Основные мероприятия защиты населения в условиях чс. Основные виды мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

Содержание
  1. Мероприятия РСЧС
  2. Предупреждение ЧС
  3. Ликвидация ЧС
  4. Жизнеобеспечение населения в ЧС
  5. Основные способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях
  6. Принципы защиты граждан при ЧС
  7. Основные способы защиты населения
  8. Своевременное оповещение населения
  9. Виды мероприятий по защите населения
  10. Эвакуационные мероприятия
  11. Укрытие в защитных сооружениях
  12. Техническая организация укрытий
  13. Оказание медицинской помощи
  14. Заключение
  15. Чрезвычайные ситуации: определение, классификация и принципы защиты населения при чс — Милитари Блог
  16. 1.2. Классификация катастроф и чрезвычайных ситуаций
  17. 1.3. Стадии (фазы) развития и поражающие факторы ЧС, критерии и медико-санитарные последствия ЧС
  18. Методические рекомендации по организации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при ликвидации чрезвычайных ситуаций, Протокол Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 17 апреля 2015 года №4
  19. Обозначения и сокращения
  20. Основные понятия
  21. Глава 1. Перечень основных нормативных и правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС

Мероприятия РСЧС

Основные мероприятия защиты населения в условиях чс. Основные виды мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций
АБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

/ Энциклопедия / Термин, определение и понятие

Мероприятия РСЧС – это мероприятия специально направленные на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера, защиту населения в чрезвычайных ситуациях (ЧС).

Предупреждение ЧС

Предупреждение чрезвычайных ситуаций (ЧС) – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Эти мероприятия носят организационный, организационно-экономический, инженерно-технический и специальный характер.

Основными мероприятиями по предупреждению ЧС являются:

  • мониторинг и прогнозирование ЧС;
  • рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;
  • предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;
  • предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;
  • разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;
  • подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • декларирование промышленной безопасности;
  • лицензирование деятельности опасных производственных объектов;
  • страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
  • проведение государственной экспертизы в области предупреждения ЧС;
  • государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;
  • информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания; подготовка населения в области защиты от ЧС.

 Более детально о мониторинге, прогнозировании ЧС, а также о мерах по предупреждению ЧС читайте в материале: 

Предупреждение чрезвычайных ситуаций

Ликвидация ЧС

Ликвидация чрезвычайной ситуации (ЧС) — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизней и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Аварийно-спасательные работы включают следующие мероприятия:

  • разведку маршрутов движения и участков работ;
  • локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;
  • подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате чрезвычайной ситуации вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ;
  • поиск и извлечение пораженных из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений;
  • оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения;
  • вывоз (вывод) населения из опасных зон;
  • санитарную обработку людей, ветеринарную обработку животных, дезактивацию, дезинфекцию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.

 Более подробно об аварийно-спасательных работах  читайте по ссылке.

Неотложные работы включают следующие мероприятия:

  • прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения (загрязнения);
  • локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;
  • укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;
  • ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;
  • обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;
  • ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений для укрытия людей от возможных повторных поражающих воздействий;
  • санитарную очистку территории в зоне чрезвычайной ситуации.

Защита населения от ЧС направлена на защиту людей от поражающих воздействий аварий, катастроф, стихийных бедствий и их последствий, обеспечение смягчения этих воздействий, оказание людям помощи в условиях ЧС и включает следующие мероприятия:

  • оповещение населения об опасности, его информировании о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;
  • эвакуационные мероприятия;
  • меры по инженерной защите населения; меры радиационной и химической защиты;
  • медицинские мероприятия.

 О целях, задачах и этапах ликвидации чрезвычайной ситуации  читайте по ссылке.

Жизнеобеспечение населения в ЧС

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях (ЖОН ЧС) – это совокупность взаимоувязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами РСЧС мероприятий, направленных на создание и поддержание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах ЧС, на маршрутах эвакуации, в местах размещения эвакуируемых по нормам и нормативам для условий ЧС, разработанным и утвержденным в установленном порядке. К видам первоочередного жизнеобеспечения относятся: обеспечение населения водой, продуктами питания, предметами первой необходимости, жильем, медицинскими услугами и средствами, коммунально-бытовыми услугами и средствами, транспортное и информационное обеспечение.

Мероприятия РСЧС предусматриваются в планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС, разрабатываемых на всех уровнях, и реализуются, в основном, заблаговременно, что касается предупреждения, и при возникновении ЧС, что касается ликвидации.

 Более подробно читайте в материале: 

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях

 Источник: Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том II (К-О); под общей редакцией С.К. Шойгу; МЧС России. – М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2007.

Источник: https://fireman.club/inseklodepia/meropriyatiya-rschs/

Основные способы защиты населения в чрезвычайных ситуациях

Основные мероприятия защиты населения в условиях чс. Основные виды мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

В обычных условиях жизнедеятельности граждане самостоятельно обеспечивают свою безопасность.

Но в чрезвычайных ситуациях (ЧС) эта ответственность перекладывается на структуры гражданской обороны, которые также могут подключать к защите и другие ведомства в зависимости от конкретных задач.

Так или иначе, порядок действий базируется на основных способах защиты населения, затрагивающих самые разные аспекты поддержания достаточного уровня безопасности.

Принципы защиты граждан при ЧС

Независимо от проводимых защитно-спасательных мероприятий, службы обеспечения безопасности должны руководствоваться следующими принципами:

  • Заблаговременное планирование операций, направленных на защиту граждан, и проведение их во всех населенных пунктах, входящих в зону риска.
  • Предупреждение ЧС, а также минимизация ущерба и потерь при их возникновении.
  • Планирование и осуществление мероприятий по защите населения при ЧС производится с учетом местных экономических, природных и других характеристик, которые могут повлиять на эффективность осуществления работы.
  • и объем защитных мероприятий должны определяться исходя из принципов достаточности и физической возможности применения конкретных сил и средств с учетом имеющейся ресурсной базы.
  • В ликвидации ЧС участвуют силы гражданской обороны, выделяемые органами местного самоуправления с поддержкой исполнительной власти на региональном уровне.

Основные способы защиты населения

При конкретных ЧС набор мероприятий и действий может быть разным.

Все они будут ориентироваться на недопущение и максимальное сокращение рисков поражения людей, однако способы, объем и характер защитных мер может отличаться в зависимости от обстановки и условий происшествия.

Если говорить о тактике комплексного действия, то с большей долей вероятности будут применяться следующие способы и средства защиты:

  • Своевременное информирование. Применяются различные сигналы оповещения населения.
  • Укрытие людей в защищенных объектах.
  • Применение индивидуальных средств защиты.
  • Мероприятия по защите населения от биологических, радиационных и химических угроз.
  • Эвакуационные мероприятия.
  • Восстановительные мероприятия, оказание медицинской помощи и гуманитарной поддержки.

Вместе с этим по возможности может организовываться профилактическое обучение населения, разведывательные действия, создание резервных каналов поставки продовольствия и наладка коммуникационных сетей.

Своевременное оповещение населения

Целью информирования людей через средства оповещения является доведение распоряжений и оперативных сведений о разного рода угрозах и действиях (заражении, затоплении, радиационной опасности, эвакуации и т. д.).

Современные технологии дают возможность незамедлительного оповещения не только об угрозе как таковой, но и о времени, месте и темпах движения ее носителя.

По расчетам специалистов МЧС РФ, сигналы оповещения позволяют людям укрыться за 10-15 мин после информирования. Это снижает потери с 85% до 5% в среднем.

Что касается применяемых сигналов, то сегодня используются такие виды связи, как радиовещание, телевидение, специальная беспроводная аппаратура и другие средства донесения информации с помощью световых и звуковых источников.

В городах для целей массового информирования используют квартирную радиотрансляционную сеть и громкоговорящую связь, подключенную к единому пульту. оповещений может быть разным в зависимости от условий тревожной ситуации.

Как правило, даются конкретные указания о порядке действий, оговаривается время наступления опасности и т. д.

Помимо общих информационных сообщений, существует ряд тревожных сигналов, которые применяются для оповещения о непосредственной опасности использования химического, ядерного и бактериологического оружия. К таким сигналам относят следующие:

  • «Воздушная тревога». Сигнал предназначен для населения конкретного территориального пункта, который находится в зоне риска поражения противником. Оповещение осуществляется через радиотрансляционную сеть и сопровождается звуками сирен.
  • «Химическая тревога». Этот сигнал оповещает о конкретных угрозах бактериологического или химического нападения. Это значит, что необходимо надеть противогаз и немедленно найти укрытие. В случае угрозы бактериологического нападения в рамках оповещения даются дополнительные инструкции о дальнейших действиях.
  • «Радиационная опасность». Сигнал предназначается населенным пунктам, в направлении которых движется радиоактивное облако. Тем, кому адресуется данное оповещение, необходимо воспользоваться ватно-марлевой повязкой и респиратором, после чего укрыться в противорадиационном убежище.
  • «Отбой воздушной тревоги». Трансляция данного сигнала означает, что с разрешения комендантов убежище можно покинуть. В местах, пораженных оружием массового действия, передаются сведения о сложившейся ситуации, режимах поведения и мерах, направленных на ликвидацию атаки.

Виды мероприятий по защите населения

Для начала стоит выделить две классификации мер, связанных с природой ЧС и характером применяемых средств защиты.

В первом случае разделяют способы защиты в зависимости от техногенного или природного происхождения угрозы, а во втором делят их на принудительные и оперативные действия.

В каждом случае выбор конкретных мероприятий производится в зависимости от расселения людей на территории, природно-климатических условий, экономических возможностей и других факторов. Комплексные системы защиты населения предусматривают выполнение следующих мероприятий:

  • Инженерная защита населения.
  • Операции, направленные на защиту от радиационных и химических угроз.
  • Медицинские мероприятия.
  • Подготовка населения для защиты от ЧС.

Эвакуационные мероприятия

Один из базовых способов обеспечения защиты населения в случае ЧС. Наиболее эффективна эвакуация при радиоактивном загрязнении и катастрофическом затоплении местности. цель этого способа защиты заключается в организованном перемещении определенной группы людей и по возможности материальных ценностей в безопасные зоны. Существуют следующие классификации способов эвакуации людей:

  • По средствам перемещения – транспортом, пешим ходом, комбинированными способами.
  • По виду опасности – из зон биологического, химического, радиоактивного заражения, затопления, сильных разрушений и т. д.
  • По удаленности – эвакуация может быть локальной (в рамках города, поселка или района), местной (в пределах муниципального образования РФ), государственной (в границах РФ).
  • По временным показателям – временная (с возможностью возвращения на покинутое место через несколько дней), среднесрочная (до 30 дней), продолжительная (более 30 дней).

Потребность в эвакуации населения, способы ее проведения и сроки определяет местная комиссия по ЧС. Основанием для таких действий может стать выявленная и оцененная по ранее подготовленным нормативным критериям угроза жизни людей.

Укрытие в защитных сооружениях

Инфраструктура городских населенных пунктов должна предусматривать возможность местного укрытия в защищенных сооружениях. Это важно в случае затруднения полной эвакуации населения.

Защитное сооружение представляет собой инженерную конструкцию, предназначенную для временного укрытия людей, техники и материального имущества от опасностей природного и техногенного характера.

На сегодняшний день основной способ защиты населения в виде укрытия предполагает эвакуацию в убежища открытого и закрытого типа. К первым относятся траншеи и щели, а ко вторым – специальные противорадиационные укрытия.

Техническая организация укрытий

Фонды защитных сооружений наращиваются разными способами. Для размещения объектов хозяйственного, производственного и социально-бытового назначения с возможностью обеспечения внешней защиты могут осваиваться подземные городские пространства.

Ставятся на учет также подвальные и другие мелкозаглубленные помещения наземных сооружений.

Естественные полости, горные выработки и шахты метрополитенов после соответствующего дооборудования могут использоваться в организации защиты населения и материальных средств в угрожаемый период.

Для всех объектов из фонда защитных городских укрытий действуют определенные требования к условиям содержания людей, которые касаются санитарно-гигиенических правил. Также к основным требованиям относится возможность подготовки укрытия к приему населения за 12 ч с момента оповещения.

В процессе осуществления эвакуации и обеспечения локальной защиты, в зоне угрозы необходимо использование средств индивидуальной защиты (СИЗ). Их может представлять один или группа предметов, которые служат для препятствования действия биологических, химических радиоактивных веществ на одного человека.

К наиболее распространенным средствам защиты населения такого типа можно отнести противогазы, тканевые маски, респираторы и ватно-марлевые повязки. По защищаемым органам выделяют СИЗ для кожных покровов и органов дыхания. Для такого рода защиты могут использоваться и бытовые материалы.

Например, одежда, изготовленная из прорезиненных изолирующих тканей, обеспечит защиту от вредных воздушных примесей.

Оказание медицинской помощи

В общем комплексе защитных мероприятий проводятся и медицинские действия. Они могут осуществляться в рамках лечебных, санитарно-гигиенических и профилактических мер, направленных на минимизацию влияния поражающего эффекта на людей. и объем медицинских действий будет зависеть от условий текущей обстановки и характеристик поражающих факторов.

Например, обеспечение защиты населения в рамках лечебно-профилактических мероприятий может выполняться с помощью радиозащитных препаратов, дезинфицирующих растворов, противобактериальных, обезболивающих и перевязочных средств. В числе табельных медсредств также стоит выделить индивидуальную аптечку, противохимический пакет и перевязочный набор.

Заключение

Технологическое развитие коммуникаций и средств коллективной защиты на сегодняшний день позволяет эффективно справляться с выполнением задач гражданской обороны в условиях ЧС.

Хотя основные способы защиты населения по-прежнему сводятся к своевременному оповещению, проведению эвакуации и применению СИЗ, появляются и модифицированные способы защиты от современных угроз и вызовов. Например, разрабатываются новые требования к организации убежищ, предназначенных для изоляции от поражающего действия ядерных и химических факторов.

Меняются и подходы к коммуникационной организации проведения защитных мероприятий, что позволяет экономить больше времени на оповещение население и подготовку инструктажей.

Источник: https://FB.ru/article/380909/osnovnyie-sposobyi-zaschityi-naseleniya-v-chrezvyichaynyih-situatsiyah

Чрезвычайные ситуации: определение, классификация и принципы защиты населения при чс — Милитари Блог

Основные мероприятия защиты населения в условиях чс. Основные виды мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории (акватории) или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или экологического бедствия, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, применении противником современных средств поражения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, привела к нарушению условий жизнедеятельности людей, значительным материальным потерям и экономическому ущербу и требует  на свою ликвидацию крупных материальных, временных и людских затрат.

Стихийное бедствие – разрушительное природное явление, в результате которого может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью людей, их гибель, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды.

Авария –опасное техногенное происшествие приводящие к повреждению машин, станков, оборудование, зданий, наносящее ущерб здоровью людей и окружающей природной среде и создающее угрозу для жизни людей.

Понятие «катастрофа» можно трактовать по-разному.

В интересах здравоохранения катастрофа трактуется, как внезапно возникшее явление природы или акция человека, повлекшие за собой многочисленные человеческие жертвы или нанесшие ущерб здоровью группы людей, одновременно нуждающихся в экстренной медпомощи и защите, вызвавшие диспропорцию между формами и методами повседневной работы органов и учреждений здравоохранения, с одной стороны, и возник­шей потребностью пострадавших в экстренной медпомощи, с другой стороны.

То есть при катастрофах, часто требуется применения других способов, методов и технологии оказания медпомощи, чем в повседневной практике здравоохранения (привести примеры).

1.2. Классификация катастроф и чрезвычайных ситуаций

Классификация катастроф.

 I группа – Естественные (природные) катастрофы

—       Метеорологические: Бури (ураганы), морозы, засухи, пожары

—       Теллурические и тектонические: Извержения вулканов, землетрясения.

—       Топологические: Наводнения, сели, оползни, снежные обвалы.

—       Космические: Падение метеоритов и прочие космические катаклизмы.

II группа – Искусственные (техногенные) катастрофы

—       Транспортные: Авиа- и космические, железнодорожные, автодорожные, на речном и морском флоте.

—       Производственные: Механические, химические, радиационные, термические.

III группа – Специфические катастрофы

—       Войны

IV группа – Биолого-социальные катастрофы

—       эпидемии,

—       терроризм,

—       голод,

—       наркомания (токсикомания),

—       общественные беспорядки,

—       алкоголизм.

Для установления единого подхода к оценке ЧС природного и техногенного характера, определения границ зон ЧС и адекватного реагирования на них, Постановлением Правительства РФ № 304 от 21 мая 2007 года введена следующая классификация ЧС.

Вид ЧСХарактерологические признаки
Количество пострадавших (чел)Размер материального ущербаЗона ЧС
ЛокальнаяНе более 10Не более 100 тыс. руб.Не выходит за пределы объекта
МуниципальнаяНе более 50Не более 5 млн. руб.Не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города Федерального значения
Межмуници-пальнаяНе более 50Не более 5 млн. руб.Затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территории города Федерального значения или межселенную территорию
РегиональнаяСвыше 50, но не более 500Свыше 5 млн. руб., но не более 500 млн. рублейНе выходит за пределы территории одного субъекта РФ
Межрегион —альнаяСвыше 50, но не более 500Свыше 5 млн. руб., но не более 500 млн. рублейЗатрагивает территорию двух и более субъектов РФ
ФедеральнаяСвыше 500 чел.Свыше 500 млн. руб.

Локальная ЧС – ликвидируется  силами и средствами предприятий, учреждений и организаций неза­висимо от их организационно-правовой формы.

МуниципальнаяЧС ликвидируется силами и средствами органов местного самоуправления.

Межмуниципальная ЧС – ликвидируется силами и средствами органов местного самоуправления оказавшихся в зоне ЧС.

РегиональнаяЧС – ликвидируется силами и средствами органов исполнительной власти субъекта РФ.

Межрегиональная ЧС – ликвидируется  силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС.

Федеральная ЧС – ликвидируется  по решению Правительства РФ.

По числу пострадавших ЧС подразделяются на:

Вид ЧСЧисло пострадавшихНуждаются в госпитализации
Малая25 – 100 человек10 – 50 человек
Средние101 – 1000 человек51 – 250 человек
Большиесвыше 1000 человексвыше 250 человек

Для здравоохранения основным показателем или критерием, характеризующим ЧС, является количество пораженных. Так в США любой несчастный случай, на который диспетчер оправляет более трех автомобилей скорой помощи, считается потенциальной ЧС и приводится в действие мобилизационный резерв службы спасения.

1.3. Стадии (фазы) развития и поражающие факторы ЧС, критерии и медико-санитарные последствия ЧС

Независимо от классификационной принадлежности, в развитии ЧС выделяют четыре стадии (фазы) развития.

1.Стадия зарожденияЧС. В ней происходит накопление отклонений от нормального состояния, создаются предпосылки для возникновения ЧС (усиление природной активности, накопление деформаций, дефектов и т.п.). Она может длиться сутки, месяцы, иногда – годы и десятилетия. Установить момент начала стадии зарождения трудно.

2. Стадияинициированияили начала чрезвычайного события, лежащего в основе ЧС.

В развитии данной стадии очень часто присутствует человеческий фактор: статистика свидетельствует, что до 70% техногенных аварий и катастроф происходит вследствие ошибок персонала. Более 80% авиакатастроф и катастроф на море связаны именно с человеческим фактором.

Для снижения этих показателей необходима более качественная подготовка персонала. Так, например, в США для подготовки оператора АЭС затрачивается до 100 тыс. долларов.

3.

Стадия кульминации процесса чрезвычайного события, во время которого происходит высвобождение факторов риска (энергии или вещества), оказывающих наибольшее негативное, неблагоприятное воздействие на население, объекты и природную среду. Одной из особенностей этой стадии является взрывной характер разрушительного воздействия, вовлечение в процесс токсичных, энергонасыщенных и других компонентов.

4. Стадиязатухания (локализация ЧС, устранение действия его остаточных факторов). Она длится до полной ликвидации прямых и косвенных последствий ЧС.

Эта фаза хронологически охватывает период от перекрытия (ограничения) источника опасности  – ликвидации ЧС. Эта фаза при некоторых ЧС может по времени начинаться еще до завершения третьей фазы.

Продолжительность этой стадии может составлять годы, десятилетия.

В качестве примера можно рассмотреть следующую последовательность событий:

  1. стадия зарождения ЧС – наступление пожароопасного периода в лесу;
  2. стадия инициирования ЧС – оставленный не затушенным костер;
  3. стадия кульминации ЧС – лесной пожар;
  4. стадия затухания – начинается с момента взятия под контроль пожара, т.е. его локализации. Окончание стадии затухания связано с тушением пожара и дальнейшими работами по рекультивации земель и восстановлению лесных посадок.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 261 от 1992г. критериями ЧС является:

  1. число поражённых – 10  и более;
  2. число погибших – 2-4 и более;
  3. увеличение среднестатистической заболеваемости в 3 раза;
  4. увеличение среднестатистической смертности при эпидемии в 3 раза;
  5. возникновение одновременно 50 и более случаев острых инфекционных заболеваний,
  6. возникновение одновременно 20 случаев заболеваний с неизвестной этиологией,
  7. возникновение одновременно 15 случаев лихорадочных заболеваний не установленного характера.

Во время ЧС на людей и окружающую природную среду  могут воздействовать следующие поражающие факторы:

—       динамический (механический) –  приводит к различным травмам и ранениям. Такие поражения часто встречаются при землетрясениях, смерчах, транспортных авариях.

—       термический – приводит к различной степени ожогам или обморожениям (световое излучение, пожары, морозы, наводнения и т.д.)

—       радиационный –  приводят к лучевой болезни, лучевым ожогам кожи и поражениям внутренних органов при попадании РВ внутрь. 

—       химический – воздействует на людей при химических авариях, вызывая разнообразные по характеру и тяжести поражения (отравления).

—       биологический – это бактерии и др. биологические агенты, выброс и распространение которых возможен при авариях на биологически опасных объектах, что может привести к массовым инфекционным заболеваниям (эпидемиям). 

—       психоэмоциональный (психотравмирующий) – приводит к различным нарушениям психики, от легких психогенных реакций (ступор, страх, истерия), до стойких нервно-психических заболеваний (депрессия, психоз) требующих длительной госпитализации и лечения. Подобные явления наблюдались в 10-13% случаев среди пострадавших в Арзамасе и Иванове и до 64% – при землетрясениях. Зачастую психотравмирующие факторы усиливаются через печать и электронные средства массовой информации (телевидение, радио и др.).

Опасные и вредные факторы ЧС, воздействуя на население, конкретную территорию с расположенными на ней сооружениями, флорой и фауной образуют очаг поражения.

Классификация очагов поражения:

—       простой – очаг поражения, возникший под воздействием одного поражающего фактора;

—       сложный – очаг поражения, образовавшийся в результате действия нескольких поражающих факторов (например, вследствие взрыва произошли разрушения конструкций, пожар, разгерметизация емкостей с химически-опасными веществами).

Источник: https://dubki-nk.ru/istoriya/chrezvychajnye-situatsii-opredelenie-klassifikatsiya-i-printsipy-zashhity-naseleniya-pri-chs.html

Методические рекомендации по организации действий органов государственной власти и органов местного самоуправления при ликвидации чрезвычайных ситуаций, Протокол Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 17 апреля 2015 года №4

Основные мероприятия защиты населения в условиях чс. Основные виды мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

УТВЕРЖДЕНЫрешением Правительственнойкомиссии по предупреждениюи ликвидации чрезвычайных ситуацийи обеспечению пожарной безопасности

Протокол N 4 от 17 апреля 2015 года

Методические рекомендации разработаны во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О.Рогозина от 28.11.2014 N РД-П4-8793 с учетом опыта ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в г.

Крымске, Дальневосточном, Сибирском и Южном федеральных округах, а также изменений и дополнений в федеральном законодательстве в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Настоящие методические рекомендации предназначены для руководителей органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Методические рекомендации следует использовать с учетом издаваемых нормативных документов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, особенностей местных условий и складывающейся обстановки при возникновении ЧС.

Обозначения и сокращения

ГО

Гражданская оборона

ЕДДС

Единые дежурные диспетчерские службы

РСЧС

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

ФП РСЧС

Функциональные подсистемы РСЧС

ТП РСЧС

Территориальные подсистемы РСЧС

ФОИВ

Федеральные органы исполнительной власти

ТО ФОИВ

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти

ОИВ СРФ

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

ОМСУ

Органы местного самоуправления

ЦУКС

Центр управления в кризисных ситуациях

ЧС

Чрезвычайная ситуация

Комиссия по ЧС и ОПБ

Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

ОШ ЛЧС

Оперативный штаб ликвидации чрезвычайных ситуаций

ИОГВ

Исполнительные органы государственной власти

Основные понятия

В настоящих Методических рекомендациях используются следующие термины и определения:

Аварийно-спасательные работы — действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зонах ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) — система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций.

Единые дежурные диспетчерские службы (ЕДДС) — органы повседневного управления местного (городского) звена РСЧС, являющийся центральным звеном в Единой системе оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях (ЕСОДУ).

Комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ) — функциональная структура федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также органа управления объектом экономики, осуществляющая в пределах своей компетенции координацию функционирования соответствующей подсистемы или звена РСЧС, проведение работ по предотвращению возникновения ЧС и их ликвидации, борьбе с пожарами.

Критически важные объекты — объекты, нарушение (или прекращение) функционирования которых приводит к потере управления, разрушению инфраструктуры, необратимому негативному изменению (или разрушению) экономики страны, субъекта или административно-территориальной единицы, или существенному ухудшению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на этих территориях на длительный период времени.

Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций — это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Оперативный штаб ликвидации чрезвычайной ситуации (ОШ ЛЧС) — создаваемая на период ликвидации ЧС структура, предназначенная для организации и обеспечения устойчивого управления подчиненными силами, организации и поддержания взаимодействия с органами управления и силами РСЧС при ликвидации ЧС, а также всестороннего обеспечения работ по ликвидации ЧС.

Поисково-спасательные работы — вид аварийно-спасательных работ, имеющих целью установить текущее местонахождение пропавшего объекта в состоянии бедствия — человека, группы людей, морского или воздушного судна и спасение лиц, терпящих бедствие, оказание им первой или иной помощи и доставка их в безопасное место.

Потенциально опасный объект — объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.

Радиоактивное загрязнение — наличие или распространение по поверхности земли, в атмосфере и воде, либо на продуктах питания, фураже, пищевом сырье и других предметах радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений, оказывающих опасное воздействие на жизнь и здоровье людей.

Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) — орган повседневного управления РСЧС на региональном, межрегиональном уровне, осуществляющий управление силами и средствами РСЧС в повседневном режиме, при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Глава 1. Перечень основных нормативных и правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420359157

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: