Тема: Городской пассажирский транспорт.

15. Городской транспорт и пешеходное движение в городе. Городской транспорт. Транспортная инфраструктура города. Улично-дорожная сеть, принципы ее организации. Организация транспортного обслуживания. Основные приемы разделения транспортного и пешеходного

Тема: Городской пассажирский транспорт.

Определение: городской транспорт обслуживает внутригородские перевозки пассажиров и грузов, связывает все функциональные элементы города в единую градостроительную систему.

В истории развития городского пассажирского транспорта выделяют пять периодов.

1.                Период конной тяги (последняя четверть XVII в. — середина XIX в.).

В конце XVIII в. в городах появились 10 – 20-местные дилижансы, омнибусы, линейки. С середины XIX в. появились конные железные дороги — конки (Нью-Йорк, Петербург, Москва). Появление конок можно рассматривать как следствие первого в истории транспортного кризиса, возникшего в связи с ростом городов.

2.                Период использования паровой тяги (вторая половина XIX в.).

Городские железные дороги с паровой тягой были проложены в Лондоне (1863 г.) под землей в тоннелях и получили название Metropolitan Rail-Way. Метро появляется в Берлине (1872 г.), Нью-Йорке (1878 г.

) и других городах (в Берлине на насыпи, в Нью-Йорке – на эстакадах, т.е. вне улиц). В это же время в Лондоне впервые были построены уличные железные дороги с паровой тягой. Они получили название  Tram-Way.

Впоследствии метрополитеном стали называть все внеуличные городские железные дороги, а трамваем – уличные.

3.                Период использования электрической тяги (с конца XIX в.).

Первый в России электрический трамвай был пущен в 1892 г. в Киеве, затем в 1894 г. в Казани, в 1896 г. в Нижнем Новгороде, в 1899 г. в Москве.

В 1882 г. в Германии был опробован опытный образец безрельсового экипажа, питающийся от контактных проводов – прообраз троллейбуса. Первый отечественный троллейбус появился на улицах Москвы в 1933 г.

4.                Период автомобилизации (с 1920-х гг.).

Сегодня на улицах города широко используются для пассажирских перевозок автобусы различной вместимости и легковые автомобили. Массовая автомобилизация повлекла ряд неблагоприятных последствий: перегруженность улиц, загрязнение окружающей среды.

5.                Период использования информационных систем в управлении городскими перевозками связан с бурным развитием современных городов, увеличением числа подвижного состава. При организации и регулировании работы городского пассажирского транспорта используются средства связи и компьютерного управления.

В эволюции крупных градостроительных систем можно проследить зависимость между уровнем развития городского транспорта (вида сообщения) и территориальным ростом  города (рис. 182).

Рис. 182. Возможности различных видов транспорта по обеспечению одночасовой доступности городского центра

Современные виды городского транспорта:

            1 Уличные (наземные) виды транспорта                        2  Внеуличные виды транспорта

1.1  Автотранспорт (индивидуальный автомобиль, автобус),

троллейбус;

1.2  Рельсовый уличный транспорт (трамвай);                              2.1 Подземный транспорт (метрополитен);

                                                                                               2.2  Надземный транспорт (подвесной, монорельсовый, струнный и т.д.).

Основные характеристики современных видов транспорта

В крупнейших городах для внутригородских перевозок могут использоваться некоторые виды внешнего транспорта (железнодорожный, речной).

В некоторых случаях наземные транспортные линии переходят в подземные или надземные и наоборот. Например: эстакады, тоннели и путепроводы для пропуска трамвайных путей и автотранспорта, выход линий метрополитена на поверхность земли и др. (рис. 183).

Рис. 183

Транспортная инфраструктура города

Определение: городская транспортная инфраструктура — это совокупность всех транспортных коммуникаций (магистралей и улиц, подземных и надземных транспортных линий) и средств передвижения (подвижного состава).

Основной задачей транспортной инфраструктуры является взаимосвязь функциональных элементов города (жилые районы, места приложения труда, центры различных категорий, места отдыха и т.д.) с целью обеспечения рационального функционирования этих элементов и возможности их пространственного развития.

Основными критериями оценки эффективности транспортной инфраструктуры являются скорость, доступность и затраты времени на передвижения.

Основные требования к транспортной инфраструктуре: 

− рациональное распределение объемов движения;

− сочетание скорости передвижения с комфортностью;

− способность к развитию;

− возможность выбора вида транспорта,

− безопасность.

 По отношению к транспортной инфраструктуре все элементы города могут быть разделены на три типа:

1)                  тяготеющие к транспортным коммуникациям, находящиеся в активном и постоянном контакте с транспортной системой (промышленные коммунально-складские и логистические предприятия с крупным грузооборотом, деловые и торговые центры, и др.);

2)                  требующие внутренней изоляции от транспортного движения (зоны отдыха, детские учреждения и т.д.);

3)                  требующие одновременно приближения и изоляции (жилые зоны).

Улично-дорожная сеть

Определение: улично-дорожная сеть города формируется как целостная система во взаимосвязи с сетью транспортных магистралей района расселения. Структура сети определяется общей планировочной структурой и размерами города, взаиморасположением его частей (рис. 184).

Рис. 184. Улично-дорожная сеть, г. Мадрид, Испания

Принято выделять следующие принципиальные схемы организации улично-дорожной сети города:

 РадиальнаяРадиальнокольцеваяПрямоугольная (квартальная)ПрямоугольнодиагональнаяОрганичная (древовидная)

Радиально-кольцевые схемы наиболее компактны и рациональны по организации движения, но с ростом города его центр подвергается слишком большой транспортной нагрузке. Прямоугольные схемы в процессе развития (реконструкции) города часто дополняются диагональными улицами, это позволяет более рационально организовать движение и сократить перепробег транспорта.

В реальной градостроительной практике чаще встречаются смешанные или комбинированные схемы организации улично-дорожной сети, это особенно характерно для крупнейших городов, прошедших значительный путь эволюции городского плана (рис. 185).

Рис. 185. План  Москвы, 1937 г., комбинированная схема организации улично-дорожной сети

В городе принято выделять различные категории дорог и улиц (рис. 188).

Классификация  дорог и улиц города (СНиП 2.07.01-89*)

Категория дорог и улицОсновное назначение дорог и улиц.
Магистральные дороги: скоростного движения3,75/4-8/120*Скоростная транспортная связь между удаленными промышленными и планировочными районами в крупнейших и крупных городах: выходы на внешние автомобильные дороги. Пересечения с магистральными улицами и дорогами в разных уровнях (рис. 186).
регулируемого движения 3,5/2-6/80*Транспортная связь между районами города, выходы на внешние автомобильные дороги, пересечения с улицами и дорогами, как правило, в одном уровне.
Магистральные улицы:общегородского значения:непрерывного движения3,75/4-8/100*Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и общественными центрами в крупнейших, крупных и больших городах, а также с другими магистральными улицами, городскими и внешними автомобильными дорогами. Обеспечение движения транспорта по основным направлениям в разных уровнях.
регулируемого движения 3,5/4-8/80*Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и центром города, центрами планировочных районов; выходы на магистральные улицы . Пересечения с магистральными улицами и дорогами, как правило, в одном уровне.
районного значения:транспортнопешеходные3,5/2-4/70*Транспортная и пешеходная связи между жилыми районами, а также между жилыми и промышленными районами, общественными центрами, выходы на другие магистральные улицы.
пешеходнотранспортные4/2/50*Пешеходная и транспортная связи (преимущественно общественный пассажирский транспорт) в пределах планировочного района.

Источник: https://olymp.in/news/15-gorodskoj-transport-i-peshexodnoe-dvizhenie-v-gorode-gorodskoj-transport-transportnaya-infrastruktura-goroda-ulichno-dorozhnaya/812

Городской пассажирский транспорт: виды, маршруты и правила пользования

Тема: Городской пассажирский транспорт.

Городской пассажирский транспорт (синонимы: общественный, коммунальный) предназначен для использования большинством населения. Чаще всего он работает на платной основе.

Большинство средств общественного транспорта способны перевозить большое количество человек как за раз, так и за сутки. При этом движение осуществляется в соответствии с установленным транспортной компанией маршрутом.

Исключение составляют различные виды такси.

Что такое общественный транспорт

Общественный транспорт предполагает массовую перевозку людей.

Городским пассажирским транспортом не являются служебные и школьные автобусы и машины, военные эшелоны, автобусы, перевозящие на матч спортсменов, а также личные средства для передвижения сотрудников компаний, автобусы для экскурсантов, прогулочные суда и т. д.

Такой транспорт имеет иные функции и назначение. Также не являются общественным транспортным средством лифты и эскалаторы, поскольку они функционируют лишь в пределах одного конкретного здания или объекта.

Виды пассажирского транспорта

  • Автобусы – самый распространенный вид пассажирского общественного транспорта. Они активно применяются во всем мире. Существует огромное количество моделей автобусов. В качестве топлива пока используется в основном бензин и дизельное топливо.
  • Троллейбус – один из самых популярных видов общественного городского транспорта в России и странах СНГ.

    Он оснащен электрическим мотором с непрерывной подпиткой от контактной сети проводов. Нередко применяется и в Западной Европе, где считается подвидом автобуса.

  • Трамвай – традиционный вид городского транспорта в России и СНГ. Использует узкоколейную железнодорожную колею и питание от контактной сети. Оснащен электродвигателем.

    Является промежуточным вариантом между троллейбусом и электропоездом.

  • Поезда активно применяются во всем мире, однако в России и странах СНГ этот вид транспорта получил наибольшее развитие. Для движения используется ширококолейная железная дорога, а также контактная сеть (для электропоездов). Локомотив оснащен электрическим, дизельным или (редко) паровым двигателем.

    Развитие этого вида транспорта шло в последовательности: паровозы – тепловозы – электровозы. Сейчас используют в основном электровозы и (реже) тепловозы.

  • Монорельсовый транспорт используется редко и в ограниченном объеме. Выделяется в отдельный вид транспорта.
  • Суда. Активно применяются во всем мире. К ним относят катера, корабли, пароходы, парусные суда, яхты.

    В настоящее время парусные суда почти не используются. Основным видом топлива являются продукты переработки нефти.

  • Самолеты. Активно развивающийся и относительно современный вид общественного транспорта. Распространен во всем мире, особенно в развитых странах. В России используются реже. Движение осуществляется по воздуху с применением принципа реактивной тяги.

    В качестве топлива пока используют нефтепродукты.

  • Маршрутные такси. Сравнительно новый вид городского транспорта. Сейчас широко используется в России и странах постсоветского пространства. Перевозка людей на микроавтобусах организуется транспортными частными компаниями. В отличие от такси, маршрут движения определяется данными компаниями и городскими властями, а не пассажиром.

  • Пассажирский автомобильный транспорт (такси). Таксист может работать в одиночку или на частную фирму. Во втором случае цены на проезд будут значительно ниже.

Автобус

Автобус — городской пассажирский транспорт с автономным энергоснабжением. Городской автобус также называется уличным колесным транспортом. Он удобен своей маневренностью и отсутствием привязки к рельсам или проводам. Может перемещаться даже по грунтовым дорогам. Один автобус за час перевозит от 200 до 4500 пассажиров.

Максимальное же значение для городских автобусов составляет 9-10 тысяч человек. Его активно применяют в качестве основного и вспомогательного транспортного средства. Во всех городах имеется своя сеть автобусных маршрутов. В любой момент маршрут движения можно скорректировать или изменить.

Обычно это делается при расширении городов и добавлении новых районов.

В небольших городах и поселках автобус – практически единственный вид доступного транспорта. В более крупных населенных пунктах он обычно сочетается с маршрутными такси. Минусами использования подобных транспортных средств пока что являются:

  • эксплуатационные затраты,
  • загрязнение воздуха и почвы,
  • шумовое загрязнение,
  • необходимость частого ремонта вследствие поломок.

Постепенный переход к электрическим автобусам позволит устранить все эти недостатки.

Автобус в России

В нашей стране автобусный транспорт имеет традиционно широкое применение. Его используют как для внутригородских, так и для пригородных и междугородних перевозок. Более 1500 населенных пунктов России имеют автобусные маршруты и автобусный парк.

Среднестатистическое расстояние, на которое перемещается пассажир автобуса, составляет 6 км. Несмотря на распространенность междугородних автобусных перевозок, его все же считают внутригородским видом транспорта. При большой дальности поездки автобусы часто ломаются.

Также в этом случае нередки серьезные аварии, обусловленные в основном усталостью водителя в длительном пути.

В крупных городах России созданы автовокзалы, по своей конструкции и режиму работы сходные с железнодорожными. О прибытии, отбытии, задержке рейса и т. д. сотрудники автостанции оповещают пассажиров по громкоговорителю.

Троллейбус как вид транспорта не столь популярен и используется основном в крупных городах. Междугородние маршруты тролейбуса (троллейбусные линии) есть в Крыму и на Донбассе, где они существуют еще с советских времен. Однако в мировых масштабах это скорее экзотика.

Для работы троллейбуса применяется подвесная контактная сеть проводов. Поэтому он относится к категории безрельсового электротранспорта. Максимальное число перевозимых пассажиров составляет 8-9 тысяч человек в час.

Плюсами использования этого вида транспорта является экологическая чистота, небольшие затраты при эксплуатации, относительная надежность. В то же время есть существенные траты при строительстве троллейбусных линий и низкая маневренность.

Довольно часто возникают нарушения контакта троллейбуса с кантатной проводной сетью, что приводит к вынужденной остановке и простою транспортного средства непосредственно на маршруте.

Троллейбусы активно используют в России и странах СНГ, главным образом в крупных и средних по величине городах. При числе жителей более 250 000 чел. использование данного вида транспорта может стать целесообразным.

Трамвай как средство передвижения

Трамвай – это тоже наземный городской пассажирский транспорт, характерный для крупных городов России и стран бывшего СССР. Однако постепенно он выходит из моды и сейчас используется все реже. Длинную историю имеют трамваи Москвы, где они появились очень давно. Одно такое транспортное средство может обслуживать до 12-15 тысяч человек в час.

Раньше трамваи пользовались популярностью и перевозили больше пассажиров, чем любой другой вид городского транспорта. Они считаются экологически чистыми, но при этом довольно шумными устройствами, которые могут ломаться на маршруте, что может стать причиной пробки. Также минусом является низкая маневренность.

Тем не менее трамваи в Москве — популярный у жителей вид транспорта.

Метро – подземный транспорт крупных городов

Это также рельсовый вид транспорта, но гораздо более мощный, нежели трамвай. Метро уже можно относить к традиционным транспортным средствам, при этом оно продолжает постоянно развиваться. В одной только Москве то и дело вводят новые станции и строят новые перегоны.

Во многих городах имеются планы по расширению сети метрополитена. Оформлению станций (они в основном подземные) уделяется большое внимание. Каждая из них имеет неповторимый, уникальный облик и свои индивидуальные особенности.

А вот разнообразие вагонов и локомотивов метрополитена несравнимо ниже, чем у автобусов.

Пропускная способность метрополитена очень высока. За час один состав может обслужить до 40-50 тысяч человек. Строительство метро целесообразно в крупнейших городах с числом жителей свыше 1 млн чел. При этом само строительство метрополитена требует серьезных вложений.

Маршрутные такси

После распада Советского Союза этот полукоммерческий вид транспорта стал очень популярен. Маршрутки не имеют четкой привязки к остановкам (хотя в последнее время власти российских регионов пытаются ограничить свободу их передвижения), что очень удобно, особенно для маломобильных граждан.

Маршруты их движения можно поменять в любой момент. Минусами их использования является то, что они сильнее, чем автобусы, загружают улицы и вносят вклад в загрязнение окружающей среды. Этот вид транспорта активно применяется и для пригородного сообщения, а в междугородних перевозках их используют нечасто.

Стоимость перевозки людей на микроавтобусе в последние годы быстро растет.

Поезда и электропоезда

Это традиционный вид перевозок на средние и дальние расстояния. Как правило, они не слишком загрязняют окружающую среду и обладают большей надежностью и безопасностью, чем автобусы. Недостатков этот вид пассажирского транспорта практически не имеет. Однако относительным минусом является высокая цена за проезд в поездах дальнего следования.

Также у них относительно невысокая скорость, в сравнении с самолетом. В пределах городов используют пригородные электрички, а иногда монорельсовый транспорт. Цены на билеты у электричек относительно невысоки. Минусом является то, что в пределах городов остановок и маршрутов электричек не много. Зато они оптимально подходят для пригородных перевозок.

Авиатранспорт широко распространен во всем мире. В России популярны маршруты, ведущие на курорты Черноморского побережья. Несомненным плюсом авиации является большая скорость передвижения, что позволяет резко уменьшить время в пути.

Цены на билеты на самолет близки к таковым на поезда дальнего следования. Однако есть у этого вида транспорта и свои минусы: зависимость от погоды и небольшой риск крушений, которые часто имеют трагические последствия.

Тем не менее статистика показывает, что гораздо опаснее использовать для дальних переездов личный автомобиль.

Водный транспорт

Он делится на речной и морской. В России более развит речной водный транспорт. В целом же услугами этого вида транспорта пользуется лишь небольшое число пассажиров, хотя в давние времена он имел огромнейшее значение.

Управление городским пассажирским транспортом

Для управления различными видами транспорта созданы соответствующие министерства и ведомства. Управление транспортной системой подразумевает совокупность мероприятий, направленных на координацию работы транспортных элементов как между собой, так и в связи с внешней средой.

Управление транспортным средством требует знания правил дорожного движения, уплаты налогов, распределения платных и бесплатных участков дорожной сети, учета особенностей движения при перевозке большого количества пассажиров и т. д.

Все это определяет правила пользования городским пассажирским транспортом.

Как будет развиваться общественный транспорт в будущем

Во многих странах мира разрабатываются проекты по электрификации различных видов транспорта, в том числе общественного. Лидерами в этом отношении являются Европа, Китай и Япония. Первыми на электрическую тягу планируют перевести автобусы. В отдельных городах Китая этот процесс уже практически завершен.

Часть автобусов могут переориентировать на использование водородного топлива. Вероятные сроки такого перевода – 10-15 лет. Не менее активно развивается и электрическое такси. В США все эти процессы идут медленнее, однако могут ускориться после смены президента страны.

На данный момент администрация Трампа тормозит реализацию подобных проектов.

Несколько позже на электрические двигатели переведут пассажирские суда и самолеты небольшой вместительности. Что же касается крупных лайнеров, то здесь ситуация пока неопределенная.

Постепенный перевод транспорта на электрическую тягу позволит решить экологические проблемы, снизить уровень шума, повысить технические характеристики транспортных средств, сделать более дешевой их эксплуатацию.

Источник: https://FB.ru/article/380361/gorodskoy-passajirskiy-transport-vidyi-marshrutyi-i-pravila-polzovaniya

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: