  • Принцип правовой и социальной защищенности. Этот принцип можно отнести и к принципам функционирования, и к принципам организации. Муниципальный служащий защищен с правовой точки зрения, он не может быть привлечен к ответственности без судебного разбирательства или уволен. Чтобы перевести муниципального служащего на другую должность следует в обязательном порядке получить его согласие. Муниципальный служащий имеет право отказаться выполнять незаконные приказы и указания вышестоящих руководителей. Местные органы обязаны создавать условия для работы муниципального служащего, чтобы тот мог беспрепятственно исполнять свои служебные обязанности.
  • Принцип стабильности. Речь идет о способности муниципальной службы решать поставленные задачи, выполнять обязанности одной и той же структурой, штатной численностью муниципального образования.
  • Принцип доступности информации о деятельности. Население МО должно иметь представление о работе муниципалитетов. Данная информация помогает выбрать при обращении того служащего, который выполняет нужную функцию. На сайтах местной администрации размещаются планы работы и должностные инструкции служащих.
  • Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами. По данному принципу реализуются положения ст. 3 Конституции РФ. В ней говорится о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.
  • Для решения локальных проблем могут быть созданы советы жителей. Как правило, данное право детализируется в уставах МО. Устав также определяет в какой форме, в каком порядке, население может участвовать в решении вопросов на местах.
  • Ко второй группе относятся следующие принципы:
  • Принцип равного доступа граждан и равных условий прохождения муниципальной службы. Данный принцип закреплен в нормах законодательства о муниципальной службе. Граждане РФ имеют равный доступ к муниципальной службе, расовые, национальные, языковые, религиозные и др. признаки не влияют на право доступа.
  • Принцип единства основных требований к службе, учета местных традиций и обычаев. Муниципальная служба должна быть организована по единым требованиям, которые нашли отражение в Законе, независимо от МО и субъекта РФ. Квалификационные требования определяют основные обязанности и права муниципальных служащих. Здесь же определены условия привлечения к ответственности и порядок поощрения муниципальных служащих.
  • Принцип внепартийности муниципальной службы. В специальной литературе толкования этого принципа различны. Политологи дают следующее определение политической партии.

Определение 6

Политическая партия – наиболее активная и организованная часть класса или социального слоя, выражающая их интересы и осуществляющая руководство их политической деятельностью.

Если рассматривать партии с точки зрения права, то это общественные объединения. Деятельность партий регулируется ФЗ «О политических партиях». В законе дается следующее определение:

Определение 7

Политическая партия – это общественное объединение, созданное для участия граждан РФ в политической жизни. Граждане формируют и выражают свою политическую волю, участвуют в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах.

Принципы муниципальной службы изложены не только в Законе, в законодательстве субъектов РФ также нашли отражение правовые принципы. При анализе законодательства субъектов можно выделить следующие принципы:

  • Принцип верховенства Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ над иными НПА, должностными инструкциями.
  • Конституция – документ высшей юридической силы, прямого действия, применяющийся на всей территории РФ. Законы и другие НПА не должны противоречить Конституции.
  • Принцип самостоятельности органов на местах в пределах своих полномочий. Если рассматривать этот принцип с точки зрения функционирования, то он определен в ст. 12 Конституции, где сказано, что местное самоуправление в пределах своей компетенции самостоятельно. Муниципальная служба не входит в систему государственной службы, является независимой в отношении федеральных гос. органов и гос. органов субъектов.
  • Принцип обязательности для муниципального служащего правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий.
  • Принцип гласности. В качестве примера можно привести Закон о муниципальной службе Челябинской области, где говорится, что гражданам гарантировано право на обращение к муниципальным служащим, а также на получение достоверных сведений о деятельности муниципалитетов в пределах, установленных законом.

Вывод 1

Муниципальной службой в Российской Федерации является деятельность граждан, осуществляемая на постоянной основе, профессионально на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора, направленная на решение вопросов местного значения населением через органы местного самоуправления.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/gosudarstvennaja-i-munitsipalnaja-sluzhba/munitsipalnaja-sluzhba-v-rossijskoj-federatsii/

1.3. Организация местного самоуправления

Организация местного самоуправления. Организация муниципального самоуправления. Муниципальная организация местного самоуправления как объект управления в профессиональной деятельности муниципальных служащих

Местноесамоуправление осуществляется населениемв пределах муниципального образования.Муниципальное образование — это городское,сельское поселение, в пределах которогоосуществляется местное самоуправление,имеются муниципальная собственность,местный бюджет и выборные органы местногосамоуправления. 

Территориимуниципальных образований устанавливаютсяс учетом исторических и иных местныхтрадиций.

Территорию муниципальногообразования составляют земли городских,сельских поселений, прилегающие к нимземли общего пользования, земли,необходимые для развития поселений, идругие земли в границах муниципальногообразования независимо от формсобственности и целевого назначения.

Изменение и установление границмуниципального образования осуществляютсяс учетом исторических и иных местныхтрадиций по инициативе населения,органов местного самоуправления, органовгосударственной власти субъектаРоссийской Федерации. При измененииграниц муниципального образованияобязателен учет мнения населениясоответствующих территорий. 

Важнымусловием для осуществления местногосамоуправления в муниципальномобразовании является наличие уставамуниципального образования. Федеральныйзакон «Об общих принципах организацииместного самоуправления в РоссийскойФедерации» устанавливает круг вопросов,которые должны обязательно содержатьсяв уставе муниципального образования: 

1)границы и состав территории муниципальногообразования; 

2)вопросы местного значения, относящиесяк ведению муниципального образования; 

3)формы, порядок и гарантии непосредственногоучастия населения в решении вопросовместного значения; 

4)положения, касающиеся органов местногосамоуправления и их должностных лиц:структура и порядок формирования,наименование, срок полномочий, основанияи виды ответственности, порядок отзыва,выражения недоверия населением илидосрочного прекращения; статус, социальныегарантии должностных лиц; условия ипорядок организации муниципальнойслужбы; 

5)экономическая и финансовая основаосуществления местного самоуправления,общий порядок владения, пользования ираспоряжения муниципальной собственностью; 

6)другие положения об организации местногосамоуправления, о компетенции и порядкедеятельности органов местногосамоуправления и должностных лицместного самоуправления в соответствиис законами Российской Федерации изаконами субъектов Российской Федерации. 

Уставразрабатывается муниципальнымобразованием и принимается представительныморганом местного самоуправления илисамим населением непосредственно. Онподлежит государственной регистрациии вступает в силу с момента его официальногоопубликования (обнародования).

2.1. Конституционно — правовое регулирование местного самоуправления

В РоссийскойФедерации признаётся и гарантируетсяместное самоуправление» (КонституцияРФ, ст. 12)4.

В данной статье также говорится, чтоместное самоуправление не являетсячастью системы государственной властии «в пределах своих полномочий»самостоятельно.

Таким образом, видно,что местное самоуправление в РоссийскойФедерации довольно интересно в качествеобъекта изучения ввиду того, что являетсявполне самостоятельной сферой.

Местное самоуправление- одна из основ конституционного строя,основополагающий принцип организациивласти, который наряду с принципомразделения властей определяет системууправления.

Одна из основных целейместного самоуправления — объединениелюдей, превращение их в общность сблизкими каждому целями.

Во всем миревопросам местного самоуправленияотводится значительная роль; онорассматривается как нижний уровеньуправления, неотъемлемый признакдемократического государства, школаполитических лидеров.

В нашей странеместному самоуправлению уделяют всебольшее внимание как одному из атрибутовроссийской государственности, необходимомуэлементу демократической организациигосударственной и общественной жизникаждого государства. Несмотря на немалыйсрок действия Конституции РоссийскойФедерации тема становления местногосамоуправления не утратила своейактуальности.

Местное самоуправление — самостоятельное решение населениемвопросов местного значения какнепосредственным путем (референдумы,собрания жителей), так и через создаваемыеим органы. Местное самоуправление, такимобразом, — одна из форм осуществлениянародовластия, своеобразная альтернативауправлению местными делами «сверху».

Местное самоуправление- это право и действительная способностьместных сообществ самостоятельно и подсвою ответственность через формируемые(создаваемые) ими органы осуществлятьконтроль и управление переданной в ихведение государством частью общественныхдел на благо населения при частом ишироком участии этого населения. Кданному определению следует добавить,что только часть дел передаетсягосударством, другая же частьэто вообщенегосударственная категория.

Местное самоуправлениеможно рассматривать в качествеосновополагающего принципа осуществлениявласти в обществе и государстве, который,наряду с принципом разделения властейопределяет систему управлениядемократического правового государства.

Признание местногосамоуправления в качестве одного изпринципов организации и осуществлениявласти в обществе и государствепредполагает установление децентрализованнойсистемы управления, закрепление иных(нежели в условиях централизации иконцентрации власти) основ взаимоотношенийцентра и мест, центральных и местныхорганов.

Действительно,роль правовых обычаев и традиций вмуниципальном праве имеет важноезначение.

Это объясняется тем, чтоместное, в частности и городскоесамоуправление должно развиваться,исходя из «исторических и иных местныхтрадиций».

Поэтому при разработкеуставов городов необходимо учитыватьтрадиции населения данной территории.Это предполагается и рядом законовсубъектов РФ о местном самоуправлении.

Следует отметить,что существует несколько точек зренияна природу муниципальных органов. Вчастности, некоторыми учеными местноесамоуправление рассматривается какгосударственное управление. Так,например, известный германский ученыйГ.

Еллинек дал следующее определение:»Самоуправление — это есть государственноеуправление через посредство лиц, неявляющихся профессиональнымигосударственными должностными лицами.

Точнее, оно представляет, в противоположностьгосударственно — бюрократическомууправлению, управление через посредствосамих заинтересованных лиц». Вдореволюционной России Н.И.

Лазаревскийсчитал, что «самоуправление естьдецентрализованное государственноеуправление,гдесамостоятельность местных органовобеспечена системой такого родаюридических гарантий, которые, создаваядействительность децентрализации,вместе с тем обеспечивают и тесную связьорганов местного государственногоуправления с данною местностью и еенаселением» .

Е.В. Мирошниченкополагает, что теоретически более строгимбыло бы отношение к местному самоуправлениюкак к децентрализованной формегосударственного управление противостоящегоцентру в качестве некоторого противовесав вертикали государственного механизма.

По мнению Г.В.Атаманчука, местное самоуправлениепредставляет собой пограничное явлениемежду государством и обществом,соединяющее их между собой; в нем имеетместо сочленение общественных форм ивластных полномочий.

Некоторые ученыеполагают, что сегодня местное самоуправлениекак негосударственная структура — это,скорее, некая идеальная сущность. Г.В.Барабашев характеризовал концепциюнегосударственной природы самоуправлениякак миф, который создан на основе взятияустаревшей западной концепции местногосамоуправления.

По его мнению, местноесамоуправление — это государственнаявласть особого рода. А.В.

Петров считает,что формула «органы местногосамоуправления не входят в системуорганов государственной власти»родилась от нашей российской безысходности,от нашей извечной тоски по децентрализациии, что вернее всего, от нашего неуменияцивилизованно решать вопросы организациивласти.

С ними можносогласиться, ведь нельзя переходить изкрайности в крайность.

Раньше советскиеученые склонялись к государственнойтеории самоуправления: «органывнутригосударственной территориальнойединицы есть органы государственности,а отнюдь не органы особого юридическоголица — территориальной корпорации»,сегодня мы наблюдаем стремление отделитьорганы местного самоуправления отгосударства, показать их общественнуюприроду, это видно из статей Конституции.

Итак, мнения ученыхразделились: одни утверждают, что местноесамоуправление — это государственнаявласть особого рода; другие говорят онегосударственной природе местногосамоуправления.

Мы полагаем, чтов местном самоуправлении сочетаютсядва начала — как государственное, таки общественное; иными словами, общественноесамоуправление выполняет определенныегосударственные полномочия. При этомгосударство, в соответствии со ст.

8Европейской Хартии местного самоуправления,может устанавливать любой административныйнадзор за местными властями, если этопредусмотрено конституцией или законом.

Он должен быть направлен на обеспечениесоответствия праву и конституционнымпринципам и осуществляться прицелесообразности, властями высшегоуровня в отношении задач, выполнениекоторых делегировано местным властям.Вмешательство контролирующих властейпроводится соответственно важностиинтересов, которые они намерены защитить.

Как писал Г.В.Барабашев: «Местное самоуправлениедолжно быть проводником общего интереса,должно действовать в единой связке сЦентром и быть вписанным в структуруфедеральной власти.

Неоднозначностьместного самоуправления, котороеодновременно является и местнымуправлением, порождает двойственностьего идеалов. Оно призвано и защищатьправа (и свободы населения от диктатаЦентра, и доводить до населенияупорядочивающую волю этого Центра.

Говоря коротко, идеалами местногосамоуправления являются свободапроживающих на одной территории граждани общественный порядок».

Таким образом,местное самоуправление не отделено отгосударства, несмотря на наличие нормы,в соответствии с которой органы местногосамоуправления не входят в системуорганов государственной власти. Даннаянорма означает гарантию самостоятельностиместного самоуправления в пределахсвоих полномочий.

Это подтверждаетсяи тем, что данный институт предусматриваетсяконституцией (государственно — правовымактом). Его модель закреплена в КонституцииРФ, в которой ему посвящена специальнаяглава.

Она закрепляетместное самоуправление как одну изоснов конституционного строя, каксамостоятельную форму осуществлениянародом принадлежащей ему власти.

Приэтом в ней есть норма, в соответствии скоторой органы местного самоуправленияобязаны соблюдать законы. А принятиезаконов — это прерогатива именногосударства, т.е.

речь идет о самостоятельностиместного самоуправления в пределахзакона и предоставленных прав.

Наделение органовместного самоуправления властнымиполномочиями проявляется в том, что ихрешения носят обязательный характер.

Носителем власти является народ, апредставительные органы и государственнойвласти, и местного самоуправленияформируются на одних и тех же принципах.

Государство олицетворяет государственнуювласть, местное самоуправление -общественную, несмотря на то, что восновном регулируется нормами права,т.е. государством.

Государствогарантирует местное самоуправление. Иотсюда вполне логично вытекает, чторешения органов местного самоуправлениямогут быть защищены в судебном порядке.Граждане также вправе обращаться всудебные органы с жалобами на действияили бездействие органов местногосамоуправления. Таким образом, в этомотношении местное самоуправлениеявляется элементом государственнойорганизации.

Итак, мы приходимк выводу, что местное самоуправление — это особый элемент государственногоустройства, закрепленный Конституцией.

Конституция РФурегулировала основные вопросыорганизации местного самоуправления,его соотношение с государственнойвластью, роль населения в осуществлениифункций и полномочий местногосамоуправления и определении структурыего органов, наделение органов местногосамоуправления государственнымиполномочиями и гарантиями. Положения

Конституции,действуя непосредственно, в то же времяразвиваются в других правовых актах.Основополагающим среди них являетсяФедеральный закон «Об общих принципахорганизации местного самоуправленияв Российской Федерации» от 28 августа1995 г.

(далее — Закон о местном самоуправлении).

В нем заложены правовые нормы, позволяющиена базе основ конституционного строя,прав и свобод человека и гражданина,принципов федеративного устройстваРоссийского государства обеспечитьсамостоятельное решение гражданамиРоссии вопросов местного значения.

Источник: https://studfile.net/preview/1462835/page:4/

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: