Субъекты права оперативного управления. Право оперативного управления имуществом

Содержание
  1. Право хозяйственного ведения и оперативного управления
  2. Какие организации признаются субъектами права хозяйственного ведения и за кем закрепляется имущество на праве оперативного управления
  3. Что является объектами хозяйственного ведения и оперативного управления
  4. Пределы осуществления права хозяйственного ведения имуществом
  5. Какие ограничения предполагает право оперативного управления по ГК РФ
  6. Отличия хозяйственного ведения от оперативного управления: таблица
  7. Что такое право оперативного управления имуществом?
  8. Особенности оперативного управления
  9. Объект и субъект права оперативного управления
  10. Процесс оперативного управления
  11. Процедура регистрации
  12. Список документов для оформления оперативного управления
  13. Чем отличается право хозяйственного ведения от оперативного управления
  14. Прекращение права оперативного управления
  15. Оперативное управление имуществом
  16. Что такое оперативное управление имуществом?
  17. Что такое право оперативного управления?
  18. Отличие оперативного управления от хозяйственного ведения
  19. Чем отличается безвозмездное пользование от оперативного управления?
  20. Как передаётся имущество в оперативное управление?
  21. Как зарегистрировать право оперативного управления?

Право хозяйственного ведения и оперативного управления

Субъекты права оперативного управления. Право оперативного управления имуществом

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления являются вещными правами. Они урегулированы гл. 19 ГК РФ.

Субъект права хозяйственного ведения обладает всеми правомочиями, составляющими право собственности, однако данные правомочия, согласно ст. 294–295 ГК РФ, ограничены волей собственника.

Лицу, которое владеет объектами на праве оперативного управления, также предоставляются права владения, пользования и распоряжения (как и в случае с правом хозяйственного ведения имуществом) в ограниченном объеме. Подробнее эти ограничения будут рассмотрены ниже.

Отметим, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их госрегистрации (абз. 2 п. 5 постановления пленума Верховного суда РФ № 10, пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010).

Какие организации признаются субъектами права хозяйственного ведения и за кем закрепляется имущество на праве оперативного управления

К субъектам права хозяйственного ведения относятся только унитарные предприятия (ГУП, МУП).

На праве оперативного управления имущество закрепляется за частными, автономными, бюджетными учреждениями, казенными предприятиями.

Лица, владеющие правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления, не приобретают имущество в связи с отсутствием одного из важных оснований к применению приобретательной давности — владения имуществом как своим собственным, что подразумевает отношение лица к имуществу как к своему. Разумеется, получив вещь от собственника на ограниченном вещном праве, субъект не считает ее своей. Данное положение подтверждается судебной практикой.

В качестве примера приведем постановление ФАС Дальневосточного округа по делу № А51-8234/2011 от 06.03.2012. В рамках данного дела истец-учреждение просил установить факт владения имуществом в порядке приобретательной давности.

В удовлетворении требования было отказано. Суд указал на то, что данный способ приобретения прав на имущество не может использоваться заявителем.

Обладая статусом учреждения, он не мог становиться собственником находящегося в его ведении имущества.

Что является объектами хозяйственного ведения и оперативного управления

Объект данных вещных прав — имущество.

При этом имущество является объектом указанных прав независимо от того, передано ли оно собственником или относится к плодам, продукции и доходам от его использования (п. 2 ст. 299 ГК РФ).

В хозяйственное ведение и оперативное управление передаются движимые и недвижимые вещи.

Пределы осуществления права хозяйственного ведения имуществом

Право хозяйственного ведения предполагает следующие ограничения (закреплены ГК РФ и федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ):

  • распоряжение недвижимостью — по разрешению собственника (имеется в виду как продажа, так и залог, аренда, совершение иных сделок);
  • распоряжение движимыми вещами и недвижимостью не должно лишать субъекты возможности осуществлять уставную деятельность.

Какие ограничения предполагает право оперативного управления по ГК РФ

По ГК РФ право оперативного управления является более узким, чем право хозяйственного ведения. Установленные ограничения имеют разный объем в зависимости от того, какому субъекту передано на праве оперативного управления имущество и каким учредителем данный субъект создан.

Указанное вещное право доступно только для 3 форм юридических лиц: казенных предприятий (разновидность ГУП, МУП), учреждений и автономных учреждений. Причем ширина полномочий учреждений различается в зависимости от того, созданы они частным лицом или государством (РФ, регионом), муниципальным образованием.

Общие для всех субъектов ограничения:

  • потребность в разрешении собственника для продажи недвижимости и особо ценных движимых вещей;
  • право собственника изъять любое имущество, переданное в оперативное управление.

Единого понятия особо ценного движимого имущества не существует: его устанавливают ведомственными распоряжениями и положениями (примерный критерий отнесения к «особо ценному» — невозможность осуществления без этого имущества уставной деятельности).

Наиболее жесткие требования действуют для казенных учреждений и предприятий.

Казенные учреждения не могут распоряжаться без дозволения собственника любым имуществом; доходы от ведения деятельности казенному учреждению не принадлежат, а направляются в бюджет.

Казенное предприятие также лишено неограниченного права распоряжения имуществом; доходы его распределяет собственник имущества без учета мнения предприятия.

Бюджетное учреждение вправе самостоятельно продать вещь, когда имущество закрепляется на праве оперативного управления, если эта вещь является движимой и не относится к особо ценным.

Автономное учреждение также не способно распоряжаться имуществом в оперативном управлении, зато вправе распределять доходы и тратить прибыль в целях своей уставной деятельности. Сходные ограничения установлены и в отношении частного учреждения.

Отличия хозяйственного ведения от оперативного управления: таблица

Право хозяйственного веденияПраво оперативного управления
1. Субъекты
Государственные или муниципальные унитарные предприятияКазенные предприятия, частные, бюджетные, автономные учреждения
2. Являются ли субъекты коммерческими организациями?
ДаНет (исключение — казенные предприятия)
3. Распоряжение движимым имуществом
Без ограничений (за исключениями, предусмотренными законом или иными правовыми актами)Ограничено либо частично ограничено в отношении отдельных видов имущества
4. Распоряжение доходом, полученным от использования имущества в хозяйственном ведении или оперативном управлении
Не ограниченоОграничено целями деятельности и указанием в учредительных документах (исключение — казенные предприятия)

Также вам будет полезна статья КонсультантПлюс, посвященная отличиям этих двух видов прав. Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете получить его бесплатно.

***

Таким образом, право хозяйственного ведения и право оперативного управления различаются по ряду параметров.

С точки зрения налагаемых ограничений субъектам права хозяйственного ведения предоставлено больше свободы. Указанные права являются вещными.

Однако они ограничены в пользу собственника имущества, поскольку возникают на основании изданного им акта, то есть являются производными от права собственности.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Источник: https://rusjurist.ru/pravo_sobstvennosti/pravo_hozyajstvennogo_vedeniya/pravo_hozyajstvennogo_vedeniya_i_operativnogo_upravleniya/

Что такое право оперативного управления имуществом?

Субъекты права оперативного управления. Право оперативного управления имуществом

Право оперативного управления, как правовой институт впервые был введен в законодательство в 1961 году сначала только для обозначения имущественных прав государственных организаций. В 1981 году оно было распространено и на кооперативные, государственно-кооперативные, межколхозные предприятия.

В соответствии со статьей 296 ГК РФ, право оперативного управления имуществом — это ограниченное вещное право, которое предоставляет казенному предприятию, учреждению в отношении закрепленного за ними имущества, возможность осуществлять в пределах, установленных законом, права владения, пользования и распоряжения имуществом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что имущество на праве оперативного управления может передаваться казенному предприятию и учреждению.

Оперативное управление распространяется на имущество, которое находится в ведении собственника, доверенного лица или организации. Указанные лица вправе распоряжаться им в соответствии с производственной необходимостью на основании правил эксплуатации.

Рассматривая вопрос, что такое право оперативного управления, можно сделать вывод, что это деятельность управляющего субъекта, которая направлена на то, чтобы воздействовать на объект имущества для достижения поставленных компанией целей. На практике его суть заключается в реализации производственного плана, а также непрерывный контроль над полнотой и своевременностью его выполнения.

Этот механизм экономики позволяет получать прибыль от оборудования, которое не используется путем передачи его третьим лицам на определенных условиях.

Особенности оперативного управления

Оперативное управление имуществом имеет ряд определенных особенностей:

  1. Осуществляется непрерывно на всех этапах производственного процесса, чтобы максимально достичь поставленной целы.
  2. Последствия наступают не только в конкретный момент управления, но и в последующие периоды. Это может касаться и того периода, когда срок действия договора на оперативное управления истек.
  3. Имеет конкретную цель, без которой любые управленческие мероприятия не действуют и не имеют никакого смысла. Подобное может выражаться в денежных единицах или в показателях производительности труда.
  4. Является основой тактических и стратегических планов и главным механизмом воплощения их в реальность.

Объект и субъект права оперативного управления

В соответствии с законодательством, которое действует в 2020 году, субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия и учреждения, которые финансируются собственником.

Казенные предприятия создаются на базе государственной и муниципальной собственности. Учреждения могут создаваться любой формой собственности, как государственной, так муниципальной или частной.

К объектам права оперативного управления относят:

  1. Сами предприятия, рассматриваемые, как имущественные комплексы. Кроме того, к объектам права оперативного управления относится имущество, которое входит в состав этих имущественных комплексов, необходимое для осуществления деятельности предприятий.
  2. Денежные средства.

Процесс оперативного управления

Процесс оперативного управления состоит из ряда мероприятий. Основные из них:

  1. Установление точных координат и временных рамок, в соответствии с которыми будут эксплуатироваться объекты.
  2. Непрерывное ведение всех процессов и операций, которые осуществляются на протяжении всего периода оперативного управления.
  3. Постоянный мониторинг текущего состояния дел, чтобы сравнить его с плановыми показателями.
  4. Оперативная реакция на любые отклонения в процессе для внедрения корректирующих мероприятий.

Распоряжение имуществом осуществляется не только в соответствии с уставными документами, но и регулируются законодательными актами.

Право оперативного управления может предоставляться непосредственно собственнику объектов или организации, которой он делегировал определенные обязанности.

Предприятия обладают очень ограниченными полномочиями, поскольку владелец может в любой момент распорядиться имуществом на собственное усмотрение.

Обязательным условием передачи имущества в оперативное управление является то, что оно должно использоваться строго по назначению, в соответствии с целями, которые указаны в уставных документах организации.

Если условия будут нарушены, владелец имеет полное право изъять материальные ценности. Нецелевое использование имущества должно подтверждаться актом, составленным по итогам проведения специальной проверки.

Процедура регистрации

Регистрация права оперативного управления на объекты недвижимости производится в Росреестре на основании документов, которые устанавливают наличие прав на такое имущество, в частности:

  1. Заявление о государственной регистрации, его форма утверждена приказом Минэкономразвития России.
  2. Договор о передачи соответствующего имущества на праве оперативного управления.
  3. Договор купли-продажи.
  4. Решение собственника о закреплении имущества на праве оперативного управления.
  5. Документы о государственной регистрации учреждения и его учредительные документы.
  6. Документы о объекте недвижимости.

В приказе Росрегистрации отражено, что государственную регистрацию права оперативного управления государственных предприятий на объекты недвижимого имущества, которые находятся в государственной собственности, рекомендуется осуществлять одновременно с государственной регистрацией права государственной или муниципальной собственности на данные объекты.

Процедура регистрации состоит из таких действий:

  • экспертиза подлинности и правильности составления документов, поданных как собственником, так и доверенным лицом;
  • подача запроса в государственные органы, чтобы получить разрешение на регистрацию оперативного управления;
  • проведение экспертизы и технической инвентаризации объектов собственности, относительно которых будут заключены договорные отношения;
  • регистрация оперативного управления в специализированных государственных органах и получение соответствующих документов.

Стоит учитывать, что возможность представления документов на государственную регистрацию в электронной форме не предусмотрена. Поэтому для регистрации нельзя представить контракт, заключенный по результатам торгов в электронной форме.

Для государственной регистрации перехода прав на объекты недвижимости, нужно предоставить необходимое количество экземпляров-подлинников контракта в бумажном варианте.

Список документов для оформления оперативного управления

Для официального оформления права оперативного управления, нужно подготовить такой перечень документов:

  1. Оригиналы и нотариально заверенные копии учредительных документов.
  2. Кадастровый паспорт или план производственных и непроизводственных помещений.
  3. Договор, в котором содержатся сведения о передаче прав и полномочий, касающихся оперативного управления.
  4. Документ, в котором содержится информация об имуществе, передаваемом третьему лицу или организации.
  5. Акт, фиксирующий прием имущества доверенным лицом.

Чем отличается право хозяйственного ведения от оперативного управления

Право хозяйственного ведения и оперативного управления в ГК РФ — это вещные права лиц, которые не являются собственниками.

Под правом хозяйственного ведения имеется в виду механизм, в рамках которого менеджмент государственного предприятия способен использовать имущество соответствующей фирмы в пределах, установленных законодательством и иными нормативными источниками.

Собственник компании, в которой действует механизм хозяйственного ведения — государство, имеет право:

  1. Контролировать, как менеджмент фирмы реализует право хозяйственного ведения.
  2. Назначать руководство государственной компании.
  3. Осуществлять реорганизацию предприятия.
  4. Использовать часть прибыли от применения активов.

В случае обнаружения собственником использования имущества в хозяйственном ведении не по назначению, он имеет право изъять его из основных фондов предприятия.

Главное отличие права хозяйственного ведения и оперативного управления в том, что субъектом первого механизма является руководство государственного предприятия. Во втором случае, круг возможных участников правоотношений, связанных с управлением имуществом, значительно более широкий.

Прекращение права оперативного управления

Прекращение права оперативного управления осуществляется по основаниям и порядке, предусмотренном ГК РФ, другими законами и правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

Решение о прекращении может зависеть исключительно от самого собственника.

Изъятие имущества должно быть правомерным и не противоречить закону. В качестве оснований могут выступать:

  1. Использование имущества не по назначению.
  2. В случае, когда имущество не используется.
  3. Предприятие или учреждение использует имущество с нарушением норм законодательства.

По закону, правомерным считается изъятие, которое происходит по согласию самого предприятия, если с его стороны не было нарушений. В исключительных случаях, вопросы изъятия имущества могут быть решены через суд.

Таким образом, право оперативного управления имуществом — это право казенного предприятия или учреждения владеть и пользоваться имуществом собственника.

Субъектами права собственности здесь выступают государство и муниципальные образования. А субъектами права оперативного управления являются казенные предприятия и финансируемые собственником учреждения.

Оперативное управление позволяет достичь высокого экономического эффекта посредством передачи имущества в ведение третьим лицам и организациям.

Источник: http://expert-nasledstva.com/pravo-operativnogo-upravleniya-imushhestvom-st-296-gk-rf/

Оперативное управление имуществом

Субъекты права оперативного управления. Право оперативного управления имуществом

Гражданский кодекс РФ делит права каждого гражданина на вещные и обязательные.

В статье расскажем о том, что значит оперативное управление и чем данное право отличается от других.

Что такое оперативное управление имуществом?

Оперативное управление имуществом представляет собой ограниченное вещное право, которое применяется на территориях государств, ранее входивших в состав СССР.

Согласно законодательным нормам, собственником предприятий или иных владений является государство. В перечень передаваемого государственным ведомством объектов входит имущество (движимое и недвижимое), собственником которого по-прежнему остаётся государство.

Федеральные предприятия, государственные учреждения получают сооружения, объекты для ограниченного пользования, увеличивая тем самым своё участие в экономической деятельности страны.

С правом оперативного управления объектами государственной недвижимости организации и предприятия получают право распоряжения, согласно порядку, установленному ст. 296 ГК РФ; при этом они обязуются вести деятельность в рамках целевого назначения взятого в управление имущества и компетенции деятельности учреждения.

В круг организаций, наделённых полномочиями оперативного управления, входят следующие учреждения и структуры:

  • учреждения по развитию спорта и массовой культуры;
  • фонд жилья;
  • образовательные и научные учреждения;
  • предприятия, связанные с областью медицины;
  • структуры, обеспечивающие услугами различных коммунальных служб (вода, электричество, газ, отопление) и др.

Собственником передаваемого в управление имущества выступает муниципалитет или государство, разрешающие вышеуказанным организациям распоряжаться своей собственностью. В случае нарушения правил эксплуатации имуществом, порчи, нецелевого использования, собственник в лице государственного органа вправе отозвать полномочия у организации и изъять имущественный объект.

Что можно передать в оперативное управление? К числу таких объектов относят муниципальную, государственную, частную собственность, а также имущество фонда сельского и городского образования.

Правила пользования правом оперативного управления регулируются положениями Бюджетного, Гражданского и Налогового Кодексов, а также федеральными законами и региональными актами.

Разрешённые направления ведения деятельности в отношении имущества регулируются собственником.

Что такое право оперативного управления?

Право оперативного управления даёт возможность владеть, распоряжаться, пользоваться имуществом собственника на основании законодательных норм и в соответствии с условиями собственника, назначением объектов и целями деятельности учреждения.

Владелец (учредитель предприятия), вправе отозвать своё имущество, переданное на правах оперативного управления, и распорядиться им по своему усмотрению, если будут выявлены случаи ненадлежащего использования имущества, выхода за рамки разрешённого назначения.

Государство/муниципалитет вправе передавать казённым учреждениям разные полномочия. Доходами, извлекаемыми в результате использования государственного имущества, распоряжается собственник предприятия; учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться доходами.

Функции оперативного управления:

  • управление движением материальных средств;
  • фиксация данных процессов в бухгалтерской и налоговой отчётности;
  • постоянный контроль за состоянием переданных в ведение фондов;
  • установление цен и тарифов на товары и услуги, произведённые с помощью имущества, переданного в управление;
  • мониторинг налоговых отчислений;
  • формирование производственного бюджета и непрерывный контроль за его выполнением;
  • ведение документации, регулирующей правила и условия управления имуществом;
  • организация работы персонала;
  • создание клиентской базы;
  • сотрудничество с поставщиками.

Отличие оперативного управления от хозяйственного ведения

Круг лиц и принципы, на которых основываются права оперативного управления и хозяйственного ведения, во многом схожи между собой, но вместе с тем существуют и отличия, разграничивающие между собой данные разновидности прав.

Право хозяйственного ведения даёт возможность владения, пользования и распоряжения имуществом собственника, но исключительно в пределах границ, установленных законом и другими нормативными актами.

К примеру, унитарное предприятие может распоряжаться движимыми объектами, но ограничено в правах пользования недвижимым имуществом собственника.

Хозяйственное ведение позволяет передать имущество для осуществления дальнейшей деятельности.

В будущем собственник сможет использовать это имущество по своему усмотрению, например, продать. Однако решение принимается не самостоятельно, а совместно с органами управления предприятия.

Субъектами в хозяйственном ведении выступают любые муниципальные и государственные предприятия.

К оперативному управлению относят казённые учреждения и предприятия. В рамках договора оперативного управления имущество может быть передано в пользование только на определённый срок, т.е. им нельзя полновластно распоряжаться: продавать, дарить, менять и т.д.

Собственник может создавать объекты оперативного управления, определять, в каких объёмах назначать правоспособность, утверждать необходимые документы, назначать руководителей, ликвидировать или реорганизовать предприятие без согласия иных руководителей.

Собственник даёт указания управленцам о том, как использовать предоставленное им имущество. Отдельные объекты, входящие в состав, собственник может направить в нужном для него направлении для реализации. Он вправе распределять своё имущество на несколько необходимых ему фондов. При этом он не может использовать средства одного фонда для развития другого.

Если у предприятия образовались долги, то субсидиарную ответственность за это также понесёт собственник, а не руководитель предприятия.

Собственник распределяет доходы предприятия, не согласовывая данный вопрос с руководителем. Он — полновластный хозяин.

Руководитель же, наоборот, не вправе совершать какие-либо действия без согласия с собственником. В этом принципиальное различие между правами хозяйственного ведения и оперативного управления.

Чем отличается безвозмездное пользование от оперативного управления?

Сегодня часто передают имущество в безвозмездное пользование. Предметом договора в этом случае может выступать любое имущество, принадлежащее государству, муниципальным организациям, физическим лицам или коммерческим предприятиям.

Согласно ст. 689 ГК РФ, договор безвозмездного пользования подразумевает передачу объекта в безвозмездное пользование одной стороной другой (ссудодателем к ссудополучателю).

Ссудополучатель же принимает на себя обязательство по истечении срока договора вернуть предмет соглашения в том же состоянии, в каком он был получен с учётом естественного износа.

Объектом такого договора может выступать имущество:

  • включённое в состав государственной казны;
  • закреплённое за унитарными организациями на условиях оперативного управления;
  • закреплённое за казёнными, бюджетными, автономными учреждениями на условиях оперативного управления.

Имущество передаётся в безвозмездное пользование на основании результатов торгов/аукционов/конкурсов, проведённых в соответствии с правилами проведения подобных мероприятий, зафиксированными в нормативных актах.

Передача в безвозмездное пользование участков земли, жилых и нежилых помещений, ценного имущества может быть осуществлена только с письменного согласия владельца имущества.

Получить госимущество в безвозмездное пользование могут:

  1. Органы власти федерального и регионального уровня.
  2. Органы местного самоуправления.
  3. Учреждения муниципалитета.
  4. Некоммерческие организации.
  5. Физлица, заключившие государственный договор на право безвозмездного пользования имуществом по результатам проведённого аукциона.

Если говорить простым языком, передача имущества по договору безвозмездного пользования даёт возможность бесплатно пользоваться недвижимым имуществом, но не предпринимать никаких действий без согласия с собственником. Получатель имущества не вправе вести коммерческую деятельность и получать доход с объекта договора.

Как передаётся имущество в оперативное управление?

Чтобы получить имущество в пользование по договору оперативного управления, необходимо:

  1. Составить и заверить стандартный акт приёма-передачи.
  2. Заключить договор оперативного управления имуществом.
  3. Зарегистрировать всю документацию в законодательном порядке.

По заключению договора имущество переходит на баланс учреждения, которое и будет заниматься оперативным управлением.

Все доходы, полученные от предпринимательской деятельности в рамках оперативного управления, а также имущество, приобретённое за эти доходы, становятся собственностью учредителя.

Как зарегистрировать право оперативного управления?

После передачи государством имущества по праву оперативного управления предприятие обязано провести регистрацию в Росреестре с фиксацией данной сделки в базе ЕГРП.

Порядок регистрации следующий:

  1. Подготовка документов.
  2. Обращение в МФЦ или Росреестра.
  3. Подача заявления и документации о передаче прав.
  4. Получение свидетельства о регистрации права и внесение записи в ЕГРП.
  5. Получение выписки Росреестра.

Перечень документов для регистрации права в ЕГРП:

  • заявление юрлица на государственную регистрацию и внесение записи в Росреестре;
  • уставные документы;
  • справка из ИНН о постановке налогоплательщика на учёт;
  • документ с присвоенными кодами статистики;
  • удостоверение личности представителя организации и заверенная у нотариуса доверенность на совершение регистрационных действий;
  • документы о передаче собственности;
  • документы на передаваемое имущество (техпаспорта, кадастровые бумаги);
  • документы, устанавливающие право на передаваемые в пользование объекты собственности;
  • справки, подтверждающие тот факт, что имущество закрепляется за предприятием-заявителем.

Процедура получения права оперативного управления закреплена нормами закона РФ; её проведение возможно исключительно с согласия государства и в рамках разрешённой деятельности предприятия.

Итак, система оперативного управления в сегодняшнем варианте Гражданского кодекса, хоть и является немного устаревшей, но продолжает активно функционировать.

Оперативное управление – это механизм контроля, созданный государством или муниципальными органами в целях получения адекватного дохода и сохранения эффективности производства.

Источник: http://expert-home.net/operativnoe-upravlenie-imushhestvom/

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: