Виды функций местного самоуправления рф. Местное самоуправление: понятие, принципы, функции

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Политика. 5.6. Местное самоуправление

Виды функций местного самоуправления рф. Местное самоуправление: понятие, принципы, функции

  • Местное самоуправление. Сущность понятия.
  • Функции местного самоуправления.
  • Принципы местного самоуправления.
  • Формы участия населения в МСУ.
  • Полномочия органов МСУ.
  • Отличия МСУ и местной власти.
  • Законодательные основы местного самоуправления.
  • Из Конституции РФ о МСУ.

 Местное самоуправление (МСУ).

Местное самоуправление — организация деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью.

Местное самоуправление – самостоятельная, под свою ответственность, деятельность населения по решению вопросов местного значения: управление муниципальной (общественной) собственностью данной территории, организация коммунально-бытовых и социально-культурных услуг.

Функцииместного самоуправления.

Функции – основные направления муниципальной деятельности, полномочия.

  • Обеспечение участия населения в решении местных дел (укрепление муниципальной демократии).
  • Создание условий для развития соответствующей территории.
  • Управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов.
  • Обеспечение потребностей населения в коммунально-бытовых, социально-культурных и других услугах.
  • Охрана общественного порядка.
  • Защита интересов и прав МСУ, закреплённых Конституцией РФ.

Принципы местного самоуправления.

  • Самостоятельность решения населением всех вопросов местного самоуправления через органы местного самоуправления
  • Многообразие организационных форм местного самоуправления.
  • Организованное обособление МСУ в системе управления обществом и государством: органы МСУ не входят в систему государственной власти, структура МСУ определяется населением самостоятельно.
  • Соблюдение прав и свобод граждан.
  • Законность в организации и деятельности МСУ.
  • Гласность деятельности МСУ.
  • Коллегиальность и единоначалие в деятельности МСУ.
  • Соответствие полномочий МСУ материально-финансовым ресурсам (МСУ должно иметь право на достаточные материально-финансовые средства, необходимые для осуществления своих функций).

1.Непосредственное:

  • участие в муниципальных выборах
  • участие в местных референдумах, собраниях, сходах граждан
  • внесение в органы МСУ проектов нормативно-правовых актов местного значения и др.

2.Через органы МСУ:

  • представительный орган (совет, дума, муниципальный комитет и др.) избирается городским или сельским населением;
  • исполнительный орган: мэр, староста, глава администрации и т.д. (выбирается непосредственно населением или представительным органом МСУ) и возглавляемая им администрация (отделы здравоохранения, образования, финансовый отдел и др.)

Полномочия представительного органа:

  • осуществляет правотворческую деятельность в объёме полномочий МСУ;
  • утверждает местный бюджет и отчёт о его исполнении;
  • устанавливает местные налоги и сборы;
  • утверждает программы развития соответствующих территорий;
  • осуществляет контроль за деятельностью главы МСУ.

Полномочия исполнительного органа МСУ:

  • осуществляет управление муниципальным хозяйством;
  • распоряжается имуществом и объектам муниципальной собственности;
  • разрабатывает местный бюджет и несёт ответственность за его исполнение;
  • осуществляет регулирование земельных отношений.

Законодательство МСУ допускает создание по месту жительства граждан (микрорайоны, кварталы, улицы) органов территориального самоуправления (советов микрорайонов, уличных, домовых комитетов и т.д.)

 Отличия МСУ и местной власти.

МСУМестная государственная власть.
Не входит в систему государственной власти.Входит в систему государственной власти.
Существует на общественных началах.Существует на деньги налогоплательщиков.
Выборные органы власти.В большинстве случаев назначаемые органы власти.
Имеют сроки полномочий.Если назначаемы, то срок полномочий не установлен.
Относится к институтам гражданского общества.Относится к государственным институтам.
РЕШЕНИЯ обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями, организациями, а также органами МСУ, местной власти и гражданами.

Законодательные основы местного самоуправления. 

  • Конституция РФ (ст. 3, 12 и гл. 8)
  • Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г.
  • Муниципальное право.

Муниципальное право РФ – это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления.

 Из Конституции РФ о МСУ.

Ст.3, п. 2 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»

  • органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст.12);
  • Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст.131);
  • Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (ст. 131);
  • Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (ст.132);
  • Конституция РФ гарантирует (ст. 133): судебную защиту нарушенных прав местного самоуправления; Компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; Запрет на ограничение прав местного самоуправления.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BE%D0%B3%D1%8D-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA-48/

Функции местного самоуправления

Виды функций местного самоуправления рф. Местное самоуправление: понятие, принципы, функции

Определение 1

Функция местного самоуправления – это направление деятельности муниципальных властей, призванных решать вопросы, имеющие локальное значение для муниципальных образований.

Выделению функций местного самоуправления способствует такие факторы как сама природа этого самоуправления, его принципиальная основа, цели и задачи, которые оно призвано решить.

Характеристика основных функций местного самоуправления

К числу основных функций местного самоуправления относятся следующие:

  1. Функция обеспечения участия граждан муниципального образования в решении вопросов, имеющих местное значение.

    Данная функция направлена на обеспечение развития демократия на муниципальном уровне, формирование условий, поддерживающих инициативы местного характера, самостоятельное решение населением муниципального образования вопросов, имеющих местную значимость, применение разнообразных форм самоуправления.

    Условием полноценной реализации указанных функций является решение проблемы гарантированности прав населения на осуществление самоуправления, а также преодоление апатичного и равнодушного отношения некоторой части населения к вопросам, имеющим местное значение, и деятельности органов муниципального управления;

  2. Функция управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также финансовыми ресурсами муниципального образования.

    Конституцией Российской Федерации органам муниципального управления предоставлено право решение вопросов относительно пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, а также право самостоятельного формирования, утверждения и исполнения муниципального бюджета, установления местных налогов и сборов. Полноценная реализация указанной функции является обязательной предпосылкой осуществления местного самоуправления;

  3. Функция обеспечения развития территории муниципального образования.

    Одной из основных задач управления муниципальным образованием является формирование программы развития социально-экономического характера территории муниципального образования, управление находящимся на этой территории муниципальным хозяйством.

    Полноценная реализация данной функции обеспечивает стабильность социально-экономического развития территории муниципального образования, на которой осуществляется муниципальное управление;

  4. Функция обеспечения потребностей граждан муниципального образования в различного рода услугах (социально-культурных, бытовых, коммунальных и прочих). Важнейшей задачей местного самоуправления является обеспечение населения необходимыми услугами.

    Граждане, проживающие на территории муниципального образования, фактически создают органы муниципального управления с целью решения задачи улучшения качества жизни населения, повышения эффективности получаемых населением услуг.

    Высокая значимость местных властей при решении таких вопросов обусловлена их приближенностью к населению в отличие от органов государственного управления;

  5. Функции охраны общественного порядка и законности на территории муниципального образования. В соответствии с Конституцией Российской Федерации на органы муниципального управления возлагается осуществление охраны общественного порядка на территории муниципального образования.

    Большей частью данная функция реализуется органами местной полиции.

    Эффективная реализация данной функции подразумевает активное взаимодействие органов муниципального управления с органами государственного управления, развитие и поддержание разнообразных форм участия граждан в обеспечении общественного порядка, организацию исполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов;

  6. Функция защиты прав и интересов муниципального управления, гарантированных конституционным правом на осуществление местного самоуправления.

  • Курсовая работа 430 руб.
  • Реферат 260 руб.
  • Контрольная работа 230 руб.

Замечание 1

Функции, выполняемые местным самоуправлением, находятся в тесной взаимосвязи между собой и дополняют друг друга.

Конституцией Российской Федерации установлен запрет на ограничение прав местного самоуправления со стороны органов государственного управления и региональных властей. При выявлении фактов нарушения прав местного самоуправления органы муниципального управления могут обращаться в суд за защитой своих прав и интересов.

Классификация функций местного самоуправления

Функции, выполняемые местным самоуправлением, можно разделить на две основополагающие группы, как любые функции управления:

  • во-первых, функции местного самоуправления социально-целевого характера – это функции, характеризующие основную направленность, целевое содержание местного самоуправления как управленческой деятельности. К такому виду функций относятся функции обеспечения интересов и прав местного населения, охраны общественного порядка, обеспечения безопасности граждан муниципального образования, комплексное развитие территории муниципального образования и так далее;
  • во-вторых, функции местного самоуправления социально-организационного характера – это функции, характеризующие процессуальную, организационную и исполнительно-распорядительную часть местного самоуправления, представляющего собой управленческий процесс на муниципальном уровне власти. К данному виду функций относятся сбор и анализ информации, разработка и принятие управленческих решений, регулирование, координация, организация, контроль и учет в системе муниципального управления.

Основной задачей местного самоуправления является самостоятельное решение вопросов, имеющих значение для местного населения, посредством оптимального сочетания местных и общегосударственных интересов, позволяющих наиболее эффективно достигать социально-экономического развития муниципальных образований.

Функции, выполняемые местным самоуправлением, являются устойчивыми и стабильными, поскольку выступают проявлением постоянного и целенаправленного воздействия населения, органов муниципального управления на систему муниципальных отношений с целью обеспечения максимально эффективного решения вопросов, имеющих местную значимость.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/mestnoe_samoupravlenie/funkcii_mestnogo_samoupravleniya/

Проект

Виды функций местного самоуправления рф. Местное самоуправление: понятие, принципы, функции

Вид работы: Проект

Тема: Местное самоуправление: понятие и сущность

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Общая характеристика местного самоуправления 5

1.1. Сущность и понятие местного самоуправления     5

1.2. Современные проблемы реализации функций местного самоуправления 11

Формы осуществления местного самоуправления в России 18

2.1.Структура органов местного самоуправления в РФ 18

2.2.Современное состояние местного самоуправления в РФ 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

ПРИЛОЖЕНИЕ 31

ВВЕДЕНИЕ

Система местного самоуправления представляет собой один из важнейших фундаментальных институтов современного демократического государства, являющегося одновременно формой самоорганизации граждан, и уровнем публичной власти. Природа муниципальной власти исследуется и по-разному трактуется учеными уже не одно столетие.

Построение эффективной модели организации местного самоуправления в Российской Федерации является одним из базисных условий укрепления российской государственности, фактором демократизации социальных и государственных институтов, средством формирования устойчивой связи между гражданами и низовым звеном публичной власти.

Связи с этим проблематика изучения понятие и сущности местного самоуправления является актуальной.

Цель нашего исследования заключается в комплексном анализе понятие и сущности местного самоуправления через призму современных взглядов. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • исследовать сущность, особенности и понятие местного самоуправления;
  • изучить современные проблемы реализации функций местного самоуправления;
  • анализировать структуру органов местного самоуправления в РФ;
  • охарактеризовать современное состояние местного самоуправления в РФ.

Объект исследования – изучение понятие и сущности местного самоуправления.

Предметом исследования выступают особенности местного самоуправления в свете новых реалий РФ.

Степень научной разработанности темы. Проблематика местного  самоуправления изначально находилась в свете интересов, как государственных деятелей, так и в свете интересов специалистов широкого профиля. Среди наиболее выдающихся  отечественных специалистов можно особо выделить —  А.Б.Моттаева[1],  А.И.Гомола[2], Е.С.Шугрина[3],  О.Е.Кутафин[4] и др.

Теоретической базой исследования. В ходе написания курсовой работы широко применялись законодательные акты, труды отечественных и зарубежных исследователей, материалы периодических изданий и материалы интернет ресурсов.

Методологическая база исследования опирается на такие общенаучные методы как обобщение, описания, анализ, синтез, классификация и сравнительного анализа.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав (каждая из которых содержит по 2 параграфа), заключения списка использованных источников и приложения.

Сущность и понятие местного самоуправления

Местное самоуправление как общественный институт имеет давнюю традицию и в европейской и в отечественной политической культуре.

Сегодня местное самоуправление рассматривается как основа конституционного строя государства, форма народовластия и атрибут современной демократии.

Все это обуславливает интерес как научной, так и широкой общественности к данному социальному феномену. Для раскрытия сущности местного самоуправления необходимо определиться с понятием «самоуправление».

Под самоуправлением в научной литературе понимают самоорганизацию, саморегуляцию, автономное функционирование любой, в том числе и социальной, системы[1].

В то же время самоуправление следует рассматривать как особую форму социального управления, как коллективную общественную деятельность, как способ осуществления народовластия.

В этой связи важнейшей задачей является выделение признаков, или критериев, самоуправления. Несомненно, что эти признаки должны выделять существенные черты данного социального института.

Для решения этой задачи необходимо построить теоретическую модель, включающую в себя такие признаки, которые в своей совокупности охватывали бы в обобщенном виде все частные случаи проявления этого социального феномена. Среди набора признаков, выделяемых исследователем, определяющим будет такой фактор, который выявляет основное противоречие развития анализируемого социального института.

Также необходимо установление ряда признаков, которые конкретизируют и уточняют ведущий критерий. Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие критерии самоуправления:

  1. власть принадлежит всему местному сообществу;
  2. совпадение субъекта и объекта управления;
  3. прямая демократия как способ осуществления власти;
  4. самодеятельность, т.е. самостоятельная деятельность членов сообщества по формированию и регулированию общественных отношений в основных сферах жизнедеятельности общества.

Таким образом, применительно к обществу под самоуправлением будем понимать такой тип управления, при котором носители власти — самые широкие слои населения — не делегируют свои полномочия по управлению общественными делами отдельным субъектам, наделенным властными полномочиями.

Иначе говоря, о самоуправлении имеет смысл говорить лишь тогда, когда речь идет о непосредственном волеизъявлении народа и непосредственном управлении им общественными процессами.

В этом смысле общественное самоуправление осуществимо в сравнительно небольших общинах, где возможна так называемая «полисная демократия».

Другой проблемой, требующей своего решения, является вопрос о природе местного самоуправления. По этому поводу существуют различные точки зрения.

Теория свободной общины или естественных прав общины выводит право общины заведовать своими делами из теории естественного права[2].

Это означает, что права местных сообществ приоритетны перед государством и органы местного самоуправления являются органами общин, а не государства. Поэтому государство не вправе вмешиваться в дела общин, которые имеют собственную компетенцию.

Хозяйственная теория самоуправления также противопоставляет государство и общину, но основной функцией органов самоуправления является чисто хозяйственная деятельность. Наиболее распространенной является государственная теория самоуправления, рассматривающая общинное управление как разновидность государственного.

Один из представителей этого течения Г. Еллинек отмечал, что «самоуправление — это есть государственное управление через посредство лиц, не являющихся профессиональными государственными должностными лицами, управление, которое в противоположность государственно- бюрократическому, есть управление через посредство самих заинтересованных лиц»[3].

В отечественной общественно — политической мысли эта точка зрения имела сторонников. Так Н.

Лазаревский писал: «Местное самоуправление есть децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и тесную связь органов местного государственного управления с данной местностью и ее населением»[4].

Известный ученый 20-х годов XX века Л.А.

Велихов считал, что местное самоуправление следовало бы определить, как государственное управление каким-либо кругом дел на местах, образуемое посредством избрания уполномоченных на то лиц от господствующего класса местного населения[5]. Эта марксистская концепция роли и места самоуправления в общественной жизни практически просуществовала до последних дней советской власти.

Некоторые формы самоуправления, характерные для дореволюционной России, в Советском Союзе либо были уничтожены, либо имели декларативный характер.

Даже принятие в 1990 году закона «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР»[6] не могло изменить ситуацию с местным самоуправлением, поскольку местные органы власти продолжали оставаться элементом государственно-бюрократической машины.

В современной западной социологической литературе также неоднозначно трактуется сущность местного самоуправления. Большинство ученых под ним понимают децентрализованную форму государственного управления на местах. Однако, есть и другая точка зрения, согласно которой коммуна и государство равноправны и их существование не зависит друг от друга.

На мой взгляд, местное самоуправление следует рассматривать как особую форму общественного управления, т.е.

местное самоуправление, с одной стороны, относится к институтам гражданского общества, а с другой стороны, выступает как нижний уровень власти — местный — наряду с центральными и региональным.

В последнем качестве местное самоуправление обладает публично-правовыми полномочиями, являясь элементом политической системы общества. Отсюда следует, что местное самоуправление занимает особое место в системе властных отношений.

Таким образом, органы местного самоуправления являются особым уровнем власти, где сочетаются два начала: общественное и государственное. В странах западной демократии под местным самоуправлением понимается право граждан демократическим путем создавать местные органы власти, действующие в интересах населения, имеющие широкую автономию и необходимую для этого экономическую основу.

В данном контексте «местное самоуправление» и «местное управление» фактически означают местные органы власти[7], которые основаны на принципе делегирования властных полномочий отдельным лицам и на принципе формирования особых органов власти и управления.

Специфичность местного самоуправления заключается и в том, что образование его органов не допускается государственными органами управления, а структура органов местного самоуправления определяется непосредственно самим населением.

Также запрещается осуществлять функции местного самоуправления органами государственной власти и управления и их должностными лицами.

Решения органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть отменены лишь органами и должностными лицами, их принявшими, либо могут быть признаны недействительными по решению суда.

Таким образом, местное самоуправление, осуществляемое на федеральном и республиканском уровнях, имеет принципиальное отличие от прежних органов власти. В первую очередь, это отсутствие вертикальной подчиненности местного органа власти вышестоящему.

К отличиям также можно отнести возможность реального участия всего населения самоуправляемой территории как в 1выработке, так и в принятии решений по всем основным вопросам местного значения; автономность местного сообщества, обусловленное собственным бюджетом и административным контролем над подвластной территорией и другие.

Институт местного самоуправления представляет собой многоуровневую систему. В связи с этим целесообразно изучение зарубежного опыта строительства местного самоуправления.

В Германии, например, местное самоуправление являет собой единую систему, имеющую две ветви: муниципальную (города и пригороды) и районную (сельская местность и небольшие города)[8].

Причем, каждая ветвь местного самоуправления отличается от другой как в способах организации данного социального института, так и в источниках финансирования, а также функциях, выполняемых этими органами местного самоуправления.

Не следует пренебрегать изучением и осмыслением опыта земств в России. Последние, согласно законодательству, были независимыми от правительственных учреждений того же уровня.

Для них было характерно самостоятельное формирование бюджета, статус юридического лица, право собственности, возможность разрешения конфликтов с правительственными органами в суде и другое.

Изучая такой социальный институт как местное самоуправление, нельзя не отметить тот факт, что органы государственной власти и управления и органы местного самоуправления предстают как элементы единой системы управления общественными явлениями и процессами.

Будучи самостоятельными в пределах собственной компетенции, органы местного самоуправления взаимодействуют с государственными органами власти и управления.

Последние не могут вмешиваться в осуществление деятельности местного самоуправления, их органов и должностных лиц.

Вместе с тем, органы государственного управления осуществляют контроль над деятельностью местного самоуправления через финансовые и правовые рычаги.

Взаимоотношения местного самоуправления с государственными структурами являются весьма непростыми.

С одной стороны, законодательно закреплена государственная поддержка местного самоуправления, обязывающая органы государственной власти создавать необходимые условия для становления и развития местного самоуправления.

С другой стороны, как отмечал еще известный исследователь XIX века А Токвиль, деятельность органов государственного управления имеет тенденцию к ограничению автономии местных сообществ.

Взаимодействие государственных органов власти и органов местного самоуправления заключается также в том, что на органы местного самоуправления может быть возложено исполнение отдельных государственных полномочий, что предусмотрено как федеральным, так и республиканским законодательством, с передачей им соответствующих материальных и финансовых ресурсов.

Итак, становление института местного самоуправления, происходящее в нашей стране, способствует укреплению демократии и демократизации власти. Местное самоуправление, являясь формой народовластия, составляет, как отмечается в Европейской Хартии о местном самоуправлении, одну из основ любого демократического строя.

Литература

[1]Моттаева А.Б. Проблемы управления государственной и муниципальной собственностью на современном этапе. М.: МГСУ, 2015. [2] Гомола А.И. Правовые основы государственного и муниципального управления. М.: Академия, 2015. [3] Шугрина  Е.С. Муниципальное право. М.: Норма, 2016. [4] Кутафин  О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: моногр. М.: ЮРИСТЪ, 2015.

Прикрепленные файлы:

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

_samoupravlenie_ponyatie_i_sushhnost_1

Источник: https://xn--d1aux.xn--p1ai/mestnoe-samoupravlenie-ponyatie-i-sushhnost/

Понятие и виды функций местного самоуправления

Виды функций местного самоуправления рф. Местное самоуправление: понятие, принципы, функции

Определение 1

Функции местного самоуправления – это основные направления деятельности органов местного самоуправления, выраженных в лице органов, должностных лиц, а также населения.

Функции муниципалитета предопределены его юридической природой, местом в системе демократии, задачами и целями, к достижению которых стремится деятельность органов местного самоуправления.

Различают следующие функции органов местного самоуправления:

  • Социально-целевые подразумевающие собой основные направления, цели, а также содержание определенной управленческой деятельности;
  • Организационные – процессуальные действия организационно и организационно-распорядительного характера, объединение которых представляет собой процесс управления.

Органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы муниципального характера, объединяя интересы местного и общегосударственного характера с целью достижения эффективного воплощения социально-экономического потенциала территориальных единиц, находящихся на самостоятельном управлении. Будучи частью демократической управленческой системы общества и государства, местное самоуправление, самостоятельно решая вопросы местного значения, воплощают задачи по обеспечению жизненно важных интересов населения и социальной защите граждан.

Муниципальные функции характеризуются определенной устойчивостью и стабильностью, поскольку осуществляют постоянное, целенаправленное влияние населения и органов местного самоуправления на возникающие взаимоотношения с целью эффективного принятия решений вопросов местного характера.

Вывод 1

Своим единством они проявляют возможность и эффективность муниципальной системы, характеризуют социальное назначение местного самоуправления, а также процесс его реализации.

Социально-целевые функции органов местного самоуправления

Учитывая место местного самоуправления в рамках организации и реализации народной власти, а также задач, которые решаются при осуществлении муниципальной деятельности и возложенных полномочий, социально-целевые функции самоуправления можно классифицировать следующим образом:

  • Обеспечивают участие населения при решении вопросов местного характера. согласно Федеральному закону органы местного самоуправления уполномочены принимать уставы, вносить корректировки в положения, осуществлять контроль их исполнения: определять формы, порядок и предоставлять гарантии непосредственного принятия участия граждан в процессе решения вопросов местного значения; создавать выборные и другие муниципальные органы, а также определять их структуру и наделять полномочиями; проводить выборы депутатов как представительных органов, так и их должностных лиц; устанавливать условия и порядок организации муниципальной службы;
  • Управления собственностью и финансовыми средствами, принадлежащими органам местного самоуправления. Муниципальные органы реализуют от имени местного образования права владельца относительно имущества и местных финансовых средств, которые входят в состав муниципальной собственности. Представительными органами устанавливается порядок управления и пользования муниципальной собственностью, а также порядок и условии приватизации; утверждается местный бюджет и подготавливается отчет об исполнении; устанавливаются налогообложения; разрабатываются планы и программы развития учреждений местного самоуправления и принимаются отчеты об исполнении данных программ; принимаются общие правила по вопросам местного значения для исполнения в обязательном порядке; учреждаются хозяйственные общества, объединяемые в себе несколько муниципальных образований; контролируется осуществления деятельности других муниципальных органов и должностных лиц согласно уставу органа местного самоуправления. Иными муниципальными органами и должностными лицами осуществляется оперативное и текущее управление собственностью и финансами, принадлежащим органам местного самоуправления. Согласно законодательству они имеют право передачи объектов муниципальной собственности во временное или постоянное распоряжение физическим или юридическим лицам, сдавать в аренду, проведения с имуществом местных органов сделки, определения в договорах условий пользования приватизируемых объектов или объектов, передаваемых в распоряжение. Ими обеспечивается надлежащее распоряжение муниципального бюджета. Местным населением могут приниматься решения о одноразовых сборах денежных средств с целью финансирования вопросов, возникающих при осуществлении муниципальной деятельности;
  • Обеспечение комплексного развития территории самоуправления. Это означает право владения, пользования, распоряжения собственностью, принадлежащей муниципальному образованию; управление местными финансовыми средствами; создание, утверждение и распоряжение местным бюджетом; установление налогов и сборов на местном уровне; решение иных финансовых вопросов на местном уровне; хозяйственная деятельность, формирование и управление местными предприятиями, учреждениями, организациями; полноценное обеспечение социально-экономического развития органов местного самоуправления; создание необходимых условий для осуществления развития производства в сельскохозяйственной сфере, увеличение рынка сбыта сельскохозяйственной продукции, а также сырья и продовольствия; оказание помощи в развитии малого и среднего бизнеса; поддержка некоммерческих организаций социальной направленности в осуществлении благотворительной деятельности; реализация экономической деятельности согласно законодательству;
  • Обеспечение прав и интересов местного населения и органов. Является самой важной функции в рамках муниципалитета исходя из правовых норм статей 1, 2, 7, 18, 130 Конституции Российской Федерации. Данная функция в уставах определенных муниципальных образований указывается в качестве приоритетной. Самая важная функция – создание и обеспечение условий жизнедеятельности населения. В ее состав включены: обеспечение граждан, которые нуждаются в повышении качества жилищных помещений; процесс организации строительства и содержания жилищного фонда местного уровня; формирование условий, необходимых для начала строительства; организация, содержание, а также развитие местных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; обеспечение предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, а также создание условий для детского отдыха во время каникул; обустройство и озеленение муниципальных территорий; создание условий и организация сбора мусора и вывоза бытовых отходов; обеспечение транспортными средствами для достойного обслуживания местного населения; предоставление жителям услуг связи, торговли и бытового обслуживания; обеспечение культурное развитие местного населения посредством создания культмассовых мероприятий; принятие участия в возрождении народного художественного промысла; созданий условий, необходимых для развития спортивной сферы; формирование, развитие и обеспечение условий здравоохранения (лечебно-оздоровительные комплексы и местные курорты); обеспечение условий организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения (кладбищ); создание архивных фондов муниципального уровня;
  • Обеспечение охрана общественного порядка и безопасности населения. Данная функция включает в себя вопросы по:
    • организации охраны общественного порядка территории, являющейся муниципальной;
    • принятия участия в мероприятиях по профилактике террористических и экстремистских актов,
    • сокращению и устранению последствий проявления терроризма и экстремизма;
    • разработке списка мер укрепления межнационального и межрелигиозного согласия, поддержке и развития языков и культуры народов, проживающих на территории муниципального образования;
    • реализации прав национальных меньшинств;
    • созданию условий социальной и культурной адаптации мигрантов;
    • участия в предупреждении и устранении последствий чрезвычайных ситуаций; обеспечению мер пожарной безопасности;
    • реализации мероприятий, направленных на обеспечение безопасности населения на водных объектах;
    • здравоохранения;
    • созданию необходимых условий для осуществления деятельности добровольных формирований населения в сфере органы общественного порядка;
  • защита прав и интересов муниципалитета, которые гарантируются Конституцией Российской Федерацией и законами федерального уровня. Реализация данной функции возложена на муниципальные органы и должностные лица при сотрудничестве с государственными органами власти, а также предприятиями, учреждениями и организациями. Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального Закона, принятого 06.10.1999 № 184 «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных государственных органов власти», представительные органы уполномочены правом законодательной инициативы в представительном органе субъекта Российской Федерации. При наличии установленных законом случаев, муниципальные органы и должностные лица имеют право обращаться в органы государственной власти относительно соблюдения прав муниципалитета, учета интересов населения при принятии решений вопросов в сфере общественной и государственной жизни. Обращения такого рода подлежат обязательному рассмотрению. Местное население принимает участие в осуществлении этой функции, руководствуясь, прежде всего, правовыми институтами и формами прямого народовластия, в отдельных случаях государственными органами в обязательном порядке должно быть учтено мнение населения. Гражданами могут предъявляться в суд общей юрисдикции иски о признании недействительными акты государственной власти, должностных лиц, предприятий, нарушающие муниципальные права. при нарушении конституционных прав и свобод, граждане имеют право подавать иски в Конституционный Суд Российской Федерации.

Опиши задание

Организационной формой, благодаря которой реализуется функция защиты муниципальных прав и интересов, является совет органов местного самоуправления, а также других межмуниципальных образований. Представительство и защита муниципальных прав и интересов обеспечены также и на международном уровне.

Пример 1

К таким организациям можно отнести Конгресс региональных и местных европейских властей, куда органы местного самоуправления могут обращаться.

Замечание 1

При этом в состав палаты местных властей Конгресса входит 18 представителей, которые были избраны в муниципальные органы Российской Федерации.

Их состав устанавливается исходя из принципа географического представительства местного управления, представительства органов различных муниципальных формирований, представительства разнообразных политических партий, представленных на уровне муниципальных органов, представительства мужчин и женщин.

Социально-организационные функции местного самоуправления

Реализация местного самоуправления не может быть осуществлена без социально-организационных функций. К числу таких функций относится:

  • Осуществление сбора и анализа информации. Полнота информации и точность ее анализа влияют на степень обоснованности принятия решений управленческого характера и эффективности их применения. Для местного самоуправления данная функция представляет особую важность, так как при решении вопросов местного характера, реализации отдельных государственных полномочий, муниципальные органы ссылаются на интересы населения и важность изучения мнения населения по различным вопросам. Для решения осуществления этой задачи и применяются методы сбора и анализа информации. Этой функцией предполагается организация местной информационной службы, создание и обширное применение статистики в сфере самоуправления;
  • Выработка и принятие решений управленческого характера. Решение управленческого характера может представлять собой нормативно-правовой акт, который принимается в результате проведения местного референдума, выборов в органы местного самоуправления и других форм прямого изъявления воли граждан, или документ, принятый муниципальным органом или его должностным лицом. Согласно Федеральному закону, названия и виды правовых документов муниципальных органов, должностных лиц, а также порядок их принятия и вступления в силу устанавливаются Уставом органа местного самоуправления;
  • Организация – влияние на поведение и сознание людей. В деятельности муниципальных органов объединяются правовые и не правовые формы, а также публично-правовые и частноправовые управленческие методы. Как специфический метод организации деятельности муниципальных органов можно рассматривать административный договор, который подписывается муниципальными органами с государственными органами власти, а также органами других муниципальных формирований;
  • Регулирование – внесение корректировок в уже принятые решения управленческого характера, ликвидация причин и условий, которые приводят к нарушению нормального управленческого процесса;
  • Координация – обеспечение согласования и сотрудничества участников деятельности по вопросам управления;
  • Контроль и учет – проверка качества деятельности органов местного самоуправления путем осуществления сопоставления уровня промежуточных или конечных результатов и уровня, которые устанавливается нормативно-правовыми актами муниципальных органов и должностных лиц. Характерной особенностью данной функции является применение форм общественного контроля. Контроль по решению вопросов местного уровня относится к компетенции муниципальных органов и их должностных лиц. Контроль осуществляется, согласно уставу муниципальных формирований, представительным муниципальным органом. Населением, в свою очередь, осуществляется контроль соблюдения уставов муниципальных формирований.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/munitsipalnoe-pravo/ponjatie-funktsij-mestnogo-samoupravlenija/

Водителю
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: