Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества. Субъекты и объекты приватизационных правоотношений

Содержание
  1. Объекты и субъекты приватизации жилых помещений
  2. Приватизация жилья
  3. Продление приватизации жилья до 2015 года
  4. Приватизация государственного и муниципального имущества
  5. Понятие и функции приватизации
  6. Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)
  7. Приоритет законодательства о приватизации
  8. Необходимость применения наряду с гражданским законодательством специального приватизационного законодательства
  9. Начало отечественной приватизации
  10. Способы приватизации государственного и муниципального имущества
  11. Субъекты и объекты приватизации
  12. Особенности законодательства
  13. Перечень необходимых документов
  14. Что является объектами и субъектами приватизации
  15. Муниципального имущества
  16. В сфере предпринимательского права
  17. В случае оформления в собственность государственного имущества
  18. Запрещенное недвижимое имущество для приватизации

Объекты и субъекты приватизации жилых помещений

Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества. Субъекты и объекты приватизационных правоотношений

Объектами приватизации являются жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, которые занимают граждане на основе договора найма жилого помещения.

Если гражданин имеет забронированное жилое помещение, а проживает в другом жилом помещении, например в связи с выездом на работу по трудовому договору в районы Крайнего Севера, то он может использовать свое право на приватизацию жилья только по месту его бронирования (ст. 1 Закона о приватизации – в ред. Закона от 1 августа 1994 г.).

Ранее Закон допускал приватизацию жилых помещений, требующих капитального ремонта, только после его проведения, что, однако, не всегда возможно.

Поэтому в настоящее время эти ограничения на приватизацию таких квартир и жилых домов сняты.

При этом на наймодателе остается обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с установленными правилами эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

В соответствии с Законом о приватизации (ст. 4) не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением служебного жилого фонда совхозов и других приравненных к ним сельскохозяйственных предприятий.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служащими жилых помещений и коммунальных квартир*.

В соответствии с Законом о приватизации жилищного фонда передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется соответствующими органами местной администрации, предприятиями и учреждениями, за которыми закреплен жилищный фонд соответственно на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Такая передача производится на основании договора указанных выше органов и организаций с гражданами, приобретающими жилье в собственность.

Право собственности на приватизируемое жилое помещение возникает у граждан после (с момента) регистрации договора в БТИ. Кроме текста договора гражданин, приватизирующий жилое помещение, получает свидетельство о праве собственности на приватизированную квартиру (жилой дом).

В практике встречаются случаи, когда при жизни нанимателя приватизация жилого помещения не была завершена, в частности в связи с его смертью в период, когда шло оформление приватизации квартиры, и нередко в суды поступают исковые заявления о признании умершего собственником квартиры.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»» от 24 августа 1993 г.

№8 разъяснил, что если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилья в собственность или до регистрации такого договора в соответствующем органе местной администрации, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника*.

На практике много вопросов вызывает возможность приватизации комнат в коммунальных квартирах. В Законе о приватизации по этому вопросу нет достаточно четкого решения. Вначале в Законе содержалось прямое указание о том, что жилые помещения в коммунальных квартирах приватизации не подлежат (ч. 1 ст. 1).

Однако жизнь настоятельно требовала изменения этого правила, так как пока в коммунальных квартирах проживают довольно многие граждане, которые настойчиво ставят вопрос о приватизации занимаемых ими комнат.

С учетом этого в Закон о приватизации жилищного фонда 23 декабря 1992 г. были внесены некоторые изменения, допускающие приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах при определенных условиях.

«Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, – говорится в новой редакции статьи Закона о приватизации, – вправе принимать решение о приватизации жилых помещений или коммунальных квартир»*.

Таким образом, решение вопроса о приватизации коммунальных квартир (и отдельных комнат в них) отнесено непосредственно к полномочиям собственников жилищного фонда (либо уполномоченных ими органов), а также предприятий и учреждений, имеющих жилищный фонд.

Однако такая норма Закона вызывает серьезные замечания.

Во-первых, потому, что на практике из-за несогласия соответствующих государственных и муниципальных органов, предприятий, организаций попытки приватизации комнат в коммунальных квартирах обычно являются безуспешными.

Во-вторых, содержание указанной нормы Закона вызывает сомнение с точки зрения ее соответствия конституционному принципу равноправия граждан (ст.

19 Конституции РФ), поскольку при приватизации индивидуальных квартир и жилых домов в Законе не содержится такой записи о необходимости получения согласия собственника или другого владельца жилья в столь императивной форме, которая ставила бы нанимателей в вопросе приватизации занимаемых квартир полностью в зависимость от усмотрения собственников и иных владельцев жилищного фонда.

Приватизация коммунальных квартир, входящих в муниципальный жилищный фонд, относится к компетенции органов местного самоуправления, которые согласно Федеральному закону «Об общих принципах местного самоуправления» имеют право самостоятельно решать вопросы распоряжения принадлежащим муниципальному образованию жилищным фондом*.

ГК вслед за Законом о приватизации жилищного фонда признал индивидуально-определенные жилые помещения реальными объектами
В коммунальной квартире, где объектом права собственности является изолированная (непроходная, не запроходная) жилая комната, места.

Читайте так же:  Как определить границы участка на местности самостоятельно

Жилые помещения в коммунальных квартирах включены в перечень. жилых помещений, приватизация которых запрещена.
жилые помещения в коммунальных квартирах могут быть приватизированы с согласия.

на приватизируемое жилое помещение может быть осуществлен опекунами и попечителями
Приватизация квартиры. к

Приватизация жилья

1-я часть. Понятие приватизации, субъекты и объекты приватизации

Рассмотрим подробнее вопросы, касающиеся приватизации жилья в РФ.

Продление приватизации жилья до 2015 года

Для начала необходимо отметить, что Федеральным законом от 25.02.2013 года № 16-ФЗ «О внесении изменения в статью 2 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» срок окончания бесплатной приватизации жилых помещений в очередной раз был продлен.

Источник: https://jk-domuparka.ru/obekty-i-subekty-privatizatsii-zhilyh-pomeshhenij/

Приватизация государственного и муниципального имущества

Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества. Субъекты и объекты приватизационных правоотношений
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Приватизация государственного и муниципального имущества

Отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Такой термин, как «приватизация» хорошо известен всем россиянам и плотно вошел в лексикон практически каждого гражданина нашей страны. Данный процесс начался в 1990 году и продолжается до сих пор, хотя и в более скромных объемах.

Как правило, большая часть пользователей ассоциируют приватизацию с передачей в частную собственность жилых помещений, однако приватизация государственного и муниципального имущества имеет более широкий смысл и одним только жильем не ограничивается.

Понятие и функции приватизации

О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество домыслов и мифов. И чтобы разобрать, в чем особенность данной процедуры, необходимо для начала разобраться, что же представляет собой этот процесс.

Под приватизацией понимают отчуждение имущества, которое ранее находилось под юрисдикцией государственных или муниципальных органов, в частные руки.

Вместе с тем, процесс передачи прав собственности происходит исключительно в том порядке, который ранее был установлен государством и утвержден на самом высоком законодательном уровне.

Стоит обратить внимание, что все сделки, которые связаны с приватизированным имуществом, относят к гражданско-правовым договоренностям, согласно с которыми стороны определены как приобретатель и отчуждатель.

Исходя из этого, можно утверждать, что решение о приватизации конкретного объекта будет рассматриваться как одна из форм осуществления собственником своим правомочий по свободному распоряжению имущественными ценностями, которые находятся в его собственности.

Основные признаки передачи государственного или муниципального имущества в частную собственность (основные признаки приватизации)

Вопросы приватизации того имущества, которое ранее находилось в собственности государства, не теряет своей актуальности. О приватизации государственного и муниципального имущества существует множество правовых нормативов и актов, и государство тщательно контролирует этот процесс, чтобы защитить свои права, при этом не затронув интересы граждан.

Ст.235 ГК РФ гласит, что любые материальные ценности, которые находятся в собственности государства, могут быть отчуждены и переданы в частное управление, но при условии, что это не противоречит действительному законодательству, и процесс происходит в порядке, который оформлен законодательно.

Исходя из правил проведения приватизации, публичная собственность не может быть отчуждена в частном порядке, поскольку любые сделки подобного типа не принадлежат к категории публичного права. Данный процесс происходит по нормам закона, которые установлены в правовых актах.

Как отмечают эксперты, приватизация в данном случае будет иметь несколько обособленных признаков, среди которых можно выделить:

  • передача имущественных ценностей из государственного или муниципального управления в частные руки;
  • отчуждение материальных ресурсов происходит по решению собственника;
  • при старте процесса приватизации применяется особый порядок, который прописан в действующей законодательной базе и является обязательным для всех пользователей.

Приоритет законодательства о приватизации

Вопросы приватизации до сих пор вызывают оживленные споры и дискуссии.

В начале 90-х годов, когда только начался этот процесс, не были прописаны основополагающие моменты, касающиеся передачи права собственности, и потому многие объекты продавались за бесценок, что нанесло огромные убытки для экономики страны в целом. Способы приватизации государственного и муниципального имущества, которые применялись в то время, зачастую противоречили основным положениям законодательства.

Однако со временем государство начало контролировать и регулировать данный процесс. Для этого были внедрены особые правила приватизации, применение которых стало обязательным, и которые помогали защитить интересы и права всех участников процесса.

Особенно значимым считается вопрос о соотношении норм гражданского права и действующих правовых актов о приватизации.

Как показывает практика, между этими нормативами зачастую возникают противоречия, однако государство определяет, что приоритетом будет применение тех норм и догм, которые указаны в актах о приватизации. Так, в некоторых ситуациях требования ст.3 ГК РФ могут быть проигнорированы.

Таким образом, законодатель создает условия, при которых приоритет получают те правовые нормативы, которые упомянуты в специальных правовых актах, посвященных приватизации и ее ключевым положениям.

Необходимость применения наряду с гражданским законодательством специального приватизационного законодательства

Как показывает практика, сочетание гражданских нормативов кодекса и специальных положений актов о приватизации может вызывать определенные сложности и проблемы.

Исходя из действующих положений основных норм, которые применяются в данной ситуации, вполне допускается возникновение неких правовых коллизий, из-за которых многие сделки, связанные с приватизацией могут приобрести заметные проблемные моменты.

Данная ситуация вызвана тем фактом, что приватизация регламентируется несколькими правовыми положениями, и касательно разного типа имущества (земля, недвижимость, промышленные объекты) определены несколько законов, которые имеют статус федеральных, и которые обязательны для применения при старте процедуры.

Другая сложность проявляется в том, что за годы применения данной процедуры, о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество домыслов и мифов. Многие пользователи относятся к подобным сделкам довольно скептически, что в принципе неудивительно, анализируя старт данной процедуры в нашей стране.

Начало отечественной приватизации

Старт процедуре приватизации в нашей стране был дан в начале 1990 года, однако в полную силу он вошел уже после того, как произошел распад СССР на несколько суверенных государств. Стоит отметить, что разные эксперты по-разному оценивают результаты данной процедуры. Тем не менее, невозможно не заметить как положительные, так и отрицательные характеристики приватизационного процесса.

Среди факторов, которые сыграли негативное воздействие на становление экономики России того времени выделяют:

  • игнорирование интересов субъектов РФ и не принятие во внимание особенности внедрения приватизационного процесса в тот или иной субъект;
  • правительство поставило задачу в максимально сжатые сроки провести значительный объем приватизации по объектам народного хозяйства, что привело к созданию условий для развития коррупционных схем;
  • способ передачи собственности был выбран на бесплатном основании, или же за символическую плату. Из-за этого многие объекты важного значения были переданы в частные руки, и в последствии уничтожены;
  • приватизация промышленных объектов была в приоритете, и потому многие граждане не могли оформить собственность на свои жилые помещения, поскольку уполномоченные чиновники старались заниматься более выгодными для них сделками.

Итоги приватизационного периода в нашей истории по мнению многих являются неутешительными. В это время экономика понесла значительные потери, а коррупция достигла невиданных оборотов, что не сказалось благотворно на жителях нашей страны.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Федеральный закон, который разбирает приватизационные процессы и регулирует их, гласит о том, что порядок приватизации государственного и муниципального имущества является обязательным для всех субъектов РФ.

Однако это вызвало дополнительные сложности, и в обществе о приватизации государственного и муниципального имущества появилось множество слухов и отрицательных оценок.

Приватизация происходит несколькими способами, которые регламентированы законом федерального значения и обязательны для применения во всех субъектах РФ:

  • при преобразовании унитарных производств представлены условия, при которых объект преобразовывается в ОАО;
  • продажа материальных ресурсов происходит на конкурсной основе;
  • государственное имущество передается в частные руки по итогам публичного предложения;
  • госимущество вносится в учредительный капитал АО в качестве взноса;
  • формирование акций предприятия, которые распределяются между несколькими участниками.

Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/privatizaciya-gosudarstvennogo-i-municipalnogo-imushhestva.html

Субъекты и объекты приватизации

Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества. Субъекты и объекты приватизационных правоотношений

Процедура безвозмездного перехода муниципального и государственного имущества в приватную собственность состоит из таких этапов:

Установление законных основанийдля реализации приватизационного процесса
Определение соответствия субъектаобъекта тем условиям, что закреплены законодателем
Сбор перечнятребуемой документации
Передача пакета документов в админитрациюуполномоченную утверждать решение относительно возможности бесплатного перехода объекта недвижимости в частную собственность

При условии утверждения благоприятного решения заявитель имеет право передать бумаги в орган регистрации с целью получения свидетельства о праве собственности, дальнейшего внесения соответствующих сведений в единый реестр недвижимости.

Возмездная процедура приватизации реализуется в аналогичном порядке. Такая сделка не предустанавливает перед государством безусловной обязанности предоставить недвижимое имущество по первому требованию приватной особы.

Для начала гражданин собирает документы по списку, после чего осуществляет их передачу в уполномоченную структуру, которая непосредственно выносит решения по такому вопросу.

Особенности законодательства

Приватизированы могут быть различные объекты недвижимости:

 Жилые помещенияквартиры
 Участки землинежилые здания, строения
 Предприятияи другое имущество

В соответствии с законом процедура приватизации в отношении жилья бесплатна, а предприятий – только платная.

Приобрести частную собственность на муниципальную или государственную квартиру могут лишь граждане, которые проживают в ней, а получить собственность на предприятие могут организации.

Нюансы приватизации закреплены в следующих законодательных актах:

 В отношении жилых помещенийЖилищный Кодекс, Закон «О приватизации жилищного фонда в РФ»
 В отношении земельЗемельный Кодекс РФ, Федеральный Закон от 30 июля 2006 № 93 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества»
 В отношении предприятийУказ Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»

Независимо от объекта процедура регламентируется Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Перечень необходимых документов

В случае переоформления права на жилье, то нужно подготовить:

 Документ, подтверждающий законность проживанияв помещении (договор соц. найма или ордер)
 Техпаспорткоторый можно получить в БТИ
  Кадастровый паспортв нем отмечены сведения о площади, месте расположения жилого помещения. Выдается службой Росреестра
 Выписка из домой книгив ней содержится информация обо всех гражданах, прописанных в этой квартире
 Выписка из ЕГРНиз ФКП Росреестра
 Свидетельство о бракеесли проживающий гражданин состоит в официальном браке
 Справка подтверждающая отсутствие долговпо квартплате
Паспорт проживающих лицВ отношении детей — свидетельства о рождении
 Квитанции об уплатегосударственной пошлины

Чтобы перевести в частную собственность земельный участок потребуются:

 Заявление в установленном порядкена осуществление приватизации
 Документ, удостоверяющий личностьгражданина, который приватизирует землю
 Нотариальная доверенность представителяв случае подачи документов представителем
 Согласие другого супруга, оформленная у нотариусав случае, если заявитель состоит в браке
  Документ, свидетельствующий о том, чтозаявитель на законных основаниях пользуется земельным наделом
Выписка из кадастрового паспортаа также выписка из ЕГРН
 Документы, подтверждающиеналичие прав на приобретение участка для некоторых категорий населения

Что является объектами и субъектами приватизации

Что касается разного имущества, права на оформление объекта в собственность принадлежат разных особам.

В частности, правом получить жилое помещение располагают только те граждане, которые соответствуют таким требованиям:

  • Наличие права на проживание в квартире на постоянной основе;
  • Гражданин ранее не принимал участия в процессе приватизации (имеется справка), при условии если квартира передается в бесплатном порядке.

Участок земли будет передан тем гражданам, которые являются владельцами сооружений, построек, что возведенны на нем.

Правом безвозмездно получить надел в соответствии с условиями дачной амнистии располагают такие категории лиц:

  • Физические лица, которые вправе в бессрочном порядке пользоваться дачным муниципальным участком;
  • Граждане, которые владеют участком в соответствии с правом пожизненного наследуемого владения.

Муниципального имущества

Как правило, переход прав собственности на жилые помещения производится на уровне муниципального органа.

С каждым годом количество государственных квартир сокращается. Кроме того, их большая часть и вовсе не подлежит приватизации.

К примеру, не подлежит приватизации жилье, расположенное в военных городках либо в населенных пунктах при воинских частях. Военные граждане пользуются правом проживать в таких помещениях, которые наследуют их родственники, члены семей.

И все же полноценно оформить право собственности на представленный тип имущества невозможно.

На уровне муниципалитета приватизируется недвижимость, имеющая меньшую стоимость, нежели на государственном уровне.

По такой причине в качестве метода реализации жилого имущества активно используются  аукционы.

По сути все сельскохозяйственные земли пребывают в собственности муниципалитета.

В роли субъекта, который утверждает решения относительно возможности перехода прав собственности на земли муниципальной собственности, выступает специальный департамент муниципальной структуры.

Однако сама по себе процедура характеризуется аналогичными сроками, этапами, иначе говоря главное отличие полагает в субъекте приватизационного процесса, который выступает на стороне владельца имущества.

В сфере предпринимательского права

Согласно действующему законодательству в качестве субъекта вправе выступать как юридическое, так и физическое лицо.

Предприятия, ИП могут получать в собственность имущество, которое состоит в публичной собственности.

Кроме того, предприниматели вправе произвести выкуп арендуемой квартиры, что принадлежит муниципальной структуре либо государству, в соответствии с преимущественным правом.

В такой ситуации приватизация реализуется в платном порядке. Стоимость представленной  сделки будет рассчитана в процессе определения рыночной стоимости недвижимости.

ИП, предприятия вправе выкупить участок земли, при условии если они на законных основаниях владеют постройками, объектами, зданиями, что расположены на нем.

В случае оформления в собственность государственного имущества

В роли субъектов выступают предприятия, граждане, которые располагают правом получить в собственность имущество.

В качестве уполномоченных представителей, которые могут определять дальнейшую судьбу помещений, пребывающих в госсобственности, выступают такие структуры:

  1. Российское правительство.
  2. Структуры исполнительной власти российских субъектов.
  3. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
  4. Фонд федерального имущества РФ.

Запрещенное недвижимое имущество для приватизации

Запрещается разгосударствление таких объектов:

  • Служебных квартир;
  • Домов, квартир, которые расположены в пределах закрытых военных поселений;
  • Комнат, что расположены в домах престарелых, интернатах;
  • Жилой недвижимости, которая размещается в домах маневренного фонда, отелях-приютах;
  • Комнат в общежитиях;
  • Помещений в домах аварийного типа (при наличии соответствующего заключения).

В то же время законодатель установил ограничения на приватизацию участков земли, что были ограничены либо изъяты из оборота, в частности:

  • Территории, на которых располагаются сооружения, объекты ФСБ, здания Российской ВС, прочих ФОИВ, административные структуры, военные суды;
  • Национальные парки, государственные природные заповедные территории.

Также в обороте ограничиваются земли, которые расположены в рамках особой охраняемой зоны.

По закону невозможен переход в приватную собственность территорий лесного фонда при условии, если в их пределах расположены водные объекты.

Из числа объектов приватизации законодатель исключает наделы, что заняты особо ценными и значимыми объектами культурного наследия, представленные с целью обеспечения обороны государства, транспорта, связи, промышленности.

Как оформить отказ от приватизации в пользу другого прописанного, читайте здесь.

На сегодняшний день все еще не были определены нормативы, посредством которых был бы определен единый реестр недвижимых объектов, запрещенных к разгосударствлению.

: Приватизация государственной и муниципальной собственности

Загрузка…

Источник: https://ipoteka-nedvizhimost.ru/subekty-i-obekty-privatizatsii/

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: