Полет Матиаса Руста. Провокация с высоким прикрытием. Правда и вымыслы о скандальном приземлении самолета на красной площади

Содержание
  1. Миссия Матиаса Руста, или Посадка на Красной площади
  2. «Мост между Востоком и Западом»
  3. Невероятная удача
  4. «С призывом к миру»
  5. Тюрьма и освобождение
  6. Мог ли полёт Матиаса Руста быть провокацией спецслужб
  7. Полёт был нужен Горбачёву
  8. А может быть, всё-таки халатность?
  9. Нестыковки в версии заговора
  10. Альтернативная версия: провокация против «перестройки»
  11. Правда и вымыслы о скандальном приземлении самолета на Красной площади
  12. Испорченный День пограничника
  13. Странные детали в «деле Матиаса Руста»
  14. Кто «помог» Русту посадить самолет на Красной площади?
  15. Как Матиас Руст расплатился за свой полет
  16. Полёт Матиаса Руста: был ли он спланирован западными спецслужбами
  17. Матиас Руст: подробности полета, история, детали
  18. 1. Случайность первая: подготовка
  19. 2. Случайность вторая: вылет
  20. 3. Случайность третья: граница
  21. 4. Случайность четвертая: путь к Москве
  22. 5. Случайность пятая: Москва и Шереметьево
  23. Последствия

Миссия Матиаса Руста, или Посадка на Красной площади

Полет Матиаса Руста. Провокация с высоким прикрытием. Правда и вымыслы о скандальном приземлении самолета на красной площади

19-летний пилот приземлился на Красной площади около 7 часов вечера, как раз на заходе солнца

В 1987 году молодой человек из Германии шокировал мир, приземлившись на своем самолете «Сессна» на Красной площади. После этого полета ему пришлось провести более года в советской тюрьме. Четверть века спустя он не жалеет о содеянном.

Ровно 25 лет назад министр иностранных дел СССР отклонил прошение Матиаса Руста об отмене наказания в виде лишения свободы.

19-летний Матиас Руст по своей инициативе на одномоторном самолете «Сессна» преодолел 750 км в воздушном пространстве СССР и приземлился почти у ворот Кремля, на Большом Москворецком мосту.

Идея совершить полет пришла ему в голову за год до описываемых событий, когда он смотрел телевизор в доме у родителей в Гамбурге.

Переговоры между американским и советским президентами в Рейкьявике зашли в тупик, и подростку Матиасу Русту, который тогда интересовался политикой, захотелось поспособствовать налаживанию отношений между СССР и Западом.

«Я думал, что каждый человек на Земле ответственен за прогресс и я искал возможность внести свой вклад в этот процесс», — говорит Руст.

У Руста к тому моменту уже были права на управление самолетом, и он уже провел в воздухе около 50 часов.

«Мост между Востоком и Западом»

«Я думал, что могу воспользоваться самолетом, для того чтобы построить воображаемый мост между Западом и Востоком, чтобы показать, как много людей в Европе хотят улучшить отношения с СССР», — рассказывает Матиас Руст.

Вероятно, многие из подростков, увлекающиеся подобными идеями, мечтали совершить смелые поступки ради мира на Земле. Руст от них отличался тем, что ему удалось реализовать свой план.

Руст ни о чем не жалеет и считает, что это он подтолкнул Горбачева к перестройке

13 мая 1987 года он сказал родителям, что собирается обогнуть Северную Европу на самолете, чтобы налетать необходимое время для получения прав профессионального летчика.

Его первая остановка была на шотландских Шетландских островах, вторая – на Фарерских островах у побережья Дании. В каждом из пунктов назначения он провел по одной ночи.

Затем Руст прибыл в столицу Исландии – Рейкьявик, после — в норвежский Берген, а 25 мая он уже был в Хельсинки.

Каждый раз, останавливаясь в этих городах на несколько дней, Матиас Руст думал о том, хватит ли у него храбрости реализовать свой план. Теперь понятно, почему он нервничал тогда.

В то время у СССР была самая мощная система противоздушной обороны в мире. За пять лет до полета Руста советские военные сбили пассажирский самолет Южной Кореи, нарушивший воздушное пространство СССР. В результате погибли 269 человек.

«Конечно, я боялся умереть», — вспоминает Руст.

«Я взвешивал, насколько это было разумно идти на такой риск, насколько это было оправданно. В конце концов, я решил, что должен рискнуть», — говорит Матиас Руст.

Утром 28 мая молодой пилот сказал диспетчерам в Хельсинки, что направляется в Стокгольм. Даже тогда Руст еще не был уверен, что совершит задуманное.

«Я принял окончательное решение только через полчаса после взлета. Я просто изменил направление полета на 170 градусов и направился прямо на Москву», — рассказывает Матиас Руст.

Невероятная удача

Тем временем в Хельсинки диспетчер воздушного контроля начал волноваться. Руст двигался в неправильном направлении, а позже совсем исчез с экранов радаров — еще до того, как они успели связаться с ним по радиосвязи.

Сочетание невероятного везения и человеческой ошибки спасло Русту жизнь: советские военные приняли «Сессна» Руста за свой

https://www.youtube.com/watch?v=L0bDNOjZwiY

В районе финского побережья началась масштабная поисково-спасательная операция. Когда на поверхности моря заметили нефтяное пятно, к поискам привлекли водолазов.

Финские спасатели искали его в море, а Руст сидел в кабине самолета «Сессна» и пересекал советскую границу. Через несколько минут он уже летел над Эстонией.

Почти сразу советские радары засекли появление самолета Руста. Не прошло и часа, как рядом с самолетом подростка оказался истребитель МИГ.

«Он прошел от меня слева, и так близко, что я мог рассмотреть двух пилотов, сидящих в кабине, и конечно же я увидел красную звезду на крыле самолета», — вспоминает Матиас Руст.

19-летний пилот был в ужасе. Но вместо того, чтобы стрелять по машине гостя из Западной Германии, МИГ пролетел мимо и скрылся в облаках.

Сочетание невероятного везения и человеческой ошибки спасло Русту жизнь: советские военные приняли «Сессна» Руста за свой.

Дело в том, что днем ранее в этом районе произошла авиакатастрофа и продолжались спасательные операции; в небе также проходили учебные полеты новых пилотов: все это привело к путанице в воздухе и в центрах управления полетами.

Так или иначе, Руст смог преодолеть несколько сот километров в воздушном пространстве СССР без каких-либо контактов с советскими военными и диспетчерами.

«Я не мог поверить в то, что мне удалось остаться в живых», — вспоминает Руст.

«Я проанализировал ситуацию и понял, что мои шансы спастись были 50 на 50. И когда я добрался до конечного пункта, я уже понимал, как мне повезло», — говорит Матиас Руст.

Однако его радость при виде куполов московских церквей по поводу удачного полета быстро рассеялась, поскольку Руст понял, что посадка будет нелегкой.

Он планировал приземлиться в центре Красной площади и выступить с громким заявлением, однако место предполагаемой посадки было заполнено людьми.

Советские граждане останавливались и с удивлением смотрели на маленький белый самолет, круживший всего в 10 метрах над землей.

«С призывом к миру»

В конце концов, Руст заметил мост у собора Василия Блаженного [Большой Москворецкий мост], сделал несколько кругов и приземлился около него.

«Полиция поначалу считала, что у меня были свои люди в Москве, которые договорились о посадке на Красной площади», — говорит Руст.

Около 7 часов вечера, как раз на заходе солнца, 19-летний пилот приземлился на Красной площади и вылез из кабины, чтобы поприветствовать толпу, которая собралась около него.

Все хотели знать, откуда прибыл молодой иностранец, и зачем.

«Я приехал сюда из Германии с призывом к миру!» — сообщил Руст.

Когда «союзники» пожали друг другу руки, Русту пришлось объяснить, что он приехал из «другой Германии», Западной, не коммунистической Восточной, как думали собравшиеся.

Британец Робин Скотт приехал в Москву на конференцию по недопущению распространения ядерного оружия и в свободное от дебатов время осматривал достопримечательности Москвы. Руст посадил самолет прямо перед Робином Скоттом.

Матиаса Руста освободили в знак доброй воли вскоре после подписания договора о нераспространении ядерных вооружений

«Это было удивительно. Никто из нас не имел понятия, что происходит, — говорит Скотт, — Все были очень впечатлены. Даже сотрудники службы безопасности говорили о том, какой он храбрый мальчик».

Когда же милиция оправилась от шока при виде припаркованного у ворот Кремля самолета, Руста арестовали.

Он в течение долгого времени пытался доказать, что действовал в одиночку и его полет не был частью заговора иностранных правительств.

В Кремле же испытали настоящий шок, когда в полной мере осознали унизительный для властей страны характер инцидента.

Однако, похоже, что Михаил Горбачев понял, что может использовать ситуацию в своих интересах, чтобы уволить высокопоставленных военных чиновников, мешавших ему проводить реформы.

Через несколько дней министр обороны Сергей Соколов был отправлен в отставку, уволился командующий ПВО Александр Колдунов. В течение следующих нескольких месяцев около 150 военных чиновников лишились своих постов.

Тюрьма и освобождение

Руста обвинили и признали виновным в нарушении правил международных полетов, незаконном пересечении советской границы, а также – в «злостном хулиганстве».

Судья приговорил 19-летнего Матиаса к четырем годам исправительно-трудовых колоний.

Несмотря на то, что ему разрешили отбывать срок в Лефортовской тюрьме в Москве, Руст тяжело переживал свое заключение.

«Это было очень тяжело для меня – в 19 лет быть запертым в течение 23 часов в сутки. У меня были проблемы с питанием и я сильно потерял в весе», — рассказывает Руст.

» Я уверен в том, что я в том числе помог ему [Горбачеву] начать Перестройку гораздо раньше, чем это могло бы произойти без моего полета»

В 1988 году после подписания Рональдом Рейганом и Горбачевым договора о нераспространении ядерных вооружений, Руст был освобожден в знак доброй воли после 14 месяцев заключения.

Полет Руста воспринимался москвичами как невероятное событие: образ юноши, приземлившегося у Кремля, стал популярен в массовой культуре.

Некоторое время Красную площадь жители столицы в шутку называли «Шереметьево-3».

Через год после возвращения в Гамбург Руст ударил ножом свою коллегу в больнице, где он работал, и снова оказался за решеткой.

Сегодня он работает финансовым аналитиком и инструктором по йоге. Матиас Руст говорит, что не сожалеет о том, что сделал, и считает, что помог Горбачеву в осуществлении задуманных им реформ.

«Я уверен в том, что помог ему начать Перестройку гораздо раньше, чем это могло бы произойти без моего полета», — утверждает Матиас Руст.

Источник: https://www.bbc.com/russian/international/2012/12/121207_mathias_rust_plane_soviet

Мог ли полёт Матиаса Руста быть провокацией спецслужб

Полет Матиаса Руста. Провокация с высоким прикрытием. Правда и вымыслы о скандальном приземлении самолета на красной площади

28 мая 1987 года на Красной площади совершил посадку лёгкий одномоторный частный самолёт «Сессна-172», пилотируемый 18-летним лётчиком из ФРГ Матиасом Рустом. Спустя час после посадки пилот, который не думал никуда скрываться и раздавал возле самолёта автографы прохожим, был арестован за незаконное пересечение границы СССР.

Спустя уже тридцать с лишним лет странные обстоятельства этого полёта продолжают порождать конспирологические версии.

Недоумение вызывает тот факт, что самолёт беспрепятственно пролетел почти 800 километров над территорией Советского Союза, и службы ПВО ни разу не подняли тревогу.

К версии «заговора» многих склоняет тот факт, что сразу и в прямой связи с посадкой Руста на Красную площадь началась «чистка» в верхах Вооружённых Сил СССР. Одним из первых был снят с должности министр обороны СССР маршал Сергей Соколов.

Полёт был нужен Горбачёву

В некоторых публикациях (например, Ильи Полонского на сайте «Военное обозрение») утверждается, что посадка на Красной площади была подстроена Михаилом Горбачёвым с целью выставить в позорном свете советское военное руководство и избавиться от него. Уже 30 мая маршал Соколов был отставлен с поста министра обороны. 11 июня был отправлен в отставку главнокомандующий войсками ПВО СССР, главный маршал авиации Александр Колдунов.

Упомянутый автор пишет, что якобы незадолго до этого события Соколов делал доклад Горбачёву о состоянии ПВО и забыл на столе у генсека секретную карту с отображением объектов ПВО. Когда же он обратился к Горбачёву по этому поводу, тот ответил, что никакой карты не видел. По мнению Полонского, это означало, что карту Горбачёв уже передал «кому надо».

В публикации газеты «Труд» от 26 мая 2007 года сообщается, будто в районе озера Селигер радар ПВО при пролёте Руста оказался сбит с толку шестью ложными малоразмерными целями. Автор (Евгений Кириченко) считает, что кто-то специально запустил шесть воздушных шаров с целью прикрытия полёта Руста.

Итак, многое говорит о том, что полёт с сенсационной посадкой у Кремля мог быть инспирирован для того, чтобы обезглавить руководство советских вооружённых сил, дискредитировать их и предотвратить сопротивление «перестройке» (например, выводу войск из Афганистана, состоявшемуся в начале 1989 года) с их стороны. Исполнителями стали советские, а может быть и зарубежные спецслужбы, к тому времени уже пустившие глубокие корни в Политбюро ЦК КПСС.

А может быть, всё-таки халатность?

Популярный писатель Максим Калашников (Владимир Кучеренко) придерживается теории заговора в объяснении всех событий, связанных с «перестройкой» и распадом СССР. Вместе с тем, в интервью «Комсомольской правде» 28 мая 2012 года он приводит соображения, которые позволяют объяснить случай с Рустом без привлечения конспирологических версий.

В первую очередь, это боязнь всего советского руководства повторить международный скандал, похожий на тот, который был вызван уничтожением истребителями советской ПВО 1 сентября 1983 года южнокорейского пассажирского «Боинга-747», по ошибке залетевшего в воздушное пространство СССР.

Поскольку крайними в такой ситуации оказались бы военные, то те запретили себе впредь реагировать подобным образом на последующие аналогичные нарушения.

Версия же о том, что тихоходная малоразмерная цель не могла быть обнаружена советскими радарами, опровергается многочисленными свидетельствами, что самолёт Руста был засечён станциями РЛО. Более того, при пролёте над Эстонией его даже визуально обнаружили экипажи советских истребителей ПВО, совершивших облёт нарушителя. Но приказа атаковать они не получили.

Кроме боязни скандала со сбитым по ошибке мирным самолётом, на военных могла повлиять привычка, что угроза может исходить только от большого и быстролетящего воздушного объекта. Крохотная «Сессна» с такой угрозой ассоциировалась с трудом.

Принудить к посадке самолёт, способный лететь на высоте нескольких метров над землёй чуть быстрее курьерского поезда, реактивные истребители не в состоянии. Прервать такой полёт можно было только атакой с неизбежной гибелью пилота-нарушителя.

Нестыковки в версии заговора

Конечно, по древнеримскому принципу «Qui prodest?» («Кому выгодно?») легко указать на возможных виновников беспрецедентного позора советских вооружённых сил. Но всё-таки у сторонников версии заговора многое не стыкуется.

Во-первых, «чистка» военной верхушки была предпринята ничтожная: сняты со своих постов только двое. А вновь назначенный министр обороны Дмитрий Язов сам выступил четыре года спустя против Горбачёва, став членом ГКЧП.

Во-вторых, история с забытой у Горбачёва секретной картой, мало того, что один к одному повторяет анекдот про генштабистов и Сталина, пересказанный в мемуарах Сергея Штеменко, она свидетельствовала бы о необходимости отправить министра обороны на заслуженный отдых без всякого полёта Руста.

В-третьих, предположение о том, что полёт был предпринят специально на День советского пограничника, чтобы продемонстрировать уязвимость советских границ, также не проходит: ведь халатность допустили не пограничники, а войска ПВО, не КГБ, а Министерство обороны.

В-четвёртых, обычно исполнители подобных акций спеслужб долго не живут. С Рустом же не произошло ничего плохого – он жив, здоров и снова летает (правда, не в Европе). Если и был какой-то «заговор», то Руст о нём, очевидно, ничего не знал и не знает.

Так что, говоря словами известного кинофильма, хочется спросить сторонников конспирологических версий: «Какие есть ваши доказательства?» Одних соображений, что это могло быть кому-то выгодно, слишком мало для уверенных утверждений.

Альтернативная версия: провокация против «перестройки»

И всё-таки позволю здесь себе высказать альтернативную теорию заговора, дабы показать, что подобные случаи, без достоверной информации, можно трактовать двояко.

Полёт Руста был предпринят незадолго до визита в СССР в июле 1987 года президента ФРГ Рихарда Вайцзеккера.

Встреча с ним Горбачёва должна была продемонстрировать добрую волю как нового советского руководителя, так и Запада, в достижении разрядки международной напряжённости.

В этих условиях уничтожение самолёта Руста, весьма вероятное, могло омрачить предстоящие переговоры, а то и вовсе сорвать их. Это серьёзно осложнило бы дальнейшие шаги Горбачёва по пути «перестройки».

Но и если бы Руст не был сбит, то это событие могло стать камнем преткновения во время визита. Не случилось, однако, ни того, ни другого.

Хотя Горбачёв, вероятно, мог воспользоваться представившимся случаем для снятия министра обороны, который был ему неугоден, прежде всего, из-за позиции по продолжению войны в Афганистане.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/russian7/mog-li-polet-matiasa-rusta-byt-provokaciei-specslujb-5d3b7c056c300400ac631fc4

Правда и вымыслы о скандальном приземлении самолета на Красной площади

Полет Матиаса Руста. Провокация с высоким прикрытием. Правда и вымыслы о скандальном приземлении самолета на красной площади

Восемнадцатилетний немецкий паренек Матиас Руст прославился на весь мир – и опозорил советских пограничников в их главный профессиональный праздник

Даже сегодня, почти тридцать лет спустя, споры вокруг личности простого немецкого студента Матиаса Руста, нагло приземлившегося на Красной площади, пролетевшего сквозь все пограничные кордоны, не утихают.

До сих непонятно, кем он был – обычным авиахулиганом, авантюристом, провокатором или шпионом (и чьим), до сих пор так и не ясно, как ему удалось совершить свой знаменитый перелет, не дают покоя экспертам и многие загадочные обстоятельства, которые выяснились уже после скандального приземления юного немца в самом сердце СССР.

Испорченный День пограничника

Матиас Руст, «дитя мира», не предполагавшее, что его действия могут кому-то навредить.

Источник: кадр

28 мая 1987 года с Большого Каменного моста в сторону Красной площади вырулил маленький, словно игрушечный, самолет.

Ведущие концерта, проходившего рядом, удивились, но в стране, в которой все происходило с размахом, можно было ожидать чего угодно, даже посадки самолета в самом ее сердце.

Концерт, посвященный Дню пограничника, продолжился, но события, развивающиеся на площади, становились все более странными. Самолет окружили милиционеры, потом появились военные, оттеснили образовавшуюся толпу.

Молодой парень, пилотировавший спортивную «Сессну», улыбался и доброжелательно рассказывал о том, что он «голубь мира», что прилетел «пожать руку Горбачеву», «навести мосты», «миру мир» и так далее.

Было еще много красивых и высокопарных фраз. Но так ли безоблачно, безобидно и наивно все происходило на самом деле?

Глядя на цепочку событий, к которой привел визит якобы мирно настроенного симпатичного немецкого хиппи, сложно не задуматься о том, что этот полет готовился заранее и что к его подготовке приложили руку гораздо более умные и опытные люди, нежели 18-летний «наивный парень».

Предположим, что все было именно так, как преподносит публике свой поступок сам Руст: наивный идеалист, несущий на крылах «Сессны» мир во весь мир, несправедливо обиженный судебной системой «империи зла». Появившись в одной из телевизионных передач, Матиас Руст говорил о том, что он никому не хотел навредить, и считал, что риск минимален для всех.

Что он знал: никто не пострадает, даже если в месте его посадки будут люди.

Откуда такая уверенность? Неужели можно предположить, что в почти 19 лет (Руст родился 1 июня) человек не просчитывает хотя бы самые элементарные последствия своих поступков? Разве Руст не понимал, что, если ему удастся обойти системы ПВО, кому-то придется за это отвечать и меры к провинившемуся будут приняты самые серьезные?

Неужели он думал, что его встретят с цветами и препроводят к Горбачеву как героя? Неужели он не знал, что над территорией чужой страны он стал мишенью, и только чудо смогло спасти его от того, чтобы не превратиться в головешку еще за несколько сотен километров от Москвы?

Вместо того чтобы задать себе такие простые вопросы, Матиас преспокойно приготовил самолет и без сомнений направил его к Москве. Действовал умело, вписываясь в воздушные коридоры для гражданских судов, используя метеоусловия для того, чтобы оторваться от наблюдения.

https://www.youtube.com/watch?v=2l2RpymknM0

Военные говорят о том, что во время вхождения Руста в советское воздушное пространство вдоль границы барражировал финский истребитель, и были подняты в воздух несколько металлизированных воздушных шаров с целью отвлечь на себя системы ПВО, расположенные в этом районе.

Сама же «Сессна» тоже была выбрана не случайно: на радарах она отображается неясно и в целом выглядит как стая птиц. Ее легко можно потерять при передаче из одной зоны, покрытой радарами, в другую, что и происходило несколько раз.

«Сессна», на которой Матиас Руст прилетел в Москву. Немецкий Технологический музей, Берлин. wikimedia.org

Странные детали в «деле Матиаса Руста»

Матиас Руст прилетел в Москву в оранжевом комбинезоне вместо зеленой куртки, в которой он вылетал из точки отправления, во время его перелета на фюзеляже самолета появились наклейки с атомной бомбой. Это изображение он в интервью назвал «контрбомбой, призванной бороться за мир во всем мире».

Мало того. Если учитывать крейсерскую скорость «Сессны», то самолет Руста должен был долететь до Москвы на 2 часа раньше. Где он был все это время? Почему осмотр самолета показал, что его топливные баки почти полны, хоть он и пролетел 880 километров? К слову, в начале 2000-х была озвучена версия, что самолет Руста дозаправляли под Старой Руссой.

Как так получилось, что несколько дней подряд до пролета Руста военные не меняли радиолокационное поле, которое по регламенту меняется каждые 24 часа? Будто ждали. Впоследствии также появилась информация, что дежурные ПВО в тот день самолет засекли – но в отчетах было записана «стая птиц».

Почему истребителю, пошедшему на перехват нарушителя и дважды его облетевшему, не была отдана команда на уничтожение или на принуждение к посадке? Почему, если Руст не скрывался от советских радаров, его маршрут не пролегал по прямой, как в других его полетах? Зачем срезали троллейбусные провода на мосту, на который должен был приземлиться Руст? И наконец: откуда на площади «случайно» взялись три профессиональные камеры с операторами, сумевшие качественно, с трех точек заснять сюжет с самолетом? Напомним: тогда телевизионные камеры, способные дать такую качественную картинку, ну уж никак не помещались в карман пиджака.

Подобных вопросов много. И с годами ответы на них не появляются. А догадок становится все больше. Слишком уж велика череда «случайностей», которыми пытается оправдать свое немыслимое везение Матиас.

Маршрут Матиаса Руста в мае 1987 года. Источник: wikimedia.org

Кто «помог» Русту посадить самолет на Красной площади?

Те, кто пропустил к Москве Руста и получил за это наказание, сейчас выглядят так, будто пытаются обелить собственный непрофессионализм. Но если учесть версию о том, что все было спланировано в верхах, то из виноватых они переходят в категорию козлов отпущения.

В тот момент против клики Горбачева и его программы Перестройки выступал ряд авторитетных противников. Когда «голубь мира» приземлился в центре страны, показательно и ожидаемо полетели погоны и головы.

Горбачев тогда снял с поста никак не меньше двухсот военных за преступную некомпетентность, и выглядело это логично и правильно.

Но маленькая деталь: почти все эти военные были из неугодного Горбачеву политического лагеря?

Все последовавшие за прилетом Руста действия советского руководства и его «зарубежных партнеров» в результате привели к гибели и распаду одной из величайших сверхдержав мира. И ее падению, так или иначе, отчасти поспособствовал молодой немец, которого, скорее всего, использовали «втемную».

Как Матиас Руст расплатился за свой полет

Матиас Руст, наши дни. wikimedia.org

Руст был сразу арестован и позже приговорен к четырем годам. Потом его амнистировали, он вернулся на родину, проведя в советской неволе 432 дня.

Но на этом его неуемная натура не успокоилась. В самом конце 80-х он ранил медсестру, отказавшуюся с ним встретиться, и снова получил четыре года и отсидел в три раза меньше. В 2001 ему удалось избежать нового срока – за кражу свитера из магазина, Руст отделался штрафом.

В конце концов он занялся преподаванием йоги и финансовой аналитикой. В 2012 году выпустил мемуары, где признал свой полет в Москву безответственным. Но от того, что он был лишь «голубем мира», не открестился.

Источник: https://www.eg.ru/politics/537517/

Полёт Матиаса Руста: был ли он спланирован западными спецслужбами

Полет Матиаса Руста. Провокация с высоким прикрытием. Правда и вымыслы о скандальном приземлении самолета на красной площади
sh: 1: —format=html: not found

28 мая 1987 года на Красной площади совершил посадку лёгкий одномоторный частный самолёт «Сессна-172», пилотируемый 18-летним лётчиком из ФРГ Матиасом Рустом. Спустя час после посадки пилот, который не думал никуда скрываться и раздавал возле самолёта автографы прохожим, был арестован за незаконное пересечение границы СССР.

Спустя уже тридцать с лишним лет странные обстоятельства этого полёта продолжают порождать конспирологические версии.

Недоумение вызывает тот факт, что самолёт беспрепятственно пролетел почти 800 километров над территорией Советского Союза, и службы ПВО ни разу не подняли тревогу.

К версии «заговора» многих склоняет тот факт, что сразу и в прямой связи с посадкой Руста на Красную площадь началась «чистка» в верхах Вооружённых Сил СССР. Одним из первых был снят с должности министр обороны СССР маршал Сергей Соколов.

Матиас Руст: подробности полета, история, детали

Полет Матиаса Руста. Провокация с высоким прикрытием. Правда и вымыслы о скандальном приземлении самолета на красной площади

28 мая 1987 года в самом центре Москвы, на Красной площади, появился немецкий легкомоторный самолет «Сессна-172 Скайхок»

Его пилотировал немецкий пилот-любитель Матиас Руст. Сегодня мы постараемся разобраться, был ли полет Руста его личной инициативой, ставшей возможной благодаря цепи случайностей, или это была спланированная акция, подразумевавшая дестабилизацию политической обстановки в Советском Союзе.

1. Случайность первая: подготовка

В 1987 году юному Матиасу было всего 18 лет, но у него уже была лицензия пилота. Что, впрочем, неудивительно, так как его отец был владельцем бизнеса по продаже легкомоторных самолетов марки «Сессна». Но случайность (или спланированная закономерность) кроется совсем в другом.

Маршрут Руста. Источник: https://upload.wikimedia.org

Каким образом молодой и неопытный пилот в сложных погодных условиях, при которых и опытные боевые летчики-истребители летают не всегда, смог достичь границы СССР?

Ответ прост: перед вылетом Матиас тщательно подготовился. Сначала он облетел почти всю Северную Европу, включая Исландию. За более чем 2600 миль полета, из которых большая часть проходила над морем, Руст приобрел необходимый опыт. Более того, вместо заднего ряда сидений, он предусмотрительно смонтировал дополнительные топливные баки, что существенно повысило радиус полета легкой «Сессны».

Впрочем, есть вопросы, которые остались открытыми: мог ли 18-летний парень придумать всё это сам; или же его кто-то надоумил?

2. Случайность вторая: вылет

Находившийся в своей стартовой точке – финском Хельсинки, Руст заправился под пробку, обозначил диспетчеру свой маршрут на Стокгольм, и в 13.10 28 мая 1987 года произвел взлет. Первые 20 минут он летел строго по маршруту, но затем произвел резкий разворот в сторону советской границы. Выключив радиостанцию, он пропал со связи с диспетчером.

Матиас Руст у самолета. Источник: https://redsearch.org

Причем пилот действовал по всем правилам военной науки, снизившись до 80-100 метров, чтобы как можно дольше быть невидимым для советских РЛС ПВО. И подозрительно случайно его путь совпадал с авиатрассой гражданских лайнеров.

Пропавший самолет сразу начали искать финские спасатели и обнаружили в последней точке: где самолет Руста пропал с радаров – масляное пятно на воде. Спасатели сделали вывод, что «легкомоторник» разбился, и даже вызвали водолазов для поиска обломков. Откуда взялось то пятно, до сих пор остается загадкой, но оно обрубило за Рустом возможный «хвост».

3. Случайность третья: граница

Руст «наводился» на крупный ориентир – сланцевый комбинат в Кохтла-Ярве, дым из труб которого был хорошо заметен на дистанции до 100 км.

Над Красной площадью. Источник: https://www.gazeta.ru

Тем не менее уже через час полета – в 14.10 самолет был взят на сопровождение советской РЛС П-15, 14-й дивизии ПВО. Расчёты ЗРК были подняты по тревоге, информация постоянно поступала на КП 6 ОА ПВО генерала Г. В.

Кромина, командующего в то время Лениградской армией ПВО. Цели присвоили боевой номер 8255, но не сбивали. Дело в том, что после инцидента с корейским «Боингом» в 1984 году, существовал строгий приказ не сбивать гражданские самолеты.

Знал ли об этом Руст, неизвестно, но этот факт ему определенно помог.

Между тем погода начала ухудшаться, как раз в том месте, где летел маленький самолет, низкая облачность и дождь не дали двум поднятым дежурным МиГам-23, обнаружить «Сессну» визуально.

А потом Руст и вовсе пропал с радара, пройдя в аккурат между зонами ответственности 14-й дивизии ПВО и 54-го корпуса ПВО ВС СССР. В итоге военные списали цель 8255 как плотную стаю птиц, не обнаружив ни следа нарушителя.

Случаен ли был его маршрут? Не слишком ли много совпадений?

4. Случайность четвертая: путь к Москве

Достигнув станции Дно, Матиас более не менял прямого курса к Москве. И опять (случайно ли или нет) судьба благоволила ему.

Попав уже в зону ответственности ПВО Москвы, «Сессна» появилась на экранах радаров, но в этот момент один из авиаполков производил учебные полеты, в воздухе находилось 12 машин. Ровно в 15.

00 происходила смена кода опознания: «Я – свой самолет», под которую попал и Руст, «легализовавшись в воздушном пространстве СССР.

«Сессна-172 Скайхок» у Покровского собора. Источник: https://www.gazeta.ru

Чуть позже, когда метка в связи с выходом «Сессны» в другой район пропала, происходит ещё одна случайность. Накануне в районе Торжка произошла авиакатастрофа (столкнулись два наших боевых самолета), и к месту падения подходили вертолеты и самолеты, доставлявшие специалистов к месту происшествия. За один из них и приняли легкий самолет Руста.

На подходе к Москве, он опять попал на экраны радаров, но был принят за метеорологический зонд. Тем не менее двойка МиГов-23, поднятая на проверку сигнала, прочесала территорию, опять упустив нарушителя.

5. Случайность пятая: Москва и Шереметьево

К 17.40 самолет Руста уже находился в зоне московского аэроузла. В аэропорту Шереметьево забили тревогу и даже закрыли прием и вылет гражданских авиалайнеров. Кстати, в прессе чуть позже активно муссировались слухи о сговоре руководства аэропорта Шереметьево и Руста. Но они не подтверждены.

Руст на суде. Источник: https://www.kp.ru

На радиозапросы гражданского аэропорта Руст не отвечал, а когда поняли, что гражданские сами не справятся, устраивать погоню с истребителями в небе Москвы было уже поздно.

После трех неудачных попыток сесть на брусчатку Красной площади Руст принял решение садиться на Москворецкий мост. Сотрудники ГАИ в последний момент успели включить светофоры, чтобы избежать катастрофы.

И здесь в очередной раз удача была на стороне пилота. Он смог посадить «Сессну» в просвет между нитями троллейбусных электросетей с запасом менее метра.

Мог ли это сделать молодой и неопытный пилот, – большой вопрос.

Последствия

В 18.55 Руст подрулил к Покровскому собору и более 10 минут раздавал зевакам автографы. Вскоре его арестовали.

Руст на суде. Источник: https://www.kp.ru

За этот эксцесс должности лишился министр обороны СССР маршал Соколов и главком войск ПВО Колдунов. Должности потеряли еще свыше 300 офицеров.

Многие связывают это с оппозицией потерявших должности высших военных чинов к тогдашнему лидеру СССР Михаилу Горбачёву.

Теперь Горбачев получил лояльное командование вооруженными силами, шедшее на все возможные уступки НАТОвским планам по сокращению вооруженных сил СССР. Результат этих уступок известен.

Руст провел более года под следствием и был выдворен из Советского Союза. Но вопрос о том, насколько спонтанным был его полет, окутан тайной до сих пор.

Обложка: Руст у самолета сразу после посадки. Источник: https://www.gazeta.ru

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/niemietskii-samoliet-na-krasnoi-ploshchadi-piat-sluchainostiei-matiasa-rusta

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: