Органы государственной власти в российской федерации рф. Высшие органы государственной власти рф и их полномочия. Особенности работы правительства

Содержание
  1. Система органов государственной власти в РФ
  2. Статус Президента РФ
  3. Специфика функционирования парламента
  4. Особенности деятельности Правительства РФ
  5. Устройство судебной системы
  6. Органы государственной власти РФ
  7. Органы государственной власти — определение, признаки и структура
  8. Три ветви власти РФ — схема и функции
  9. Президент РФ — роль главы государства
  10. Федеральное собрание — высший орган законодательной власти
  11. Как принимаются федеральные законы
  12. Правительство России — исполнительная власть РФ
  13. Судебная власть и его роль в государстве
  14. Органы государственной власти РФ: система, полномочия, виды
  15. Признаки государственного органа
  16. Виды государственных органов
  17. По основной функции
  18. По объему властных полномочий
  19. По способу формирования членского состава государственного органа
  20. По количественному составу
  21. По способу возникновения
  22. По широте границ компетенции
  23. По срокам полномочий
  24. Президент РФ
  25. Органы государственной власти: законодательная власть
  26. Законодательная инициатива
  27. Исполнительная власть в системе органов государственной власти
  28. Органы исполнительной власти
  29. Судебная власть
  30. Государственная власть в субъектах РФ
  31. Правительство Российской Федерации. Полномочия и структура
  32. Общие сведения
  33. Полномочия
  34. Структура
  35. Аппарат правительства
  36. Совещательные органы, организации при правительстве
  37. Премии и награды правительства

Система органов государственной власти в РФ

Органы государственной власти в российской федерации рф. Высшие органы государственной власти рф и их полномочия. Особенности работы правительства

Осуществление публичной власти является отличительным признаком любого суверенного государства. Государственный аппарат – это система органов управления, с помощью которых государство исполняет свои функции и реализует публичную власть. задача, осуществляемая в условиях демократического режима, – охрана прав граждан.

Прежде чем разбираться в тонкостях действующей в России системы, следует понять, чем отличается государственный орган от других структур или негосударственных инстанций. Существенным и наиболее значимым признаком выступает возможность осуществлять властные полномочия.

Так именуют различные специальные права по принятию решений, являющихся обязательными для исполнения обществом, а также возможность применять меры принуждения с целью обеспечения выполнения требований. Сочетание разного рода полномочий образует компетенцию конкретного органа управления. Четко очерченные границы компетенции – еще одна черта органа власти.

Кроме того, каждый орган создается государством и уполномочивается им же на осуществление задач и отдельных функций.

В целях недопущения узурпации власти и произвола со стороны каких-либо органов Конституция РФ закрепляет принцип разделения властей. Кроме того, это ключевое отличие правового государства, коим себя позиционирует Россия.

Согласно данному принципу, государственная власть делит полномочия и осуществляет работу в трех обособленных направлениях (ветвях):

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная.

Примечательно, что деление власти можно увидеть на всех территориальных уровнях Федерации. Кроме данного правила в отношении устройства и работы государственных органов действует еще ряд принципов:

  1. Легитимность и верховенство Конституции. Означает, что власть применяется только на основании закона и в соответствии с ним. Правила функционирования, организации и роспуска органов закреплены Основным Законом страны.
  2. Народовластие. Подразумевает учет мнения населения при создании органов власти и в процессе их деятельности.
  3. Федерализм. Четкое разделение полномочий между центральным управлением и региональным.
  4. Охрана прав и законных интересов граждан. Данный принцип отражает обязанность государства.
  5. Ответственность государства. По мере необходимости руководство страны предпринимает шаги по возмещению вреда, причиненного гражданам.
  6. Гласность. Предполагает информированность населения о работе аппарата управления с помощью СМИ и возможность осуществления контроля деятельности со стороны общественных организаций.

>>  Есть ли права у детей и как они защищены?

Статус Президента РФ

Возглавляет государственную власть Президент РФ. Должностное лицо, занимающее данный пост, не представляет какую-либо ветвь власти. Его функционал является особенным. Он – глава государства и гарант соблюдения прав граждан, суверенитета страны и Конституции.

Чтобы претендовать на должность Президента РФ, необходимо соответствовать четким критериям:

  • иметь гражданство РФ;
  • проживать в стране более 10 лет;
  • достичь возраста 35 лет.

Президент занимает свою должность путем проведения масштабной предвыборной кампании и в результате выборов. Срок избрания по современному законодательству составляет 6 лет, и занимать пост один человек может не больше двух сроков непрерывно.

У Президента РФ достаточно широкий перечень полномочий, которые регламентированы в Основном Законе страны.

Досрочно оставить высокую должность Президент может лишь в трех случаях:

  • отставка;
  • невозможность управлять страной по состоянию здоровья;
  • импичмент – отстранение от занимаемого поста.

Специфика функционирования парламента

Федеральным Собранием именуют законодательно-представительный орган власти в РФ. Таково название российского парламента, состоящего из двух палат:

  • Верхней – Совета Федерации;
  • Нижней – Государственной Думы.

Первая создается автоматически путем включения в состав лиц, возглавляющих законодательный и исполнительный органы на территории конкретного субъекта РФ. Учитывая, что сегодня в России функционирует 85 субъектов, количество участников Совета Федерации – 170 (по 2 представителя от каждой административной единицы).
Вопросы, относящиеся к ведению Совета, находят закрепление в Конституции.

Другая часть парламента создается путем проведения выборов. Количество депутатов – 450 человек, а срок действия состава Государственной Думы – 5 лет. Первостепенной функцией Думы является принятие новых федеральных законов.

Палата занимается рассмотрением законопроекта, подготовленного специально созданной комиссией. После положительного исхода ания депутатов, проект передается в СФ РФ для одобрения, а затем для подписи Президенту РФ.

После этого закон публикуют в официальных печатных изданиях и анонсируют в СМИ. Приобретает силу с того дня, который указан в документе.

Дума имеет ряд полномочий, утвержденных законодательством.

Палату могут распустить соответствующим указом Президента, если:

  • трижды не одобрила кандидатуры потенциального Председателя Правительства;
  • произошло столкновение взглядов по факту доверия Правительству между Думой и Председателем Правительства;
  • вторично за три месяца выразила недоверие исполнительной власти.

>>  Роль права в жизни общества

Однако есть исключительные варианты, когда Государственная Дума не может быть распущена:

  • если ведет работу меньше 1 года;
  • если предъявила обвинение Президенту и ожидает решения Верхней палаты парламента;
  • если в стране объявлен режим военного или чрезвычайного положения;
  • если до завершения срока нахождения у власти главы государства остается меньше 6 месяцев.

Особенности деятельности Правительства РФ

Воплощением законов в жизнь занимается разветвленная сложная система учреждений и служб, возглавляемых Правительством РФ, руководит которым Председатель. Его назначает Президент по согласованию с Государственной Думой.

В подчинении у Председателя находятся руководители министерств и ведомств, занимающиеся управлением.

В структуру исполнительной системы входят обособленные министерства, комитеты, федеральные службы и комиссии, агентства и прочие ведомства.

Правительство РФ имеет множество полномочий, в том числе обладает правом издания подзаконных актов, исполнение которых обязательно теми лицами, кому оно адресовано.

Орган может прекратить работу в связи с избранием нового Президента, или при выражении недоверия.

Устройство судебной системы

Ветвь, действующая обособленно от двух других, – судебная. Система обширна, поскольку имеет несколько звеньев в соответствии с уровнем, на котором находится организация, и специфических ответвлений.
В самом простом варианте схема выглядит так, хотя ее можно расширить и существенно дополнить.

Конституционный суд РФ – самая многочисленная организация, в составе которой на протяжении нескольких лет трудятся 19 судей. Этот статус могут получить только квалифицированные судьи с большим опытом работы, безукоризненно разбирающиеся в тонкостях законодательства.

Задачи КС РФ:

  • рассматривать различные нормативные акты, независимо от разновидности, на их соответствие нормам Основного Закона страны;
  • разбирать споры о разделе полномочий между органами власти Федерации и субъектов РФ.

Подобные инстанции есть только в республиках России, поскольку на территории отдельных республик, являющихся регионами страны, есть свои Конституции.

Верховный суд РФ располагается на вершине системы общих судов – инстанций, рассматривающих споры между гражданами, а также ведущих уголовное производство. Преимущественно здесь происходит пересмотр решений нижестоящих судов. На уровне каждого субъекта действует апелляционная организация – суд субъекта, например, Московский областной суд.

Рассматривают апелляционные иски после районных судов и мировых судей, осуществляющих судопроизводство на муниципальном уровне. В компетенции мировых судей находятся в основном распространенные на практике гражданские иски и уголовные дела, где наказание не может превышать 2 лет лишения свободы.

Обоснованность решения, вынесенного мировым судьей, проверяет районный суд.

>>  Международные организации по охране и защите флоры, фауны и культуры

Система арбитражных судов занимается судопроизводством по экономическим спорам. Участниками таких разбирательств, как правило, становятся индивидуальные предприниматели, фирмы, государственные органы и службы. Лишь в одном варианте возможно участие физического лица в арбитражном процессе – по делу о банкротстве гражданина.

До 2014 года структуру возглавлял Высший Арбитражный суд, однако был упразднен. Сегодня на самом высоком уровне действуют Федеральные арбитражные суды округов. Ниже располагаются апелляционные инстанции и суды субъектов. На муниципальном уровне арбитраж не осуществляется.

Особенность судебной власти состоит в том, что лишь суды наделены возможностью осуществлять правосудие. Судьи ни от кого не зависят и неприкосновенны, ориентируются только на закон. При вынесении определения или приговора судья должен оставаться беспристрастным и объективным.

Если в исходе дела судья заинтересован, рассматривать его он не имеет права. В таком случае закон возлагает на судей обязанность заявить самоотвод. Судьи несменяемы и отстраняются от должности только по решению суда.

Причины возможной отставки судьи четко прописаны в законодательстве.

Деятельность всех властных структур одинаково важна для любого государства. Слаженное взаимодействие в рамках закона позволяет поддерживать стабильность в социуме и прогресс во всех сферах жизни.

А деление предметов ведения исключает вероятность повсеместных нарушений.

Существенным минусом является масштаб чиновничьего аппарата, поскольку часто именно большое количество служащих, не отрегулированные процессы связи друг с другом становятся порождением бюрократии и препятствий к дальнейшему развитию всего общества.

Источник: http://rrepetitor.ru/law/sistema-organov-gosudarstvennoj-vlasti-v-rf/

Органы государственной власти РФ

Органы государственной власти в российской федерации рф. Высшие органы государственной власти рф и их полномочия. Особенности работы правительства

1001student.ru > Обществознание > Органы государственной власти РФ

В каждой стране существует своя система управления обществом, в нашей ее реализуют органы государственной власти РФ. Между ними распределены основные полномочия.

Структура ведомств охватывает полный спектр обязанностей и целей, которые требуется выполнять для сохранения стабильности и устойчивого развития в государстве.

  • Органы государственной власти — определение, признаки и структура
  • Три ветви власти РФ — схема и функции
  • Президент РФ — роль главы государства
  • Федеральное собрание — высший орган законодательной власти
  • Как принимаются федеральные законы
  • Правительство России — исполнительная власть РФ
  • Судебная власть и его роль в государстве

Органы государственной власти — определение, признаки и структура

Орган госвласти является частью аппарата, который принимает участие в реализации определенных задач и обладает рядом преимуществ.

К основным признакам относятся:

  • осуществление деятельности от государства, а также его территориальной единицы – субъекта;
  • все действия регулируются нормативными актами, главным из них является Конституция РФ;
  • выполняемые цели строго ограничены компетенцией ведомства;
  • проявляется внутренняя структура и иерархия;
  • принятые решения имеют общеобязательный характер и санкционируются государством.

Говоря о структурной системе органов, можно их подразделить на группы по нескольким признакам:

  • по масштабу: федерального центра и регионов;
  • по теории подразделения: судебные, исполнительные и законодательные;
  • по территории: центральные и региональные;
  • по компетенции: общие и отраслевые.

Каждое ведомство имеет пирамидальную структуру с главой и подчиненными ему. Все региональные ведомства одинаковы по принципу сложения, так как повторяют центральный вид.

Три ветви власти РФ — схема и функции

В Российской Федерации развитая демократия, а значит в ней реализуется теория разделения властей.

Основывается она на том, что власть не может быть сконцентрирована в руках единоличного лидера, а должна быть поделена между направлениями власти, которые самостоятельны.

По классической теории, если говорить кратко, к ним относят:

  1. Законодательную – представляет потребности и взгляды граждан и издает законы. Эти задачи возложены на парламент, в нашей стране им является Федеральное Собрание.
  2. Исполнительную – управляет государственными делами. Осуществляет – Правительство с министерствами.
  3. Судебную – контролирует соблюдение законов, к ней относятся суды всех инстанций.

Все три ветви не только действуют исключительно в рамках своей юрисдикции, но и контролируют друг друга. Например, если разработка соотношения доходов и расходов передана Правительству, то утверждением бюджета уполномочена Государственная Дума – нижняя структурная единица парламента.

Особая роль отведена Президенту, который поддерживает равновесие должностных обязанностей.

Президент РФ — роль главы государства

Согласно закону, обладающим высшей юридической силой источником власти в России является ее многонациональный народ, а главным в государстве – Президент.

Выполнение ряда целей и задач возложено исключительно на него:

  • подписание законов федерального уровня – на финальной стадии принятия законопроекта именно подпись Президента ратифицирует нормативный акт;
  • публикация указов и специальных распоряжений;
  • предоставление политического убежища и российского гражданства;
  • реализация помилования и назначение наград;
  • представление на должность глав региональных единиц, а также уполномоченных представителей;
  • верховный главнокомандующий, вследствие чего в случае необходимости вводит военное или чрезвычайное положение и возглавляет командное руководство.

Президент не только определяет общую структуру Правительства, но и вправе назначить и освободить от должности следующих лиц:

  • главу исполнительной власти и его заместителя;
  • министров федерального уровня.

Вместе с другими госорганами обладает возможностью законодательной инициативы.

Федеральное собрание — высший орган законодательной власти

Россия является страной с ассиметричными по правам субъектами, следовательно орган законодательной власти – двухпалатный, то есть имеет два уровня.

Федеральное Собрание делится на:

  1. Совет Федерации – уполномоченные люди из субъектов (по два человека от каждого региона).
  2. Государственную Думу – избираемое учреждение, состоящее из четырехсот пятидесяти мест. Выборы производятся по парламентским спискам.

У обеих палат свой перечень задач. К основным целям Совета Федерации относятся:

  • официальное указание линий между субъектами;
  • решение относительно применения вооруженных сил России за границами нашего государства;
  • ратификация и денонсация международных нормативных актов.

К задачам ГосДумы относятся:

  • утверждение планируемого баланса между доходами и расходами, а также налоговых сборов;
  • объявление амнистии;
  • приглашает и лишает прав на пост председателя Центробанка и Счетной палаты, а также Уполномоченных по правам человека и ребенка.

Как принимаются федеральные законы

Законотворческий процесс состоит из шести стадий, в которых задействованы несколько органов власти:

  1. Законодательная инициатива – идея нового нормативного акта.
  2. Обсуждение в Государственной Думе три раза. В первый рассматриваются общие принципы, во второй – нюансы и корректировки, в третий – итоговый вариант.
  3. Принятие ГосДумой по анию, действует принцип большинства, то есть основная часть депутатов должны проать положительно.
  4. Согласие Совета Федерации – больше половины членов обязаны дать одобрение.
  5. Подписание Президентом. Ему предоставляется четырнадцатидневный срок, в рамках которого он может либо наложить вето, либо одобрить законопроект.
  6. Публикация и реализация.

Принятие федеральных законов осуществляется в строго регламентированном порядке. А изменение положений Конституции посредством всенародного референдума.

Правительство России — исполнительная власть РФ

Как исполнительное подразделение власти занимается претворением в жизнь всех законов на практике.

Так, к основным направлениям и задачам Кабинета Министерств и подчиненных им ведомств относятся:

  • проработка и реализация исполнения бюджета всей России;
  • проведение общей денежно-кредитной политики;
  • реализация одинаковых идей в таких областях как культура и других;
  • управление владениями Федерации.

В систему исполнительной власти также входят правоохранительные органы. Дом Правительства расположен в Москве.

Судебная власть и его роль в государстве

Структура судопроизводства в России выглядит следующим образом:

  • конституционный;
  • общей юрисдикции;
  • арбитражный.

Демократический политический режим предполагает наличие правового государства, в котором есть разделение властей, большой объем прав и свобод граждан, а также политический плюрализм. Все эти параметры соблюдены в России, а структура органов власти не только делает их независимыми друг от друга, но и исключает возможность сосредоточения власти в руках одного человека или группы лиц.

Официальный сайт всех органов отражает информацию об их полномочиях и дает возможность сделать онлайн обращение.

Источник: https://1001student.ru/obshhestvoznanie/organy-gosudarstvennoj-vlasti-rf.html

Органы государственной власти РФ: система, полномочия, виды

Органы государственной власти в российской федерации рф. Высшие органы государственной власти рф и их полномочия. Особенности работы правительства

Государственный орган — это часть государственного аппарата, наделенная властными полномочиями, определенной компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке госруководства обществом.

Признаки государственного органа

Раскрыть вышеприведенное понятие будет проще через специфические признаки, отличающие государственный орган от прочих госорганизаций. Так, всякий государственный орган:

  • исполняет функций от имени государства (страны в целом или субъекта РФ);
  • создан в порядке, предусмотренном Конституцией РФ;
  • действует на основе законодательства РФ;
  • обладает определенной компетенцией;
  • обладает властными полномочиями в сфере своей компетенции;
  • исполняет функции и поставленные задачи только в пределах своей компетенции;
  • обладает организационной обособленностью;
  • осуществляет деятельность в формах и методами, которые устанавливаются нормативно-правовыми актами.

Деятельность каждого государственного органа регламентируется специальным нормативным актом: например, ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ или «Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации…», утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219.

То есть, высшие органы функционируют обычно на основе федерального конституционного закона (в регионах соответственно — регионального закона), а министерства и ведомства — на основе постановления высшего органа исполнительной власти (на федеральном уровне, т.е.

Правительства РФ или региональном — правительства и администрации субъектов РФ).

Найти все законы и постановления, регулирующие работу госорганов можно в ситсеме КонсультантПлюс — оформляйте бесплатный доступ.

Виды государственных органов

Органы государственной власти можно классифицировать по различным основаниям, и главные из них мы рассмотрим ниже.

По основной функции

Согласно Конституции РФ по месту в системе разделения власти в нашей стране выделяют 3 ветви власти:

  • Законодательную — выборные, представительные органы государственной власти, осуществляющие законотворческую деятельность, а также ряд других смежных функций. Среди них — принятие бюджета, участие в формировании Правительства РФ, контроль деятельности других госорганов и др. К этой ветви власти относится Федеральное Собрание РФ, представительные органы субъектов.
  • Исполнительную. Исполнительные органы государственной власти реализуют исполнение законов (в т. ч. посредством издания собственных подзаконных актов). Формируются различными путями: на основе выборов, путем назначения, по конкурсу и др. К таким госорганам относятся Правительство РФ, высшее руководство субъектов РФ и др.
  • Судебную. К этой ветви власти относятся государственные органы, осуществляющие правосудие: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, арбитражные суды, суды общей юрисдикции различных уровней.

Обратите внимание! Особое место в структуре государственных органов занимает Президент РФ, который находится вне системы разделения властей на ветви. Глава государства координирует и согласовывает работу законодательной, исполнительной и судебной властей между собой.

По объему властных полномочий

В зависимости от широты границ, в пределах которых распространяется властное влияние государственного органа, выделяют следующие госорганы:

  • Высшие. Распространяют свою власть на всю территорию РФ и все находящиеся в пределах границ страны субъекты. К ним относятся Президент РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание, Конституционный суд, Верховный суд.
  • Центральные. Их зона влияния охватывает всю территорию страны, но оно ограничено узкой сферой их компетенции. Это различные министерства и ведомства.
  • Территориальные. Их власть имеет силу на территории отдельных регионов или муниципальных образований. Это органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

По способу формирования членского состава государственного органа

По этому основанию госорганы подразделяются:

  • На выборные. Назначаются путем избрания гражданами или другими выборными лицами или органами на установленный срок. Например, Госдума РФ, Президент РФ, представительные органы субъектов РФ.
  • Назначаемые. Претенденты назначаются уполномоченными лицами или госорганами. Например, уполномоченный по правам ребенка назначается на должность Президентом РФ (ст. 3 закона «Об уполномоченных по правам ребенка в РФ» от 27.12.2018 № 501-ФЗ).

По количественному составу

В зависимости от численности субъектов, являющихся членами государственного органа, последние подразделяют:

  • на единоличные (например, Президент РФ);
  • коллегиальные (например, Федеральное Собрание РФ, Государственная Дума РФ и др.).

Обратите внимание! В основе данной классификации лежит не столько количественный состав, сколько способ принятия решения государственным органом. Так, единоличный орган принимает решение самостоятельно, посредством императивного волеизъявления. Коллегиальные органы госвласти же обычно принимают решение путем ания.

Тот факт, что единоличный орган уполномочен принимать решение в пределах своей компетенции самостоятельно, еще не означает, что при нем не могут существовать различные совещательные структуры, вспомогательные подразделения.

Например, администрация Президента РФ — пример коллегиального подразделения при единоличном государственном органе.

По способу возникновения

По способу возникновения органы госвласти РФ дифференцируются на такие группы, как:

  • Первичные. Отличаются тем, что не созданы никакими другими государственными органами. Они появляются либо посредством избрания, либо в порядке наследования. Например, Президент РФ, Федеральное Собрание РФ и др.
  • Производные. Создаются первичными государственными органами, ими же наделяются и властными полномочиями. К таким госорганам относятся, например, прокуратура РФ, различные ведомства и др.

По широте границ компетенции

Данный критерий позволяет выделить:

  • Госорганы общей компетенции. В пределах своих полномочий принимают решения по любым вопросам. Например, Правительство РФ.
  • Госорганы специальной компетенции. Специализируются на исполнении одной определенной функции. К таким госорганам относятся министерства.

По срокам полномочий

По срокам полномочий органы государственной власти могут быть:

  • Постоянными. Создаются без ограничения срока действия. Например, министерства и ведомства действуют на постоянной основе (по крайней мере, при создании срок действия таких госучреждений обычно не ограничивается).
  • Временными. Создаются на определенный срок. Например, на основании утвержденного Президентом РФ положения на территории, где введено чрезвычайное положение, создается специальный орган управления территории — на время введения чрезвычайного положения (ст. 24 закона «О чрезвычайном положении» от 30.05.2001 № 3-ФКЗ).

Президент РФ

Президент РФ — глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека (ст. 80 Конституции РФ).

Обратите внимание! Президент определяет направления внутренней и внешней политики страны, представляет страну во внутренних и внешних правоотношениях. Это единоличный орган власти, избираемый на основе всеобщего тайного ания.

Место Президента РФ в общей структуре федеральных органов государственной власти представлено на схеме.

Органы государственной власти: законодательная власть

Основная функция органов законодательной власти — осуществление правотворчества. Высший орган законодательной власти в России представлен Федеральным Собранием — парламентом (ст. 94 Конституции РФ).

Федеральное Собрание — постоянно действующий орган, который состоит из двух палат (ст. 95 Конституции РФ):

  • Совет Федерации — верхняя палата. В его состав входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ. На данный момент в РФ всего 85 субъектов. Об административно-территориальном устройстве нашей страны читайте в статье «Административно-территориальное устройство РФ». Также в состав Совета Федерации входят представители РФ, назначаемые Президентом. Число таких представителей не должно превышать 10% от числа членов Совета Федерации, представляющих субъекты РФ. Учитывая, что в настоящий момент от субъектов представлено 170 членов Совета Федерации, число представителей РФ не должно превышать 17 человек.
  • Государственная Дума — нижняя палата. Состоит из 450 депутатов. Избирается сроком на 5 лет, что прямо установлено Конституцией РФ (ст. 96).

Важно! Один и тот же гражданин не может быть одновременно членом Совета Федерации и Госдумы.

Заседания палат проводятся раздельно и являются открытыми (кроме предусмотренных регламентом палат случаев, когда заседания могут носить закрытый характер). В некоторых ситуациях палаты собираются совместно. Например, для заслушивания посланий Президента, Конституционного суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Законодательная инициатива

Право законодательной инициативы, т. е. право предлагать свои поправки в действующее законодательство, новые нормы и законы, принадлежит (ст. 104 Конституции РФ):

  • Президенту РФ;
  • Совету Федерации и его членам;
  • Депутатам Госдумы;
  • Правительству РФ;
  • законодательным органам субъектов РФ;
  • Конституционному и Высшему судам РФ (по вопросам их ведения).

Законопроекты для рассмотрения вносятся в Госдуму. Ознакомиться с перечнем проектов законов, находящихся на рассмотрении в Госдуме, а также проследить их движение можно в системе «Законотворчество» по ссылке.

Исполнительная власть в системе органов государственной власти

Основной функционал органов исполнительной власти — организация и обеспечение исполнения Конституции РФ и других российских законов. Реализация властных полномочий в данном случае происходит путем принятия подзаконных актов (решений, постановлений и др.).

Органы исполнительной власти

Высшим органом государственной власти РФ, представляющим ветвь исполнительной власти, является Правительство (ст. 110 Конституции РФ). Это коллегиальный орган, в состав которого входят:

  • Председатель;
  • заместители Председателя;
  • федеральные министры.

Важно! Председателя Правительства РФ назначает Президент РФ по согласованию с Госдумой РФ. Если Госдума трижды отклонит кандидатуру Председателя Правительства РФ, то Президент назначает Председателя и распускает Госдуму, после чего объявляются новые выборы (в Госдуму, ст. 111 Конституции РФ).

Председатель Правительства РФ после своего назначения представляет Президенту РФ предложение о структуре органов исполнительной власти (см.

, например, Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21.01.2020 № 21). На это вновь назначенному Председателю дается недельный срок.

Также Председатель Правительства предлагает Президенту РФ кандидатуры заместителей и федеральных министров.

Общие функции Правительства РФ:

  • разработка и представление Госдуме федерального бюджета, его исполнение, представление отчета о его исполнении;
  • обеспечение ведения в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой политики в сфере просвещения, медицины, культуры и т. д.;
  • управление госсобственностью;
  • осуществление мер по обеспечению обороны страны и госбезопасности, соблюдению прав и свобод человека, охране общественности и правопорядка и т. д.

Более подробно эти и другие функции раскрыты в ст. 114 Конституции РФ и главе III закона «О правительстве РФ» от 17.12.1997 № 2-ФКЗ.

Исполнение предписаний закона в различных сферах правоотношений осуществляют министерства и ведомства, которые входят в структуру органов исполнительной власти (выше на схеме мы перечислили, какие министерства действуют на данный момент у нас в стране с учетом последних преобразований после роспуска прежнего состава Правительства).

Судебная власть

Структура органов государственной власти включает учреждения, представляющие судебную ветвь власти. К высшим органам судебной власти относятся:

  • Конституционный суд РФ. Проверяет на предмет соответствия Конституции РФ то или иное положение закона, примененного (или подлежащего применению) при рассмотрении спора, по обращениям граждан и юридических лиц. Кроме того, в компетенцию КС РФ входит толкование Конституции РФ и разрешение споров о разделении компетенции государственных органов (ст. 125 Конституции РФ).
  • Верховный суд РФ. Высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам (ст. 126 Конституции РФ).

Помимо этих высших органов судебной власти в ее структуру входят также:

  • суды общей юрисдикции (мировые, районные, военные, специализированные, верховные суды субъектов РФ, апелляционные, кассационные);
  • арбитражные суды (арбитражные суды субъектов РФ, апелляционные, окружные, суд по интеллектуальным правам).

Государственная власть в субъектах РФ

Органы государственной власти представлены не только на федеральном, но и на региональном (власть субъекта РФ) и местном уровне (органы местного самоуправления).

Госорганы в субъекте РФ — это образуемые в соответствии с принципом разделения властей в установленном федеральным законом порядке органы, осуществляющие государственную власть в субъекте РФ.

Например, система органов госвласти субъекта РФ включает:

  • высший единоличный орган управления (президент республики, губернатор или глава региона);
  • законодательный представительный орган (например, областная дума и др.);
  • орган исполнительной власти (например, правительство или администрация субъекта РФ, комитеты, департаменты, управления и др.);
  • органы судебной власти (например, областной суд и др.; в некоторых регионах есть свои верховные суды, например Верховный суд Республики Татарстан и т. д.).

Обратите внимание! Полномочия органов государственной власти РФ на уровне субъекта РФ распространяются на территорию соответствующего региона.

***

Итак, мы рассмотрели, что такое государственный орган, виды госорганов, а также устройство системы государственных органов власти РФ. 

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Источник: https://rusjurist.ru/studentu/organy-gosudarstvennoj-vlasti-rf-sistema-polnomochiya-vidy/

Правительство Российской Федерации. Полномочия и структура

Органы государственной власти в российской федерации рф. Высшие органы государственной власти рф и их полномочия. Особенности работы правительства

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 января 2020 года правительство России во главе с премьер-министром Дмитрием Медведевым подало в отставку. Президент Владимир Путин внес в Госдуму кандидатуру главы Федеральной налоговой службы (ФНС) России Михаила Мишустина на должность премьер-министра. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ о полномочиях и структуре правительства.

Общие сведения

Правительство Российской Федерации — высший исполнительный коллегиальный орган государственной власти. Свою деятельность осуществляет на основе конституции, закона о правительстве, других федеральных законов и нормативных актов.

Полномочия

— организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

— руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность;

— осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, проводит единую финансовую, кредитную и денежную политику;

— разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

— управляет федеральной собственностью;

— осуществляет меры по обеспечению обороны и государственной безопасности;

— проводит единую государственную политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

— обеспечивает соблюдение законности, прав и свобод граждан, охрану собственности и общественного порядка, борьбу с преступностью.

Согласно ст. 115 Конституции, правительство издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на территории РФ. Решения кабинета министров могут быть отменены российским президентом в случае их противоречия конституции и федеральным законам.

В свою очередь кабинет министров вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие.

Правительство имеет право учреждать организации, образовывать координационные и совещательные органы. Кроме того, кабинет министров может создавать комиссии для расследования причин возникновения обстоятельств чрезвычайного характера и ликвидации их последствий.

О результатах своей работы правительство ежегодно представляет отчеты Государственной думе.

Структура

Правительство состоит из председателя, его заместителей (с мая 2018 г. — 10 человек) и федеральных министров. Главу кабинета назначает президент с согласия Государственной думы.

Вице-премьеры и министры кабинета также назначаются главой государства по представлению премьер-министра. Для решения оперативных вопросов правительство по предложению председателя может образовать президиум.

В его состав входят вице-премьеры вместе с министрами силового и экономического блоков, министром иностранных дел, здравоохранения, сельского хозяйства и др.

Правительство возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность системы федеральных органов исполнительной власти, состоящей из федеральных министерств и ведомств (по состоянию на январь 2020 г. — 22 министерства, а также 50 федеральных служб и агентств).

Согласно ст. 112 Конституции, структуру правительства утверждает глава государства на основании предложений премьер-министра, которые тот направляет в течение недели после своего назначения на пост.

Помимо министерств и ведомств, в структуру кабинета входят его Аппарат, координационные и совещательные органы (советы и комиссии), а также различные организации при правительстве.

Аппарат правительства

Аппарат правительства является государственным органом, образованным для обеспечения деятельности кабинета министров и его председателя. Среди задач структуры контроль за выполнением органами исполнительной власти принятых правительством решений, а также поручений премьера и его заместителей.

Кроме того, Аппарат правительства готовит экспертные заключения на поступившие в кабинет министров проекты законов, организует заседания кабмина и его органов, координирует взаимодействие правительства с палатами Федерального собрания, Конституционным и Верховным судами, рассматривает обращения граждан и др.

Аппарат правительства работает под руководством премьер-министра. Его возглавляет один из вице-премьеров или министров.

В структуре — 36 подразделений, в том числе 11 секретариатов (премьер-министра и 10 вице-премьеров), 24 департамента (контроля и проверки выполнения решений правительства, промышленности и инфраструктуры, по формированию системы «Открытое правительство» и др.), а также аппарат коллегии Военно-промышленной комиссии РФ.

По данным Росстата, в конце 2018 года в Аппарате правительства работали 1 тыс. 437 человек, их средняя ежемесячная заработная плата составляла 240 тыс. руб.

Совещательные органы, организации при правительстве

При кабинете министров действует 60 различных координационных и совещательных органов: комиссий, советов, коллегий. В их числе Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, Правительственная комиссия по миграционной политике, Правительственный совет по развитию отечественной кинематографии, Морская и Авиационная коллегии и др.

Правительство напрямую управляет деятельностью 16 организаций и учреждений.

Среди них Информационное телеграфное агентство России ТАСС, Аналитический центр при правительстве, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте, Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты, Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Международный детский центр «Артек» и др.

Премии и награды правительства

Правительством учреждены 16 различных премий. В их числе награды в области науки и техники, космической деятельности, образования, культуры, развития театрального искусства, туризма, СМИ, качества и др.

Среди правительственных наград — медали П. А. Столыпина I и II степеней, а также Почетная грамота и благодарность кабинета министров.

Источник: https://tass.ru/info/7529869

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: