Основы военной службы

Содержание
  1. Конституция и Федеральный Закон о воинской обязанности
  2. Статья 39. Правовая защита военнослужащих, участвующих в защите Государственной границы, и членов их семей
  3. Статья 41. Социальная защита военнослужащих и других граждан, участвующих в защите Государственной границы
  4. Статья 42. Установление дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и другим гражданам, участвующим в защите Государственной границы
  5. Основы военной службы
  6. Состояние подготовки граждан к военной службе и тенденции ее развития
  7. Правовая основа военной службы: описание, требования и особенности
  8. О юридических источниках
  9. О военной обязанности
  10. Обязанности государственных органов
  11. Основные мероприятия по обеспечению воинской службы
  12. Об организации военного учета
  13. О подготовке гражданина к воинской службе
  14. О призыве на службу военного типа
  15. Правовые основы прохождения военной службы по контракту
  16. Об исполнении воинских обязанностей

Конституция и Федеральный Закон о воинской обязанности

Основы военной службы

Воинская обязанность — закрепленная Конституцией РФ и регулируемая нормами военного права обязанность граждан РФ нести военную службу в Вооруженных Силах РФ и других войсках и защищать Отечество. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных ФЗ случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Воинская обязанность регулируется ФЗ РФ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и другими нормативными актами.

По действующему законодательству формами исполнения воинской обязанности являются: подготовительные (воинский учет, подготовка к военной службе, военное обучение в военное время); основные (поступление на военную службу, прохождение военной службы, прохождение альтернативной гражданской службы, пребывание в запасе); специальная — служба (работа) в качестве военных строителей. Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами (военкоматами) по месту жительства (об основных формах исполнения В. о. см. Альтернативная служба. Военная служба).

Правовые основы военной службы регламентированы соответствующим законодательством.

Оно представляет собой совокупность правовых норм по регулированию общественных отношений, возникающих в связи с исполнением воинской обязанности гражданином Российской Федерации.

Это законодательство структурно состоит из конституционных норм, законов и иных нормативных правовых актов. В целом оно представляет собой системное образование, имеющее общий предмет — правовое регулирование.

Основы правового регулирования обеспечения обороны страны и строительства Вооруженных Сил содержатся в Конституции Российской Федерации.

Значимость Конституции для нормальной жизнедеятельности государства, в том числе и для военной деятельности, состоит в том, что ее нормы и институты обладают высшей юридической силой.

Это означает, что все иные законы и правовые акты созданы на основе и в соответствии с Конституцией и не могут ей противоречить.

Другими основными законодательными и нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы обороны и военного строительства, являются:

указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации»;

закон «Об обороне»;

закон «О воинской обязанности и военной службе»;

закон «О статусе военнослужащих»;

закон «О государственной границе Российской Федерации»;

закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей»;

военная доктрина;

общевоинские уставы и др.

Вот что написано о воинской обязанности в Конституции РФ.

Статья 59.

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Другими основными законодательными и нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы обороны и военного строительства, являются:

Указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации»

После распада СССР перед независимой Россией вновь встал вопрос о формировании российских ВС. 7 мая 1992 г.

Президент РФ издал Указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации», в котором подчеркивалось… «создавая собственные ВС Российской Федерации сохраняет и подтверждает преемственность лучших боевых традиций российской армии…».

Отмечалась необходимость использования ВС только для защиты свободы и независимости России, обеспечения ее безопасности и суверенитета. Среди принципов строительства ВС РФ выделено создание многонациональной кадровой армии комплектуемой на основе сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту и ряд других.

Федеральный закон «Об обороне»

Приведем здесь одну статью закона, о тех, в чью воинскую обязанность входит защищать нашу Родину

Статья 12. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом

1. Личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:

1) военнослужащими — путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу;

2) гражданским персоналом — путем добровольного поступления на работу.

3. Штатная численность гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, а перечень воинских должностей, замещаемых гражданским персоналом, — министром обороны Российской Федерации.

4. Для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации создается запас военнообученных людских ресурсов.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

В марте 1998 г. был принят очередной, ныне действующий закон «О воинской обязанности и военной службе», определяющей порядок подготовки и прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ.

Служить в ВС – служить Родине.

Военнослужащий – защитник Отечества, на которого в современных условиях возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации, именно поэтому он должен обладать рядом качеств.

Прежде всего, военнослужащий – патриот, который любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии, а потому, что это его Родина. Любовь к Родине – это проявление патриотизма, защита Отечества – это долг и обязанность патриота.

Военнослужащий ВС РФ – это человек, соблюдающий воинскую честь и достоинство, обладающий гуманностью, человеколюбием. Военнослужащий всегда должен быть готов в любых условиях соблюдать военную присягу и законы. Патриотизм, долг и честь солдата – это те морально-духовные качества, которые делают армию непобедимой.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих»

В этом законе определяется статус военнослужащих, права и обязанности, которые на них возлагаются. Вот как определяются основные обязанности в этом документе.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

Федеральный закон «О государственной границе Российской Федерации»

В законах и правовых актах представлены не только обязанности военнослужащих и вопросы их правовой и социальной защиты, которые касаются также сечей военнослужащих. Об этом говорится в следующих статьях:

Статья 39. Правовая защита военнослужащих, участвующих в защите Государственной границы, и членов их семей

Военнослужащие, непосредственно участвующие в защите Государственной границы, наделяются статусом военнослужащих, выполняющих специальные обязанности, установленным Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих».

Они являются представителями федеральной исполнительной власти и находятся под защитой государства. Их законные требования обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами.

Никто, кроме лиц, специально уполномоченных на то федеральным законом, не вправе вмешиваться в их деятельность.

Воспрепятствование исполнению военнослужащими обязанностей по защите Государственной границы, посягательство на жизнь, здоровье, честь и достоинство, имущество военнослужащего или членов его семьи в связи с выполнением им этих обязанностей влекут уголовную или административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 41. Социальная защита военнослужащих и других граждан, участвующих в защите Государственной границы

Социальная защита военнослужащих и других граждан, непосредственно участвующих в защите Государственной границы, гарантируется законодательством Российской Федерации.

Статья 42. Установление дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и другим гражданам, участвующим в защите Государственной границы

Военнослужащим и другим гражданам, участвующим в защите Государственной границы, законодательством Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти (в пределах их полномочий) могут быть установлены и иные, кроме предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации.

Федеральный закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей»

Статья 6. Реализация права на пенсионное обеспечение.

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы.

Источник: https://pechatniki.mos.ru/presscenter/news/detail/1525114.html

Основы военной службы

Основы военной службы

Задачами обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы являются:

— формирование морально-психологических и физических качеств гражданина, необходимых для прохождения военной службы;

— воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и ее Вооруженным Силам;

— изучение гражданами основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, о воинской обязанности и воинском учете, обязательной и добровольной подготовке к военной службе, о прохождении военной службы по призыву и в добровольном порядке (по контракту), о пребывании в запасе, о правах, обязанностях и ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе;

— приобретение навыков в области гражданской обороны;

— изучение основ безопасности военной службы, конструкции и правил обращения с боевым ручным стрелковым оружием, основ тактической, медицинской, строевой подготовки, вопросов радиационной, химической и биологической защиты войск и населения;

— практическое закрепление полученных знаний в ходе учебных сборов;

— проведение военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учетными специальностями и выбор профессии офицера.

В соответствии с совместным приказом Министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации № 96/134 от 24.02.2010 года подготовка граждан по ОВС в образовательных учреждениях предусматривает проведение на базе воинских частей 5-дневных (40 учебных часов) ежегодных учебных сборов в конце предпоследнего года обучения.

В ходе сборов изучаются: размещение и быт военнослужащих, организация караульной и внутренней служб, элементы строевой, огневой, тактической, физической и медицинской подготовки, а также вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск. В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно-профессиональной ориентации.

В соответствии с методическим письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 13 апреля 1999 г. № 16—51—64 ин/16—13 в образовательных учреждениях среднего профессионального образования учебная дисциплина «Основы военной службы» введена как самостоятельная, вне рамок «ОБЖ».

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 мая 2001 г. № 202 утверждена «Инструкция о подготовке граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования».

Состояние подготовки граждан к военной службе и тенденции ее развития

Существующая в настоящее время система подготовки граждан к военной службе в Российской Федерации во многом повторяет прежнюю, рассчитанную на 2-годичный срок военной службы по призыву и принципиально иные качественные и количественные параметры и структуру военной организации государства. Переход с 2008 года на годичный срок военной службы по призыву повлек за собой значительное повышение требований к качеству подготовки граждан к военной службе.

    Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере подготовки граждан к военной службе характеризуется рядом негативных факторов. К основным из них можно отнести:
  • снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части граждан, подлежащих призыву на военную службу. Доля граждан, ограниченно годных к военной службе, составила в 2009 году около 30 процентов;
  • отсутствие единого перечня требований к физической, психологической и интеллектуальной подготовленности гражданина к военной службе;
  • отсутствие федеральной системы подготовки граждан к военной службе, охватывающей все категории граждан начиная с дошкольного возраста;
  • недостаточные объемы физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию в образовательных учреждениях;
  • отсутствие преемственности программ физического воспитания в учреждениях образования различных типов и видов;
  • недостаточное развитие военно-прикладных видов спорта;
  • отсутствие органа, обеспечивающего координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и общественных организаций в системе подготовки граждан к военной службе.

Базовым фактором, определяющим способность гражданина проходить военную службу, является состояние его физического развития и здоровья. 

Пособие разработано в полном соответствии с действующими учебными программами по основам военной службы общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования, а также учебных пунктов организаций.

В пособии последовательно и в логической взаимосвязи изложен учебный материал по следующим темам:

· оборона государства как система мер по защите его целостности и неприкосновенности;

· Вооруженные Силы Российской Федерации как государственная структура, составляющая основу обороны страны;

· воинская обязанность – установленный законом почетный долг гражданина проходить службу в рядах Вооруженных Сил;

· военная служба – особый вид федеральной государственной службы;

· прохождение военной службы по призыву и по контракту;

· требования, предъявляемые к моральным и психологическим качествам военнослужащих;

· военно-патриотическое воспитание;

· гражданская оборона – важная часть системы обороноспособности государства.

Приложение содержит основные нормативные правовые акты по подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, прохождению альтернативной гражданской службы, перечень военных образовательных учреждений профессионального образования МО РФ и другие справочные материалы.

При разработке пособия учтены требования современных педагогических концепций, использованы материалы военно-дидактических и военно-психологических исследований.

Применение его в учебном процессе позволяет реализовать три основные функции обучения:

· образовательную (вооружение учащихся определенной системой знаний);

· воспитательную (формирование у учащихся качеств, необходимых для успешного выполнения воинского долга);

· развивающую (развитие интеллектуальных способностей учащихся).

Денисов Р.А., Михайлова С.В.Подготовка молодёжи к военной службе: учебно-методическое пособие / АГПИ им. А.П. Гайдара. – Саров: СГТ, 2010. – 161 с. ISBN 978-5-904105-25-9

Учебно-методическое пособие составлено на основании «Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года» от 3.02.2010 г. и «Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе» от 31 декабря 1999 г. № 1441.

В пособии раскрыты основные принципы, методы и формы военно-патриотического воспитания, представлены законы и положения о подготовке и призыве молодежи в Вооруженные Силы, рассмотрены основные моменты военной службы и предложены методические рекомендации по физической подготовке для юношей.

Данное учебно-методическое пособие предназначено учащимся и студентам, желающим знать законодательные документы призыва на военную службу и иметь совершенную физическую форму для достойной защиты Отечества. Также пособие рекомендуется преподавателям и организаторам, занимающимся подготовкой молодежи к военной службе. 

частично использованы материалы сайта http://иванов-ам.рф/

Источник: http://xn--90akw.xn--p1ai/uchebnye-materialy-obzh/osnovy-voennoy-sluzhby/

Правовая основа военной службы: описание, требования и особенности

Основы военной службы

Служба военного типа представляет собой важнейший вид гражданской деятельности на территории России. Естественно, такое важное явление должно регламентироваться законодательно. Какие существуют правовые основы военной службы? Из данной статьи можно будет получить ответ на этот вопрос.

О юридических источниках

Конечно же, самым важным и крупным источником в правовой основе службы военного типа является российская Конституция. Стоит обратить внимание на статью 59 основного закона страны. Именно здесь говорится о защите государства как об обязанности и долге каждого без исключения его гражданина.

Статья 59 закрепляет норму, в соответствии с которой каждый дееспособный россиянин мужского пола, не достигший возраста 27 лет, должен исполнять военную службу в строгом соответствии с Федеральным законом.

Однако если убеждения гражданина противоречат несению военной обязанности, может быть предложена альтернатива в виде службы гражданского типа.

О чем еще говорит российская Конституция? Стоит выделить статью 71, в соответствии с которой к исключительному ведению федеральных органов относятся вопросы мира и войны, безопасности и обороны, защиты государственной границы и т. д.

Правовая основа военной службы в России не ограничивается одной лишь Конституцией. Существует ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» 1998 года. Именно в этом нормативном акте закрепляются все основные положения, касающиеся исполнения военных обязанностей гражданами РФ.

О военной обязанности

Правовая основа военной службы в виде представленного законопроекта закрепляет понятие воинской обязанности. Согласно нормативному акту, рассматриваемое понятие является совокупностью таких элементов, как:

  • пребывание в запасе;
  • подготовка к службе;
  • военный призыв;
  • воинский учет;
  • призыв на военные сборы.

Отдельно регламентируется понятие воинской обязанности в мобилизационный период.

Здесь стоит отметить следующие компоненты:

  • призыв на службу;
  • военное обучение;
  • прохождение службы.

Закон говорит о существовании принципа добровольности, в соответствии с которым граждане могут исполнять свой конституционный долг.

Обязанности государственных органов

Правовая основа военной службы являет собой совокупность норм, содержащих положения о различных элементах службы военного типа. Статья 4 рассматриваемого Федерального закона закрепляет права и функции органов государственной власти в сфере обеспечения военной службы.

Должностные лица, ответственные за военно-учетную деятельность, должны своевременно оповещать граждан о необходимости прийти в военный комиссариат, обеспечивать возможность явки в военкоматы, а также направлять в двухнедельный срок все необходимые для военного учета документы.

Органы внутренних дел, в свою очередь, должны заниматься поиском граждан, уклоняющихся от военного учета, вручать повестки и проводить задержание отдельных лиц, обвиняющихся в уклонении от воинской службы.

Основные мероприятия по обеспечению воинской службы

Правовые основы прохождения военной службы содержат в себе положения о проведении мероприятий, обеспечивающих качественное исполнение воинских обязанностей. Что это могут быть за мероприятия?

В статье 5 рассматриваемого законопроекта говорится о медицинском освидетельствовании и осмотре, о постановке на учет, формировании людского мобилизационного резерва, построении военных образовательных организаций, тесном сотрудничестве различных общественных инстанций с Министерством обороны и т. д. В законе закрепляется довольно четкая иерархическая структура, в соответствии с которой лица, принимающие участие в обеспечении и реализации представленных мероприятий, должны получать месячный заработок и командировочные расходы.

Об организации военного учета

Результатом ОГП правовых основ военной службы стала четкая и качественная организация военного учета. Закрепляется законодательно это явление в статье 8 рассматриваемого Федерального закона. В соответствии с 53-ФЗ, военную службу должны проходить все граждане, за исключением:

  • лиц, уже проходящих службу военного типа;
  • граждан, находящихся по решению суда в местах лишения свободы;
  • женщин, не имеющих удостоверения о военной специальности;
  • лиц, проживающих за пределами российского государства на постоянной основе;
  • граждан, проходящих гражданскую службу альтернативного типа.

Региональные инстанции местного самоуправления способны подавать запрос в организации для получения информации, нужной для военного учета, на оповещение граждан о необходимости явиться в военкомат, на определение порядка приема граждан и т. д.

Какую информацию о гражданине должны содержать документы? Это фамилия, имя и отчество, место и дата рождения, наличие образования, место работы, степень годности к воинской службе, антропометрические данные и пр.

О подготовке гражданина к воинской службе

Какие элементы, в соответствии со статьей 11 рассматриваемого Федерального закона, включает в себя подготовка к военной службе? Нормативный акт содержит данные:

  • о получении основных знаний в области обороны;
  • об основах военной службы;
  • о патриотическом воспитании;
  • о медицинском освидетельствовании;
  • о подготовке по военным специальностям (на матроса, сержанта, старшину и т. д.).

Получение знаний российскими гражданами в области обороны осуществляется в образовательных организациях. Программа включает в себя приобретение минимального количества знаний о гражданской обороне и гражданских навыках, а также в сфере ОБЖ.

Правовые основы военной службы в РФ закрепляют и понятие военно-патриотического воспитания. Согласуется оно Правительством РФ совместно с Минобороны. Подготовка проходит непосредственно в войсках. Финансирование программы осуществляется из государственного федерального бюджета.

О призыве на службу военного типа

Статьи 22-26 рассматриваемого Федерального закона закрепляют основания призыва на воинскую службу.

Согласно отдельным нормативным актам, призыву подлежат все мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, что обязаны состоять на военном учете.

Освобождаются от призыва лица ограниченно годные к военной службе по состоянию здоровья, а также граждане, уже прошедшие военную или гражданскую альтернативную службу. Освобождаться от службы могут лица, имеющие степень ученого.

https://www.youtube.com/watch?v=uG-wlGQDd4Q\u0026list=PL1ICPa47EGB-uuPP4sid2I7cmChFi3_z3

Закрепляет закон и сроки призыва. Это всегда два периода: с 1 апреля по середину июля, с 1 октября до конца декабря. Форма же призыва выглядит следующим образом:

  • явка на медицинскую проверку и на заседание призывной комиссии;
  • явка в указанное в повестке место прохождения военной службы.

На все мероприятия, так или иначе связанные с призывом, граждане вызываются повестками. Призывную комиссию составляют следующие лица:

  • глава муниципального образования или лицо, замещающее его;
  • заместитель председателя комиссариата;
  • секретарь комиссии;
  • врач, занимающийся медицинским освидетельствованием;
  • представитель соответствующей инстанции из управления в сфере образования;
  • работник из службы занятости населения.

В зависимости от региона состав комиссии может пополняться новыми лицами. Сокращать же состав строго запрещается.

Правовые основы прохождения военной службы по контракту

Как можно охарактеризовать военный контракт? В соответствии со статьей 32 рассматриваемого закона, это письменный документ, оформленный в порядке, соответствующем Положению о прохождении военной службы.

Документ направляется Министерству обороны России или любому другому государственному органу, специализирующемуся на военной службе. В самом контракте говорится о желании пройти военную службу в добровольном порядке. Указываются сроки и условия заключения контракта. Документ вступает в силу с момента подписания и обнародования его должностным лицом.

Правовые основы военной службы по контракту, таким образом, строго регламентированы нормами Федерального закона.

Об исполнении воинских обязанностей

Каждый без исключения военнослужащий должен исполнять следующие виды обязанностей:

  • участвовать в боевых действиях, заниматься выполнением задач в условиях военного или чрезвычайного положения;
  • исполнять установленные законами и уставом должностные обязанности;
  • нести боевое дежурство;
  • принимать участие в учениях или походах кораблей;
  • заниматься выполнением распоряжений или приказов, отдаваемых командиром;
  • проходить военные сборы и учения;
  • защищать здоровье, жизнь и честь личности;
  • участвовать в предотвращении и ликвидации последствий стихий, природных катастроф, бедствий и т. д.

Командирам, в свою очередь, запрещено отдавать приказы, не имеющие отношения к военной службе или нарушающие законы России.

Источник: https://FB.ru/article/326935/pravovaya-osnova-voennoy-slujbyi-opisanie-trebovaniya-i-osobennosti

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: