Сп санитарно защитные зоны. С изменениями и дополнениями от. VII. Санитарная классификация объектов

Проект СЗЗ (Проект санитарно-защитной зоны)

Сп санитарно защитные зоны. С изменениями и дополнениями от. VII. Санитарная классификация объектов

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.

1200-03 вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее — санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

ЗАКОН

ФЗ №7-ФЗ Об охране окружающей средыФЗ № 96-ФЗ Об охране атмосферного воздуха ФЗ № 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения

СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»

Граница санитарно-защитной зоны устанавливается один раз и бессрочно, при условии, что на предприятии не происходит существенных изменений производственного (технологического) процесса, появления или ликвидации большого количества источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух или источников шума, новых технологий, нового сырья или вида топлива и т.д.

Временное сокращение объема производства не является основанием к пересмотру принятого размера СЗЗ.

Кому нужен проект СЗЗ?

ЗАКОН

В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов, вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений — территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования (ст.52. п.2 ФЗ №7-ФЗ Об охране окружающей среды)

ЗАКОН

В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций (ст.16. п.3 ФЗ № 96-ФЗ Об охране атмосферного воздуха)

Исходя из буквы закона иметь установленную СЗЗ должны иметь все объекты хозяйственной и иной деятельности.

НО!!! Согласно СанПиНу 2.2.1/2.1.1.1200-03 разработка проекта является обязательной только для объектов I — III классов опасности.

Если предприятие относится к IV-V классам опасности и в соответствии с главой VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определен и выдержан ориентировочный размер санитарно-защитной зоны, то проект разрабатывать не нужно.

Если же в ориентировочную границу СЗЗ попадают нормируемые объекты (территория жилой застройки, ланшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территории курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных садово-огородных участков), то необходимо разработать проект обоснования границ СЗЗ.

При размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны) необходимо обоснование размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения).

При подтверждении расчетами на границе жилой застройки соблюдения установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования и измерения загрязненности атмосферного воздуха не проводятся.

Для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физических воздействий на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий.

Для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки.

Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий (п.3.17 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

ВНИМАНИЕ

Надзорные мероприятия – это не производственный контроль, который должен проводиться предприятием, это мероприятия органов Роспотребнадзора по контролю качества атмосферного воздуха.

Подведем итог. Проект СЗЗ предприятия не разрабатывается в случаях, если:

  1. Предприятие не является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, т.е. уровни создаваемого предприятием загрязнения на границе промышленной площадки которых не превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ;
  2. Предприятие относится к IV-V классам опасности и главой VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны;
  3. Предприятие является объектом малого бизнеса, относящимся к V классу опасности;
  4. Это предприятие малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек.

Тем не менее, в 2010 году Роспортебнадзор выпустил документ «Изменения и дополнения № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03», в котором уточняется группа предприятий, которые всё-таки обязаны устанавливать СЗЗ:

  1. Вновь строящиеся, реконструируемые промышленные объекты и производства, объекты, находящиеся в стадии технического перевооружения, при увеличении мощности, изменении технологических процессов, применении технологий, не имеющие аналогов на территории Российской Федерации, которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека;
  2. Действующие промышленные объекты и производства I, II и III и IV классов опасности, располагаемых в жилой застройке или в зоне других нормируемых территорий без соблюдения ориентировочной СЗЗ, деятельность которых связана с загрязнением атмосферного воздуха вредными для здоровья веществами и превышением уровней шума, вибрации, электромагнитных излучений выше установленных гигиенических нормативов, что вызывает обоснованные жалобы населения;
  3. Действующие объекты или производства, в случае принятия решения администрацией городского или сельского поселения, обращения руководителя указанного объекта с просьбой об установлении санитарно-защитной зоны.
  4. Размер санитарно-защитной зоны для аэропортов, аэродромов устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.), а также на основании результатов натурных исследований и измерений и оценки риска для здоровья населения.

ВАЖНО

В результате в связи с неоднозначностью толкования норм СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03, основного документа, которым необходимо руководствоваться при решении вопроса об установлении санитарной защитной зоны, и уже давно сложившейся градостроительной ситуацией, как правило хозяйствующему субъекту приходится так или иначе сталкиваться с вопросом установления границ санитарно-защитной зоны.

Зачем нужен проект СЗЗ?

  1. Чтобы избежать штрафов при проверках органов Роспотребнадзора РФ;
  2. Требуется при получении лицензии на деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;
  3. Это важный шаг в сторону повышения эффективности работы предприятия и улучшения экологической обстановки;
  4. Проект СЗЗ может стать оправдательной основой защиты предприятия в случае предъявления ему исков со стороны других организаций или граждан, обвиняющих предприятие в нарушении норм их безопасности;
  5. Разработка Проекта СЗЗ необходима для правовой защищённости модернизации или реконструкции производства, его расширения или сокращения.

За отсутствие санитарно-защитной зоны предприятия хозяйствующий субъект может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.

В соответствии со ст.6.3 КоАП РФ нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.; на ИП — от 500 до 1000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 10000 до 20000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В соответствии со ст 8.1 КоАП нарушение влечет наложение административного штрафа: должностные лица – от 2000 до 5000 рублей; юридические лица – от 20000 до 100000 рублей.

Что нужно для начала разработки проекта СЗЗ?

Свидетельство о собственности (договор аренды). В случае, если земельный участок не оформлен для ведения хозяйственной деятельности в установленном порядке, проект СЗЗ не может быть признан соответствующим пункту 3.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Определить технологические процессы предприятия (основной и вспомогательные). В соответствии с ними можно определить к какому классу опасности в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 относится предприятие, а также определить перечень источников выделения загрязняющих веществ в атмосферный воздух и источников физического воздействия.

Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (глава VII) устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:

  1. I класс – 1000 метров;
  2. II класс – 500 метров;
  3. III класс – 300 метров;
  4. IV класс – 100 метров;
  5. V класс – 50 метров.

В зависимости от характеристики выбросов для промышленного объекта и производства, по которым ведущим для установления санитарно-защитной зоны фактором является химическое загрязнение атмосферного воздуха, размер санитарно-защитной зоны устанавливается от границы промплощадки или от источника выбросов загрязняющих веществ.

От границы территории промплощадки:

  1. От организованных и неорганизованных источников при наличии технологического оборудования на открытых площадках;
  2. В случае организации производства с источниками, рассредоточенными по территории промплощадки;
  3. При наличии наземных и низких источников, холодных выбросов средней высоты.

От источников выбросов при наличии высоких, средних источников нагретых выбросов.

Для промышленных объектов и производств, не включенных в санитарную классификацию, а также с новыми, недостаточно изученными технологиями, не имеющими аналогов, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае.

Получить актуальный картографический материал.

На карте-схеме должно быть хорошо видно размещение территории предприятия и местности, находящейся вокруг него, на которую оказывается негативное влияние — жилая застройка, детские сады, школы, больницы, стадионы, коллективные сады, парки, пляжи и другие места отдыха. Карта-схема должна охватывать такую территорию, чтобы иметь возможность нанести на нее границу СЗЗ.

Получить описание исходной градостроительной ситуации и ее перспективного развития (в органах местного самоуправления).

Получить информацию о мощности объекта (существующей и/или перспективной по выпуску продукции, перерабатываемому сырью, добыче полезных ископаемых и др.) с описанием технологических процессов на объекте (его структурных подразделениях, имеющих свой класс опасности) и с указанием установленных факторов негативного воздействия (химический, биологический, физический).

Собрать информацию о количестве технологического оборудования, времени его работы в течении года и смены, количестве затраченных материалов за год и за смену, его шумовых характеристиках и т.п. Полный список необходимых данных уточняется в зависимости от методик, используемых при расчете выбросов загрязняющих веществ от источников и акустическом расчете.

Провести инструментальный замер фонового шума на границе ориентировочной СЗЗ и границе ближайшей нормируемой территории, в дневное и ночное время суток.

При наличии источников электромагнитного излучения и источников вибрации, а также источников шума, для которых не удалось найти акустические характеристики, проводятся инструментальные замеры физических факторов.

Если вы хотите самостоятельно разработать проект СЗЗ, то переходите на инструкцию по ссылке Проект СЗЗ — сделай сам.

По всем вопросам, в том числе, если Вам требуется помощь или Вы хотите заказать проект СЗЗ пишите нам — наши Контакты.

От деятельности каждой организации вне зависимости от величины образуются отходы производства и потребления. По закону для каждого отхода должны быть разработаны и согласованы паспорта отходов, также предприятие должно разрабатывать ПНООЛР, либо ежегодно сдавать отчетность СМСП (отчетность по отходам для малого и среднего предпринимательства).

Для многих организаций требуется разрабатывать проект ПДВ и получать разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Чтобы понять нужно ли это вам, переходите на страницу Проект ПДВ — что это?

Источник: https://ecobatman.ru/szz.php

Санитарно-защитные зоны 2018

Сп санитарно защитные зоны. С изменениями и дополнениями от. VII. Санитарная классификация объектов

Переписывать постановление не имеет смысла, рассмотрим лишь некоторые явные изменения.

Кому необходимо разрабатывать проект СЗЗ?

Первое и самое важное изменение. Теперь каждый правообладатель объекта, в отношении которого имеется обязанность по установлению санитарно-защитной зоны, обязан в течение года после вступления в силу Постановления подать соответствующее заявление об установлении СЗЗ (вместе с полным комплектом документов).

Аналогично и для строящихся (подлежащих реконструкции) объектов, для которых уже получено разрешение на строительство, реконструкцию, и для которых имеется обязанность по установлению санитарно-защитной зоны, — в течение года после вступления в силу Постановления необходимо подать соответствующее заявление на установление СЗЗ.

Т.е. если раньше СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не включал обязанность по установлению СЗЗ к действующим объектам, то новое Постановление это «недоработку» устраняет.

П.

1: Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее — объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.

И таким образом, всем существующим и действующим объектам необходимо в течение одного года разработать проект СЗЗ и установить защитную зону, если за территорией формируется химическое, физическое или биологическое воздействие, превышающее установленные нормативные значения.

Установление санитарно-защитной зоны

Еще одно важное, на наш взгляд, изменение заключается в следующем. В соответствии с п. 2.2 СанПиН.2.1/2.1.1.

1200-03 санитарно-защитная зона разрабатывается последовательно: сначала расчетная (предварительная) СЗЗ на основании расчетов и затем установленная (окончательная) СЗЗ на основании протокольных измерений.

В Постановлении Правительства №222 речь идет только об установлении СЗЗ, ее изменении или прекращении.

Но, на практике эта норма сейчас не работает. При попытках согласовать проекты СЗЗ, разработанные в соответствии с новым требованиями, мы получаем «соответствующие комментарии» экспертов. И таким образом, снова приходим к привычной для всех последовательности, установленной СанПиНом.

Различается подход к определению границ СЗЗ: согласно СанПиН санитарно-защитная зона предприятия устанавливается от границ земельного участка, то в ПП №222 учитывается только контур объекта. При этом на сегодняшний день все же остается открытым вопрос по выполнению замеров уровня загрязнения: за пределами промышленной площадки или по контуру объекта?!

Еще одно нововведение: согласно действующим ранее санитарным правилам сведения о санзонах не отражались в едином госреестре недвижимости. Поэтому правоприменители при рассмотрении спорных вопросов исходили из того, что вне зависимости от наличия записи в ЕГРН ограничения санзоны, если такая определена, вступают в силу. Теперь это так только после внесения сведений о СЗЗ в ЕГРН.

  1. Санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

 Изменения санитарно-защитной зоны

Важное изменение теперь касается и порядка изменения СЗЗ. По действовавшим ранее правилам подавать заявления за изменением санитарно-защитной зоны мог только непосредственный правообладатель объекта, что давало возможность недобросовестным лицам спекулировать этим правом, продавая возможность уменьшения границ СЗЗ заинтересованным собственникам земли.

В Постановлении Правительства № 222 есть прямое указание на то, что собственник участка (который входит в чужую санзону), при отсутствии соответствующего заявления от правообладателя объекта имеет право самостоятельно провести измерения «уровня загрязнения» и при наличии достаточных на то оснований самостоятельно подать заявление на изменение СЗЗ.

  1. В целях изменения санитарно-защитной зоны в части уменьшения ее размеров и (или) прекращения действия отдельных ограничений использования земельных участков, расположенных в границах такой зоны, прекращения существования санитарно-защитной зоны при отсутствии соответствующего заявления правообладателя объекта физические лица, юридические лица, органы государственной власти или органы местного самоуправления, не являющиеся правообладателями объектов, вправе провести исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта) и при наличии оснований для изменения или прекращения существования санитарно-защитной зоны представить в уполномоченный орган соответствующее заявление.

Краткие выводы:

  • устанавливать СЗЗ теперь обязаны все предприятия, а не только вновь строящиеся или реконструируемые;
  • изменять СЗЗ может не только правообладатель объекта, но и лицо, территория которого находится в границе соответствующей санитарно-защитной зоны;
  • факт установки СЗЗ подтверждается появлением соответствующей записи в Едином государственном реестре недвижимости;
  • в новом Постановлении много спорных моментов и противоречии с действующим СанПиНом. Несмотря на то, что Постановление имеет более высокий статус в иерархии законодательства, контролирующие органы не спешат его применять на практике.

Остались вопросы по поводу СЗЗ для вашего предприятия? Пишите, с удовольствием ответим!

Прочитать про услугу: Разработка проекта СЗЗ

Источник: https://normativ.org/lib/ekologiya/sanitarno-zashhitnyie-zonyi-2018/

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: