Пожарный проезд к зданию. Организация кругового проезда пожарной техники. Пожарные проезды – нормы

Содержание
  1. Пожарный проезд: ширина, нормы и требования к зданиям
  2. Назначение
  3. Нормы
  4. Пожарный подъезд к зданию: высота, ширина и разновидности оформления
  5. Функциональное назначение пожарного проезда
  6. Требования к пожарному подъезду
  7. Ширина
  8. Высота
  9. Разновидности оформления
  10. Требования
  11. Допускаемые исключения правил
  12. Заключение
  13. : Пожарный проезд
  14. Ширина проезда для пожарной машины: нормы и требования
  15. Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям
  16. Размеры площадки для разворота пожарной техники
  17. Как рассчитать ширину проезда
  18. Разновидности оформления пожарного проезда
  19. Исключения
  20. Возникли вопросы?
  21. Пожарный проезд
  22. Нормы современного пожарного проезда
  23. Регламент строительства
  24. Расчет ширины
  25. Исключения из предписанных нормативов
  26. Дополнительные условия
  27. Требования к пожарному проходу, проезду и подъезду 2020
  28. Согласно ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»:
  29. СогласноПостановлению Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»:
  30. СогласноСП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям:
  31. Нормы современного пожарного проезда
  32. Расчёт ширины
  33. Исключения

Пожарный проезд: ширина, нормы и требования к зданиям

Пожарный проезд к зданию. Организация кругового проезда пожарной техники. Пожарные проезды – нормы

/ Статьи / Пожарная безопасность / Пожарная безопасность на объекте

Развернуть содержание

Для обеспечения безопасности жильцов многоквартирных, а в больших городах, мегаполисах, таких как Москва с Санкт-Петербургом, еще и высотных домах; работников, сотрудников предприятий/организаций, многочисленных посетителей, находящихся в многоэтажных зданиях общественного назначения – офисных, торговых, деловых, развлекательных, административных центрах, возможность беспрепятственного подъезда к ним спецтехники пожарных подразделений МЧС России крайне востребована.

В зависимости от конкретной ситуации, не менее важна, буквально жизненно необходима, как и правильно организованная, технически обеспеченная автоматическими системами оповещения безопасная эвакуация, наличие воздушно-пенных, углекислотных или порошковых огнетушителей, исправность, укомплектованность ПК, работоспособность АПС и АУПТ.

Свободные пути следования людей – не загроможденные старой мебелью, грудами ненужной документации коридоры, лестничные клетки запасных выходов, незакрытые на навесные/врезные замки двери; ключи от которых имеются неизвестно где.

Назначение

Говоря о многоквартирных, высотных домах, многоэтажных общественных зданиях, не следует забывать и о частном жилом секторе как в черте крупных населенных пунктов, так за городом в многочисленных поселках.

Особенно в дачных кооперативах, садово-огородных товариществах, в деревнях, районных центрах, где наличие подъезда к зданиям, строениям частных дворов для специальной автотехники, стоящей на вооружении подразделений МЧС России; а также ширина пожарного проезда в условиях, как правило, стесненной, часто хаотичной, самовольной застройки; не менее важны, чем наличие противопожарных разрывов, уберегающих собственников от быстрого, а при наличии сильных порывов ветра стремительного, зачастую ураганного распространения огня по всей территории населенного пункта, дачного поселка.

Сказать, что проблема эта нова, нельзя. Ведь еще со времен Петра Великого и до сего, вроде бы просвещенного, времени; существующие на текущий исторический период органы власти с переменным успехом, чаще крепким кнутом, чем мягким пряником, вразумляют владельцев недвижимого имущества о необходимости строиться, соблюдая противопожарные разрывы, обеспечивая пожарный проезд.

Ведь он нужен не только для возможности в любое время суток спецтехнике подразделений МЧС России вплотную добраться до зданий, строений для подачи стволов на тушение, организации немедленной разведки сложившейся обстановки, экстренной эвакуации людей.

Проезд для пожарной машины, а под этим обобщенным названием понимается вся спецтехника, предназначенная как для непосредственного тушения, его технического обеспечения – связи, освещения, управления, насосных станций для перекачки воды в случае необходимости; так и аварийно-спасательной техники для безопасной высотной эвакуации людей с этажей горящего, задымленного здания, будь то жилой многоквартирный дом или офисный центр – механических лестниц, коленчатых/телескопических подъемников на базе автомобилей, необходим:

Знак Пожарный проезд установленный в дворе дома

  • Для возможности установки пожарных автомобилей на гидрант для длительной бесперебойной подачи воды для тушения пожара.
  • Установки подъемной спасательной техники в надежном устойчивом состоянии на ровной площадке с твердым покрытием, предназначенной для этих целей.
  • Проезда, свободного разворота, выезда, связанного с заменой/ротацией специальной техники в ходе тушения пожара в зависимости от сложившейся, часто изменяющейся ситуации.

Надо сказать, что проблемы нормального, свободного проезда пожарных автомобилей в большей степени касаются жилой и общественно-административной застройки любых постоянно или сезонно населенных пунктов – от мегаполисов до дачных поселков.

На территории промышленных предприятий, где в большинстве случаев по-прежнему установлено единоначалие и жесткая структура управления от директора до начальника смены, бригадира, старшего оператора, имеются так или иначе ответственные, часто материально, лица; там ситуация с содержанием пожарных проездов и подъездов к зданиям цехов, складов, технологических установок, заложенных, созданных по плану, обстоит вполне нормально. Их не застраивают, не перегораживают, чаще всего даже не захламляют, что не может не радовать.

Нормы

Казенная, уже не вызывающее должного эффекта, фраза о том, что требования безопасности, в том числе пожарной, образно говоря, написаны кровью самих жертв, не выполнявших, не соблюдавших их случайно или из-за халатности, безалаберного, наплевательского отношения к любым ограничениям собственного «Я»; в данном случае неприменима к большинству ситуаций, связанных с пожарным проездом к горящим зданиям, сооружениям.

Как правило, когда пожарные подразделения не могут выполнять свои обязанности по установке автомобилей на гидранты, развертывать необходимые действия по экстренной эвакуации людей из окон здания, заполненного ядовитыми продуктами процесса горения, в котором находится очаг огня, и продолжается его стремительное распространение, то виноваты в этом обычно другие люди:

  • Проектировщики, обожающие вести так называемую точечную застройку «старых» микрорайонов, реконструкцию зданий с расширением их габаритов из-за различных пристроек, устройства/установки ранее не предусмотренных малых архитектурных форм, детских/спортивных площадок. И все это без учета существующих пожарных разрывов, проездов, площадок для разворота, установки специальной техники.
  • Работники местных администраций, направо и налево выдающие разрешения/согласования о возможности установки/строительства так нужных населению в шаговой доступности киосков, палаток, павильонов по розничной торговле ежедневно необходимых товаров, включая фальсифицированный алкоголь типа «боярышник де люкс». А то, что эти сооружения временного или капитального характера очень часто значительно уменьшают ширину пожарного проезда, подъезда к расположенным неподалеку зданиям, или делают движение по нему вовсе не возможным делом, так кто об этом знает, помнит в каждодневных неусыпных заботах об электорате.
  • Не думающие ни о ком, кроме себя и своих сиюминутных интересов, жильцы дома, сотрудники, дежурный персонал, многочисленные посетители горящего здания, припарковавшие личные автомобили по неистребимой, наглой привычке так, что, как говорится, не пройти – не проехать уже никому.

Раньше необходимость обеспечения проходов, проездов к зданиям/сооружениям, строениям в части обеспечения ПБ регламентировала ст. 67 ФЗ № 123 от 22.07. 2008.

Многие специалисты, считающие себя экспертами пожарного дела с настойчивостью, достойной лучшего применения, продолжают цитировать ее требования.

Но, вот в чем проблема – данная статья «Технического регламента о требованиях ПБ» отменена еще с 12.07.2012. Вот такой казус случился.

В чем причины такого решения автору статьи не доводили, а понять мотивы ему не удалось.

Пожарный проезд (агитация)

К счастью, хоть в ст. 90 этого же закона, регламентирующей обеспечение деятельности подразделений МЧС, осталось пусть и декларативное упоминание о том, что для зданий/сооружений обязано быть обеспечено устройство:

  • Пожарных проездов/подъездных путей для пожарной техники, которые должны быть специально выполненными для этих целей или совмещенными; т.е., по-видимому, имеются существующие проспекты, улицы, переулки, а также дороги, разворотные площадки, парковки внутри дворов жилой и общественной застройки городов, поселков.
  • Средств подъема бойцов пожарных подразделений на кровлю зданий/сооружений. Надо думать, это речь идет о наружных пожарных лестницах.
  • Противопожарного водопровода, сухотрубов и пожарных резервуаров (емкостей). Ну, хоть о пожарных гидрантах и водоемах там, где нет централизованной системы водоснабжения не забыли.

Правда, остался не отмененным давнишний, переживший даже перестройку, СНиП 2.07.01-89*, знакомый всем сотрудникам пожарной охраны, занимающимся нормативно-технической деятельностью, а также проектировщикам.

В 2010 году, видимо, за заслуги в деле обеспечения ПБ, его еще назвали СП 42.13330.2010, оставив практически в неизменном виде.

Поэтому до 2013 года он один и мог выдвигать требования по обеспечению пожарных проездов к зданиям/сооружениям в застройке городских и сельских поселений.

Источник: https://fireman.club/statyi-polzovateley/pozharnyiy-proezd-normyi-i-trebovaniya/

Пожарный подъезд к зданию: высота, ширина и разновидности оформления

Пожарный проезд к зданию. Организация кругового проезда пожарной техники. Пожарные проезды – нормы

При возникновении пожара важно не только оперативно среагировать на опасность, а и иметь возможность ее беспрепятственно ликвидировать.

Часто случается так, что прибывшие быстро к объекту возгорания пожарники не могут подъехать к нему для начала тушения.

В большинстве случаев это случается по причине загромождения, перекрывания или отсутствия свободного подъезда к горящему зданию.

Неотъемлемым требованием нормативной документации пожарной безопасности многоквартирных домов, частных коттеджей, производственных объектов, офисных учреждений является обеспечение беспрепятственного подъезда к ним спасательной техники.

Осуществляется перемещение спецтехники через пожарные проезды к зданию, сооружение которых планируется на этапе проектирования зданий.

Эти пути должны обеспечивать свободное перемещение и маневренность спецтехнике, быть безопасными.

Функциональное назначение пожарного проезда

Пожарные проезды относятся к необходимым элементам строений разных типов (жилые, промышленные, офисные, учебные и пр.), от наличия и правильной конструкции которых зависит возможность быстрого тушения пожара и препятствия его распространения на большие площади.

Пожарный проезд для обеспечения перемещения спецтехники

Их наличие должно обеспечивать сквозное перемещение спецтехники с улицы и дороги на внутреннюю территорию здания.

Заезды должны обеспечивать:

  1. беспрепятственный въезд, разворот, выезд, подъезд к горящим зданиям;
  2. возможность безопасной и устойчивой установки спасательной техники для тушения огня и эвакуации людей;
  3. беспрепятственную установку пожарной машины на гидрант для бесперебойной подачи воды для тушения огня.

Требования к пожарному подъезду

Среди ключевых требований к пожарным проездам нужно отметить их габаритные размеры, которые должны гарантировать беспрепятственное перемещение спасательных машин и прочей спецтехники.

Требования к размерам пожарных въездов и их обустройства включены в свод правил СП4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

Свод правил СП4.13130.2013 регулирующий требованиями к пожарному проезду

Согласно этим правилам, подъезд спецтехники обеспечивается с 2-х продольных сторон для многоквартирных жилых домов высотой более 28-ми метров – это 10-ти этажные и более высокие здания.

Подъезд с одной стороны, может быть:

  1. для домов меньшей высоты, нежели 28 м;
  2. к зданиям с двусторонней ориентацией квартир;
  3. в случае наличия открытых лестниц, которые связывают лоджии/балконы смежных этажей;
  4. в случае наличия лестниц третьего типа для домов с коридорной планировкой.

Ширина

Ширина пожарного проезда выбирается в зависимости от высоты строения.

Расчет ширины для пожарного проезда

Она должна быть не меньше:

  • 3,5 м – для домов высотой до 13 м включительно;
  • 4,2 м – для строений и строений высотой в пределах 13…46 м включительно;
  • 6 м – для объектов высотой более 46 м.

В общую ширину противопожарного въезда может включаться тротуарная дорожка, примыкающая к нему. Величина расстояния, отмеряемого от внутреннего края противопожарного проезда до стены здания, составляет в пределах 5…8 м, для строений высотой до 28-ми метров и в пределах 8…10 м – для объектов, высота которых составляет больше 28-ми метров.

Высота

Высота пожарного проезда должна обеспечивать беспрепятственное сквозное перемещение разной противопожарной спецтехники. Стандартная пожарная машина имеет высоту около 4,25 м.

Необходимая высота для проезда пожарной техники

Учитывая эти параметры, размеры подъездных арок в высоту должны быть не меньше 4,5 м, чтобы исключить случаи, когда техника цепляется лестницей о верхнюю плоскость. Это не только обеспечит ее быстрое беспрепятственное перемещение, а и исключит повреждения конструкционных элементов.

Разновидности оформления

Пожарные проезды к дому, ведущие во внутренний двор полузакрытого или закрытого типа, оформляются в виде арок. Высота их свода должна составлять не менее 3,5 м.

В случае сквозного двора арочные конструкции располагаются на расстоянии 300 м друг от друга, а минимальная высота арки должна быть не меньше 4,25 м. Это позволит крупногабаритной технике с лестницей и автовышкой подъехать к дому для последующей эвакуации людей.

В случае обустройства тупиковых проездов они заканчиваются площадками, используемыми для разворота спецтехники. Их размер должен быть не менее 15х15 м.

Разметка площадки для разворота спецтехники

Предельно допускаемая величина расстояния до пожарного проезда от дальней точки тупика должна составлять не больше 150 м. В противном случае следует предусмотреть обустройству двух площадок для разворота спецавтомобилей.

Дорожное покрытие подъездов должно иметь специальную разметку. На установленных возле домов бордюрах наносится светоотражающая краска красных оттенков.

Место, выделенное под разворотную площадку, по краям периметра обрабатывается антисептиком, чтобы исключить ее зарастание травой. По контуру площадки обустраиваются сливные водоприемники дренажной системы, в которые будет стекать вода при тушении пожара.

Требования

Требования содержания пожарных проездов регламентируются Правилами противопожарного режима. Они предусматривают поддержку дорог, ведущих к проездам и самих проездов в надлежащем состоянии, как и пожарных гидрантов, расположенных возле зданий.

Кроме этого, запрещается стоянка любых транспортных средств в местах расположения гидрантов и колодцев. Следует исключить размещение транспорта жильцов на площадках, предназначенных для разворота спасательной спецтехники.

Правила противопожарного режима регулирующие обеспечение пожарных проездов

Территорию перед противопожарными въездами запрещается засаживать кустами и деревьями. Возле них не должны близко располагаться линии электропередач.

Допускаемые исключения правил

Очень часто случается так, что размер пожарного проезда не получается сделать согласно требованиям нормативной документации.

Это касается исторических застроек, которые защищаются, как архитектурное наследие людей, и не подлежит изменению конструкционных элементов.

В таких случаях допускается отступление от общепринятых правил.

Нарушение действующих норм допускается в следующих случаях:

  1. если соседние дома относятся к 1-му или 2-му классу огнестойкости – в этом случае размеры могут уменьшаться на 20%;
  2. в случае застроек в сейсмически активной зоне ширину противопожарных въездов/выездов следует увеличивать на 20%;
  3. если соседние строения имеют внешнюю отделку из горящих материалов, расстояние между ними рекомендуется увеличивать на 20%.

Заключение

Противопожарные подъезды являются обязательным элементом средств противопожарной безопасности жилых, производственных строений и объектов общего использования.

Правильно спроектированные и реализованные в соответствии с действующим законодательством проезды позволят быстро попасть к очагам начинающегося пожара и оперативно потушить их. Это исключит большой материальный ущерб, защитит здоровье и жизнь людей.

: Пожарный проезд

Источник: https://bezopasnostin.ru/pozharnaya-signalizatsiya/pozharnyj-proezd-k-zdaniyu.html

Ширина проезда для пожарной машины: нормы и требования

Пожарный проезд к зданию. Организация кругового проезда пожарной техники. Пожарные проезды – нормы

15.07.2019

Современные требования пожарной безопасности предполагают, что строительство любых зданий должно происходить с учетом требований, которые выдвигаются габаритами и радиусом поворота пожарной машины. Соблюдение таких условий обязательно, поскольку от него зависит, сможет ли спецтехника эффективно справляться с возникшим возгоранием.

Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям

Данный вопрос регламентируется федеральным законом, наиболее свежая редакция которого вышла в 2017 году.

Согласно ему, ширина проезда для пожарного автомобиля зависит от высоты здания: 350 см для объектов высотой до 12 м, 420 см – для домов в 12- 45 м и 600 см для более высоких конструкций.

Если это основной подъезд, то в его ширину не включается тротуар для пешеходов, а само покрытие должно быть рассчитано на повышенные нагрузки.

Авто должно иметь возможность приблизиться к объекту, чтобы достать до него струей воды, потому подъездная дорога должна располагаться не далее чем в 25 метрах от пятиэтажного и не далее 8 метров от девятиэтажного здания.

Узкий объект шириной не более 18 метров может иметь подъезд всего с одной стороны, в противном случае подъезд делается с обеих сторон, а ширина свыше ста погонных метров или общая площадь более 10 тысяч кв.

м заставляет строить подъезды со всех сторон.

Высота арки, если таковая имеется, должна составлять от 450 см, ее допустимая ширина – не менее 350 см.

В старых кварталах расстояние между двумя арками может составлять 300 метров, но в новых – не более 180 метров. 

Размеры площадки для разворота пожарной техники

Радиус разворота пожарной машины довольно значителен, учитывая типичные габариты такой техники, и в некоторых случаях она просто не будет эффективной, не имея возможности заехать с правильной стороны. В связи с этим в тупиковых проездах конец подъездной дороги должен оканчиваться специальной площадкой для разворота. Установленная норма предполагает размеры такой площадки 15 на 15 метров.

Законодательство позволяет включать в эту площадь и сам проезд, и прилегающий тротуар, и даже расстояние от тротуара до стены здания при условии, что покрытие всех этих участков способно выдержать вес полностью снаряженного служебного автомобиля. При этом закон ничего не говорит о том, можно ли включать в разворотный радиус пожарной машины территорию, покрытую газоном.

Как рассчитать ширину проезда

О том, как высота здания влияет на ширину проезда к нему, выше уже было сказано. Если считать не в метрах, а в этажах, то здания до 5 этажей требуют ширины подъезда в 3,5 метра, 6-16 этажей – 4,2 метра, от 17 этажей – 6 метров.

Такие требования обусловлены тем, что для подачи воды на значительную высоту нужна особенно большая и мощная техника.

Не запрещено в ширину проезда включать и прилегающий тротуар, но нужно учитывать, что тогда он обязан выдерживать вес машины, а тот может достигать свыше 16 т на одну ось.

Пространство между проездом и стеной дома не должно быть заграждено чем-либо, включительно с зелеными насаждениями и линиями электропередач. Это необходимо для того, чтобы струя воды из шланга без помех достигала очага возгорания на любом из этажей.

Разновидности оформления пожарного проезда

Пути для проезда специального транспорта выделяются светоотражающей красной краской на бордюрах. На всем протяжении устанавливаются особые сигнальные спецсредства и дорожные указатели, их исполнение в обязательном порядке должно быть антивандальным.

Учитывая вес и габариты спецтехники, уклон дороги допускается в пределах 6 градусов. Поворотный радиус составляет от 12 метров и более, резкие повороты недопустимы. Бортовые камни в местах закруглений на проездах и разворотных площадках должны иметь криволинейную форму.

Разворотная площадка должна быть снабжена водоприемниками, с помощью которых с поверхности будет удаляться лишняя вода, использованная для тушения пожара.

Исключения

В условиях города соблюдение абсолютно всех вышеуказанных требований не всегда возможно. Конечно, никто не станет сносить старинную застройку, лишь бы соответствовать современным требованиям пожарной безопасности. Исключения, допускающие отклонения от изложенных правил, возможны также в следующих случаях:

  • Соседние здания имеют высокие 1 и 2 степени противопожарной безопасности или лишены окон с одной из сторон – расстояние между строениями можно сократить на 20%;
  • В сейсмоактивных регионах с вероятностью землетрясения в 9 баллов ширина проезда возрастает на 20%; Низкая огнеупорность в пределах 3-5 степеней заставляет увеличивать ширину проезда на 25%;
  • Между двухэтажными зданиями с легковоспламеняющимися фасадами проезд должен быть на 20% шире.

Постройки хозяйственного назначения не имеют регламентированного расстояния друг от друга, но их степень огнестойкости высчитывается согласно ГОСТ 30247.

Возникли вопросы?

Заполните форму обратной связи, наши менеджеры свяжутся с вами!

Источник: https://stavto.ru/articles/normativnaya-baza-dlya-proektirovaniya-proezdov-dlya-pozharnoy-spetstekhniki/

Пожарный проезд

Пожарный проезд к зданию. Организация кругового проезда пожарной техники. Пожарные проезды – нормы

Все правила, требования и нормы относительно пожарных проездов регламентирует ФЗ №123, поскольку предотвращение пожаров на промышленных объектах и в инфраструктуре населенных пунктов является одной из главных задач.

Важными средствами тушения возгораний являются пожарные машины, для которых необходимо обеспечить беспрепятственный и оперативный проезд на территории и рабочую площадку для дислокации у зданий.

Эти участки автомагистралей не должны быть загроможденными, на них запрещается парковаться другим транспортным средствам.

Нормы современного пожарного проезда

ФЗ №123 был отредактирован в 2017 году, после этого для транспортных маршрутов автотранспорта пожарников предусмотрены следующие критерии:

  • ширина проезда для пожарных машин должна быть не менее 350 сантиметров при высоте объекта до 12 м., 420 сантиметров – для сооружений до 45 м., 600 сантиметров – для более высоких зданий;
  • дистанция от края въезда машин МЧС до здания высотой в среднем 5 этажей должна быть не больше 25 м., девятиэтажных домов – 8 м., более этой высоты – 10 м;
  • если ширина объекта не превышает 18 метров можно сформировать односторонний проезд к фасаду, если превышает – 2-стороний;
  • при ширине сооружения более 100 погонных метров или площади, превышающей 10 тысяч м2 необходимо строить дороги со всех сторон;
  • если специализированные выезды совпадают с основным подъездом, в их ширину разрешается включать пешеходный тротуар;
  • искусственное покрытие подъездных путей должно быть рассчитано на значительные статические и динамические нагрузки, оказываемые специализированной техникой;
  • для проезда противопожарной спецтехники сооружаются арки, их высота должна быть не меньше 450 сантиметров, а ширина – не менее 350 сантиметров, в районах старой застройки эти проезды должны находиться друг от друга на расстоянии не более 300 метров, в новостройках – 180 метров;
  • к природным и искусственным водоемам, находящимся в непосредственной близости к инфраструктуре населенных пунктов должен быть сооружен проезд, согласно противопожарным требованиям;
  • на территориях товариществ садоводов (СНТ), дачных кооперативов, коттеджных поселков, в сельской местности необходимо организовать подъездные пути к каждому из участков и сооружениям общественного использования, согласно требованиям ширина проезжей части должна быть не менее семи метров, а подъездных путей – не менее 350 сантиметров, чтобы пожарная машина прошла по ширине.

На заметку! В тупиковых дворах необходимо предусмотреть возможность для маневрирования спецтехники создание площадки, размерами 15х15 метров. При необходимости рядом с подъездными маршрутами устраиваются гидранты с возможность подключения к спецтехнике.

Знак противопожарной безопасности

Регламент строительства

Уже на этапе разработки проекта строительства должны решаться вопросы противопожарной безопасности. Целью расчетов должна быть возможность предотвращения пожаров на ранней стадии.

В плане строительства должны быть спроектированы пожарные проезды по всем нормам ширины и расстояния. Так, чтобы автомобили МЧС могли остановиться непосредственно  у очага возгорания для незамедлительного устранения пламени.

Кроме Федерального Закона №123 необходимо руководствоваться СП-42.13330-2011 и СП-4.13130-2013.

Расчет ширины

На удобство прибытия противопожарной спецтехники в первую очередь влияет ширина пожарного проезда.

Этот параметр рассчитывается в зависимости от количества этажей объекта, поскольку, чем выше здание, тем больше единиц специальной техники необходимо для тушения пожара. Поэтому, чем выше сооружение, тем шире должна быть дорога.

Если в подъезды включаются пешеходные тротуары, но они должны обустраиваться искусственным покрытием, выдерживающим массу автотранспорта из расчета 16 тон на ось.

Важно! На расстоянии от поверхности земли 4,25 метра не должно быть препятствий для свободного движения, так чтобы пожарная машина свободно прошла по высоте. То есть ветки деревьев и воздушные электрические линии должны располагаться выше и в стороне.

Дороги для автомобилей МЧС в общем плане противопожарной безопасности предприятия

Исключения из предписанных нормативов

В районах городов, где располагается историческая застройка, необходимо максимальное сохранение существующих объектов. Поэтому для таких кварталов предусмотрены исключения:

  • при огнестойкости соседних домов на уровне 1 и 2 степени и при отсутствии в них окон можно сокращать расстояния до 20%;
  • при огнестойкости соседних домов от 3 до 5 степени расстояние следует увеличивать на ¼;
  • если соседние дома выстроены из легковоспламеняющихся материалов и имеют не более 2 этажей, расстояние увеличивается на 1/5;
  • если сейсмическая активность местности достигает 9 баллов, величины следует увеличивать на 1/4;
  • нормативы не предусматривают дистанции между хозяйственными строениями, но им априори присвоена степень огнеопасности по ГОСТ 30247.

Совет! Важно не только обустроить территорию, согласно нормативам и требованиям, но и в процессе эксплуатации следить за состоянием зон: регулярно красить, освобождать от частных транспортных средств и т.д.

Организация движения автотранспорта на строительной площадке

Дополнительные условия

Противопожарная спецтехника предназначена не только для непосредственного тушения пожаров. По сути, это мобильные центры технического обеспечения чрезвычайных ситуаций.

На них установлено оборудование для связи, осветительные приборы, насосные станции, механические и автоматические средства для спасения людей.

Несмотря на то, что мобильные центры характеризуются большими возможностями для ЧС, для них необходимы и другие ресурсы:

  • для бесперебойной и продолжительной подачи воды нужен стационарный гидрант на месте происшествия;
  • подготовленная площадка с надежным покрытием, способная выдержать значительные нагрузки;
  • возможность быстро и беспрепятственно подъехать к очагу возгорания и маневрировать на месте, например, для ротации техники, в зависимости от сложившейся ситуации.

Противопожарная безопасность становится с каждым годом все более насущной проблемой, поэтому целесообразно профессионально прорабатывать все участки жилых массивов, территорий предприятий, садовых кооперативов, строительных площадок и других зон.

Правильная организация подъездных маршрутов, соответствие нормам, действующим в РФ, поддержание маршрутов в подготовленном состоянии является гарантией оперативного прибытия на пожар специалистов-пожарных, устранения возгорания, сохранность имущества и человеческих жизней.

ЭКСТРЕННЫЕ ТЕЛЕФОНЫ

С городского/сотового телефона
Единый телефон пожарных и спасателей01/101
Полиция02/102
Скорая помощь03/103
Аварийная газовая служба04/104

Источник: https://PozharaNet.com/pozharnaja-bezopasnost/obustrojstvo/pozharnyj-proezd.html

Требования к пожарному проходу, проезду и подъезду 2020

Пожарный проезд к зданию. Организация кругового проезда пожарной техники. Пожарные проезды – нормы

Требования к пожарному проходу, проезду и подъезду к зданиям и сооружениям приведены в:

Приведем требования данных нормативных документов, которые относятся непосредственно к проходам, проездам и подъездам пожарных машин к зданиям и сооружениям:

Согласно ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»:

Статья 63. Первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной  техники  к месту пожара;

Статья 90. Обеспечение деятельности пожарных подразделений

1. Для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство:

1)пожарных   проездов   и  подъездных  путей  к  зданиям  и сооружениям  для  пожарной  техники,  специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами;

Согласно Постановлению Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»:

75. Руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам.

Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.

76. При проведении ремонтных работ дорог или проездов, связанных с их закрытием, руководитель организации, осуществляющей ремонт (строительство), предоставляет в подразделение пожарной охраны соответствующую информацию о сроках проведения этих работ и обеспечивает установку знаков, обозначающих направление объезда, или устраивает переезды через ремонтируемые участки дорог и проездов.

СогласноСП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям:

8 Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям

8.

1 Подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен:

— с двух продольных сторон — к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров;

— со всех сторон — к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1.

8.

2 К зданиям и сооружениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей:

— с одной стороны — при ширине здания или сооружения не более 18 метров;

— с двух сторон — при ширине здания или сооружения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.

8.

3 Допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям и сооружениям в случаях:

— меньшей высоты, чем указано в пункте 8.1;

— двусторонней ориентации квартир или помещений;

— устройства наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой, или лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий.

8.

4 К зданиям с площадью застройки более 10000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.

8.

5 Допускается увеличивать расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до ближней стены производственных зданий и сооружений до 60 метров при условии устройства тупиковых дорог к этим зданиям и сооружениям с площадками для разворота пожарной техники и устройством на этих площадках пожарных гидрантов. При этом расстояние от производственных зданий и сооружений до площадок для разворота пожарной техники должно быть не менее 5, но не более 15 метров, а расстояние между тупиковыми дорогами должно быть не более 100 метров.

8.

6 Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:

— 3,5 метров — при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;

— 4,2 метра — при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно;

— 6,0 метров — при высоте здания более 46 метров.

8.

7 В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.

8.

8 Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть:

для зданий высотой до 28 метров включительно — 5-8 метров;

для зданий высотой более 28 метров — 8-10 метров.

8.

9 Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.

8.

10 В замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.

8.

11 Сквозные проезды (арки) в зданиях и сооружениях должны быть шириной не менее 3,5 метра, высотой не менее 4,5 метра и располагаться не более чем через каждые 300 метров, а в реконструируемых районах при застройке по периметру — не более чем через 180 метров.

8.

12 В исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).

8.

13 Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15×15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.

8.

14 Сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях и сооружениях располагаются на расстоянии не более 100 метров один от другого. При примыкании зданий и сооружений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.

8.

15 При использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 тонн на ось.

8.

16 К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

8.

17 Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров.

8.

18 На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должен обеспечиваться подъезд пожарной техники ко всем садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 метров, проездов — не менее 3,5 метра.

Требования к пожарным лестницам и выходам на кровлю

Требования к эвакуационным выходам по действующим нормам

Требования к эвакуационным путям по действующим нормам

Источник: https://buildingclub.ru/treba-k-pozharn-prohodu-proezdu-i-podezdu/

Нормы современного пожарного проезда

Пожарный проезд к зданию. Организация кругового проезда пожарной техники. Пожарные проезды – нормы

Создание удобных пожарных проездов — это неотъемлемая составляющая современного благоустройства любой территории. Такие автопроезды должны обеспечивать свободный маневр пожарной технике и быть безопасными. Зачастую пожарные бригады встречаются с полным отсутствием аварийных проездов, разъездных площадок, а также мест для парковки.

Случается, что уже оснащенные платформы не выдерживают регламентированную правилами нагрузку. Более того, одним из препятствий являются современные газонные решетки, по причине которых противопожарные пути не имеют необходимой несущей способности.

Разрушенная колея и оставленные без присмотра транспортные средства также создают помехи своевременному приезду на место трагедии пожарных команд, что, несомненно, препятствует спасению людей, эффективной и оперативной ликвидации очага возгорания.

Расчёт ширины

Именно ширина проезда в первую очередь влияет на удобство применения пожарной техники. На сегодняшний день, с учетом этажности здания, к ширине проезда предусмотрены следующие противопожарные требования:

Этажиширина проезда в метрах
до 53,5 м
6 — 164,2 м
17 и более6 м

Возникает вопрос: почему же для строений разной этажности должен быть установлена разная ширина проезда? Ликвидировать пожары высотных зданий намного сложнее, к тому же в таких ситуациях необходимо присутствие большого количества мощной специализированной техники, что, несомненно, обязывает к повышению ширины противопожарных путей.

В размах проезда обычно также включены примыкающие тротуары, что не противоречит требованиям безопасности, при условии, когда пешеходные дорожки могут вынести вес специализированной техники, а это более 16 т на одну ось. Также для обеспечения свободного прохождение пожарного автотранспорта необходимо, чтобы высота проезда составляла не менее 4,25 м.

Сам пожарный подъезд должен беспрепятственно вести к самому зданию. Учитывая метраж от его ближайшего края до стены, которое аналогично пожарному проезду, зависит от количества этажей: до 10 — не меньше 5 и не больше 8 м; 10 и более — от 8 до 10 м.

Предписанная территория подъезда не должна быть заграждена посадками деревьев и воздушными электролиниями.

Исключения

В местах исторической застройки правилами предусмотрена возможность сохранения параметров уже существующих проездов, без коррекции. Кроме вышеуказанного случая, ширина проезда может не отвечать нормам в случаях, когда:

  • огнестойкость стен соседних зданий адекватна 1-й и 2-й степеням противопожарной безопасности, также они не могут иметь окон — позволяется сократить расстояние на 20 %;
  • строения находятся в зоне высокой сейсмоактивности, достигающей показателей в девять баллов — надлежит увеличить ширину проезда на 20 %;
  • одно из строений имеет огнеупорность от 3-й до 5-й степени — необходимо расширение на 25 %;
  • соседние здания имеют возгораемые фасады и являются двухэтажными — расстояние увеличивают на 20 %.

Регламентом не обозначены расстояния между хозпостройками, им присваивается степень огнеустойчивости по ГОСТ 30247.

От выполнения всех вышеуказанных правил, среди которых основным является соблюдение метража между зданиями, зависит жизнь людей и сохранность имущества.

оценок: 3, 3,67
Загрузка…

Источник: https://ProtivPozhara.com/obustrojstvo/uchrezhdenij/pozharnyj-proezd

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: